
Екатерина Близнюк
Иногда даже детям приходится принимать очень важные решения, справляться с непростыми проблемами, решать сложные задачи, от которых зависит жизнь. И зачастую справиться одному бывает довольно сложно. Но даже если вы находитесь в безвыходной ситуации, когда кажется, что ответа нет, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу. О том, как и чем могут помочь специалисты Центров дружественных подросткам, а также о нюансах своей интересной работы расскажет психолог Екатерина Близнюк.
– Екатерина, расскажите о деятельности организации, в которой вы работаете.
– Я работаю в Центре дружественном подросткам «Успех», который функционирует на базе 23-й городской детской поликлиники Заводского района г. Минска. Он был создан в 2003 году при поддержке ЮНИСЕФ. Таких центров в Минске восемь. Наш Центр работает с подростками и молодежью от 10 до 24 лет. Также за консультациями к нам обращаются родители, опекуны, педагоги.
Наша помощь бесплатна, анонимна и конфиденциальна. Мы ни о чем не сообщаем в школу или поликлинику.
Мы активно работаем с учреждениями образования, часто проводим просветительские и профилактические мероприятия, сотрудничаем с учреждениями здравоохранения и инспекцией по делам несовершеннолетних Заводского РУВД г. Минска.
– Какие специалисты работают в Центре «Успех»?
– В нашем Центре помощь подросткам оказывают психолог, врач-гинеколог, врач-педиатр, инструктор-валеолог и медицинская сестра. Бывает, что штатные специалисты, работающие с подростками, в одном и другом Центре отличаются. Но врач-психолог, врач-педиатр, врач-гинеколог и инструктор-валеолог обязательно есть во всех наших Центрах.
Также многие из ребят, которые к нам обращаются, впоследствии выражают желание стать волонтерами Цетра «Успех».
– Какую помощь могут оказать подросткам в таком Центре?
– В деятельности нашего Центра можно выделить два основных направления – это индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальная форма – анонимные индивидуальные консультации. Групповая форма проходит в виде лекций-бесед, тренингов, акций, киновидеолекториев. Мы участвуем в международных выставках, часто организуем общеродительские собрания.
Работа Центра направлена на сохранение здоровья подрастающего поколения. Тематические занятия посвящены повышению стрессоустойчивости, профилактике нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путем, профилактике употребления психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, обучению правилам здорового образа жизни. Мы проводим тематические занятия для детей 3 раза в неделю, но иногда и чаще до 7 раз в неделю. И, как правило, приглашаем на них школьников. Но бывает наоборот: к нам обращаются представители администрации приюта или школы, объясняют, какая у них проблема, и мы проводим необходимые мероприятия на базе учреждения.
В центре мы оказываем и лечебную помощь, если необходимо назначение медикаментов.
– В каких именно мероприятиях, которые организовывает Центр, вы как психолог, принимаете участие?
– Например, скоро Центр планирует запустить цикл обучающих занятий для социальных педагогов и психологов школ по профилактике насилия и травли в школьном коллективе. Также будем проводить профилактический проект для учащихся, направленный на изучение как не стать жертвой насилия.
– -Екатерина, какую помощь вы оказываете подросткам, как психолог?
– Наш Центр оказывает комплексную медико-психосоциальную помощь: консультативную, диагностическую, лечебную, профилактическую. В мою компетенцию входит психокоррекционная помощь. Но я, как специалист Центра, оказываю широкопрофильную помощь, то есть могу проводить консультации, профилактические беседы по любым вопросам, касающимся специфики работы нашего учреждения.
– Чем работа психолога в поликлинике отличается от деятельности педагога-психолога в школе?
– Если говорить о психологах в школе, то их работа неразрывно связана с образовательным процессом. Педагоги-психологи проводят регулярные массовые психодиагностические обследования с целью контроля за ходом психического развития школьников, определяют детей, которые нуждаются в психологической помощи. Также много внимания уделяется адаптации детей при поступлении в школу, а также при переходе из начальной в среднюю школу.
Школьные психологи проводят просветительскую работу среди учащихся, родителей, преподавателей. Ведут консультативную работу. Планируют и организуют профориентационные исследования и профконсультации. Оказывают помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
Психолог в поликлинике работает в тесном сотрудничестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом, а также другими специалистами, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи.
Клинический психолог проводит необходимую консультативную, психодиагностическую, психокоррекционную работу в рамках лечебных, реабилитационных, психопрофилактических программ. Принимает участие в лечении и реабилитации пациентов с различной патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы.
Психолог в поликлинике оказывает помощь, направленную на восстановление психологического здоровья клиента, выявление условий, препятствующих или затрудняющих гармоничное развитие личности. Помогает человеку и его семье в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, а также при отсутствии взаимопонимания и конфликтных ситуациях с близкими людьми в семье.
Работа психолога в нашем Центре отличается от работы психолога в поликлинике прежде всего тем, что у нас нет в штате врача-психиатра. Мы работаем только с психической нормой.
– Объясните, как проходит индивидуальная беседа со специалистом в Центре.
– Главное преимущество нашего Центра – это возможность уделить внимание подростку и его проблеме и оказать полноценную консультацию. Если в обычной поликлинике на прием одного человека врач в среднем затрачивает 15 минут, то наши специалисты уделяют каждому от 30 до 45 минут минимум. За это время ребенок может собраться, вспомнить все, что он хотел спросить, спокойно поговорить с врачом.
Наш Центр – это не только психологическая помощь. Ребята также обращаются и к педиатру, даже учитывая то, что в целях анонимности справки и заключения врач не выдает. Дети приходят, когда, допустим, в поликлинике большая очередь или если спустя день после встречи с врачом у них возникли дополнительные вопросы.
К нам обращаются и с вопросами профориентации. Кто-то хочет разрешить внутренние противоречия, кому-то нужно поработать над самооценкой, кто-то оказался в сложной кризисной ситуации, а кто-то приходит, чтобы улучшить коммуникацию.
– К какому специалисту в вашем Центре можно обратиться за помощью в профориентации?
– Первым делом с таким вопросом приходят ко мне – психологу. Когда ребята сталкиваются с трудностями самоопределения либо тревожатся, правильный ли выбор сделали, мы проводим диагностику, которая выявляет их способности, склонности и другие особенности. Кроме этого, к такой работе подключается врач-педиатр. Он консультирует детей, помогает им узнать, нет ли у них хронических заболеваний или противопоказаний, которые помешают выбрать какую-либо профессию. И именно такой комплексный подход помогает каждому. Зачастую с одним человеком мы проводим несколько встреч.
Помощь в профориентации – довольно частая просьба. Чаще всего за такой помощью в Центр обращаются учащиеся 8-11-х классов.

– Что должен знать психолог, работающий с детьми?
– Работа любого психолога, не только детского, должна основываться на его знаниях и опыте. Хороший психолог должен иметь высшее профильное образование и постоянно совершенствоваться. В частности, детский психолог должен повышать квалификацию на курсах дополнительного профессионального образования в области детской и семейной психологии.
Чтобы успешно помогать клиентам, психологу нужно много работать над собой. Хороший специалист постоянно повышает свой уровень знаний и навыков, посещая курсы, семинары, тренинги. Более того: хороший детский психолог должен обладать знаниями из смежных областей, особенно из неврологии, психиатрии и педагогики.
– Какие личные качества необходимы такому специалисту?
– Психологу необходимо быть общительным, гибким, позитивно направленным, толерантным, деликатным, тактичным… Крайне важно соблюдать профессиональную этику.
Однако самое важное качество для детского психолога – это любовь к детям. Если честно, я не могу понять, как детей можно не любить. Дети очень энергетически положительные, позитивные, интересные, разносторонние. И каждый из них – это индивидуальность, личность. Поэтому детскому психологу в первую очередь важно найти индивидуальность каждого ребенка.
Дети обладают «незамыленным» взглядом на жизнь. И поэтому с ними очень увлекательно работать. Кроме этого, дети помогают развиваться и даже учиться, ведь их взгляд на жизнь отличается от взглядов взрослых.
– Вам нравится ваша работа? Почему?
– Работа психолога очень творческая. И для меня это огромный плюс. В рамках профессии есть множество направлений, в которых можно развиваться.
Работая с детьми и подростками, я заряжаюсь их энергией, каждый день узнаю что-то новое, помогаю им. Это помогает мне совершенствоваться в профессии и становиться лучше день за днем. Я развиваюсь как личность и как профессионал.
Считаю, что любому человеку должна нравиться его работа. Люди, которые любят свою работу, счастливее как люди и сильнее как профессионалы.
Анастасия ГИЗАТУЛЛИНА