
Максим Гурбович
Мало кто задумывается, как в новостных программах создаются изображения, которые мы видим на своих телеэкранах. Мы привыкли видеть в центре внимания журналистов и корреспондентов, смотреть идущий видеоряд, как будто все так и должно быть. А чья работа осталась за кадром? Кто стоит с другой стороны камеры? Оператор телеканала «Столичное телевидение» Максим Гурбович рассказал о сложностях профессии телевизионного оператора и о том, какими качествами должен обладать мастер телевизионного дела.
– Максим, стать телеоператором – это был твой осознанный выбор?
– Я любил в детстве снимать видео. Но никогда всерьез не рассматривал это занятие, как свою будущую профессию. Наоборот, даже думал стать поваром, и родственники одобряли мой выбор. Но в более сознательном возрасте, в 10-11 классе, когда пришла пора определяться с выбором профессии, я решил узнать, на кого еще можно пойти учиться. Стал просматривать все университеты г.Минска. Меня заинтересовала Академия искусств, там были легкие проходные испытания. Из ЦТ только история Беларуси и русский язык. Никаких естественных наук. Тогда я и решил свои детские развлечения направить в профессиональное русло. На специальность телеоператора нужно было еще сдавать внутренние экзамены. Я это предусмотрел. С 11 класса посещал подготовительные курсы при Академии искусств. Они мне очень помогли. Если бы не ходил, то, думаю, экзамены бы не сдал. Тогда точно пошел бы учиться на повара.
– Как проходили внутренние экзамены?
– Я сдавал три экзамена. Первый – это портфолио из авторских фоторабот. Нужно было показать фотографии, которые я делал. Приемная комиссия их просматривала и задавала вопросы, если что-то хотелось узнать подробнее. На втором экзамене я вытянул билет, где указывалась определенная схема света. Его мне нужно было установить. Кроме того, я должен был правильно расположить гипсовую голову и сделать несколько портретов. Третий экзамен – это тоже работа со светом, но более сложная. Мне нужно было составить собственную композицию, сделать натюрморт из разных вещей.
– Какие знания ты приобрел в Академии искусств?
– Учеба в Академии дала мне базовые знания. Это огромный объем профессиональной информации, которая станет хорошей основой, если ты дальше будешь развиваться самостоятельно. И здесь, по большому счету, все зависит от тебя самого.
Вообще считаю, чтобы быть оператором необязательно поступать учиться в Академию искусств. У нас на телеканале лишь 2-3 человека имеют профессиональное операторское образование. То, что я проходил в Академии и что делаю сейчас на СТВ, – это абсолютно разные вещи. На телевидении ты учишься всему заново.
– Как проходила практика во время учебы?
– Практика была в каникулярное время. Нас отправляли на телеканалы, но, к сожалению, ничего не давали делать самостоятельно. На первом курсе меня направили на СТВ. Однако руководство телеканала отказалось брать на практику такого молодого студента. В итоге во время практики, я принимал документы у абитуриентов нашего вуза. На втором курсе я попал на канал «Беларусь 1». Практика заключалась в том, что меня просто водили по студиям, на съемки я не ездил. И в какой-то момент появилось разочарование. Я начал думать, что никогда не смогу устроиться оператором на телевидение. Но на третьем курсе я попал в Агентство телевизионных новостей (АТН). Только там я наконец-то ощутил, что такое настоящие съемки.

– Расскажи, как ты устроился работать на СТВ?
– Учеба подходила к концу. Я начинал задумываться о будущем месте работы. Был почему-то уверен, что на телевидении меня не будет. Не потому, что не хотел, а потому, что туда тяжело пробиться. Но по счастливой случайности, нашел объявление в социальных сетях, что оператор СТВ ищет себе замену. Я ему написал, начал ходить стажироваться. Ходил долго. Меня взяли на работу только спустя три месяца. Хорошо, что не опустил руки. Я верил, что у меня все получится.
– Как ты представлял себе профессию оператора во время учебы? Что поменялось?
– Как я представлял себе деятельность оператора, так все и оказалось. Я никогда не думал, что буду студийным оператором. Я сразу представлял, что буду ездить по различным местам, снимать. Так и получилось.
– Как складывались отношения с коллегами первое время?
– Конечно, мы сразу присматривались друг к другу. Но трудностей в общении не возникало. Коллеги всегда были рады помочь, подсказать что-то начинающему оператору. Указывали на все мои ошибки и объясняли, как их лучше исправить. Я сразу понял, кто может дать хороший совет и чему-то научить.
– Каковы плюсы и минусы профессии оператора?
– Минус заключается в том, что эта работа занимает все твое время. Есть профессии, где ты успеваешь еще где-то подработать. Здесь же совмещать профессию и другую деятельность просто невозможно, поскольку работы очень много и свободного времени просто нет. Кроме того, у меня часто присутствуют опасения что-нибудь испортить, особенно если съемка важная. Для съемочной группы это всегда напряжение, ответственность.
Плюс профессии в том, что она носит разъездной характер, и ты никогда не сидишь на месте. Постоянно куда-то едешь, все время что-то снимаешь. Новые знакомства, эмоции, впечатления. Оператор снимает все самое интересное, важное и необычное. У меня не бывает однообразной работы и одинаковых рабочих дней. Пожалуй, к плюсу можно отнести еще и то, что поработав на телевидении некоторое время, я уже не вижу в нем чего-то сверхъестественного, как это было раньше. Для меня это просто работа.
– Опиши свой рабочий день. Много ли выходных?
– Я с самого утра и до вечера нахожусь на работе. Езжу снимать репортажи по Минску, иногда меня отправляют в командировки. Сказать во сколько заканчивается мой рабочий день сложно. Это всегда по-разному. Можно закончить работу в шесть вечера, а можно и в восемь. В неделю выпадает два выходных дня. Это не какие-то определенные дни. Каждую неделю они меняются. И не всегда это два дня подряд.
– Твоя главная задача, когда ты снимаешь новости?
– Моя задача – сделать картинку максимально комфортной для просмотра. Я всегда смотрю, как человек выглядит в кадре, ищу, в каком ракурсе он выглядит лучше всего. Для меня важно, чтобы не было ничего лишнего, отвлекающего взгляд. Например, чтобы волосы не торчали, не было пересвечено лицо. Люблю, когда в кадре все выглядит эстетично и аккуратно. Тогда и смотреть приятно.
– Как ты понимаешь, что такое операторское мастерство?
– Операторское мастерство – это когда посредством картинки ты можешь передать настроение, эмоции. Когда ты снимаешь не просто изображение, а вкладываешь в него определенный смысл. И этот смысл можешь донести до зрителя, с помощью кадра перенести его на место событий, сделать все, чтобы тебя поняли и тебе поверили.
– Максим, это сложная профессия? Можно ли всему научиться или что-то должно быть в человеке заложено?
– Считаю, что всему можно научиться. Для этого есть коллеги, у которых приобретаешь знания и опыт, учишься работать на их уровне. Даже если ты чего-то не умеешь сейчас, то со временем сможешь делать так, как это делают они.
Профессия сложна тем, что помимо технических моментов, в которых ты должен разбираться, предполагает еще и работу с людьми. Очень важно уметь расположить к себе человека, которого снимаешь. Дать ему понять, что все будет хорошо и камеры не стоит бояться. Оператор должен создать благоприятную обстановку для съемки, уметь успокоить человека. Тогда проще работать и корреспонденту.
– Какими качествами должен обладать хороший оператор?
– Для меня хороший оператор – это тот, кто много снимает и редко ошибается. Такой оператор должен обладать определенными качествами. Первое – это стабильность. У каждого оператора со временем вырабатывается собственный почерк. Второе качество – это видение. Можно выполнить свою работу хорошо, без ошибок, но если ты не видишь чего-то это плохо. Например, многим операторам нравится пустая картинка, где в центре стоит маленький человечек и много свободного пространства вокруг. А есть те, у кого оно обязательно должно быть полностью заполнено. Мне, например, нравятся люди, которые понимают и то, и другое. Они могут представить изображение красиво при любых условиях.
– Как ты видишь свое дальнейшее развитие в профессии?
– Пока сложно сказать, как я это вижу. Сейчас я просто хочу поработать. Жду, когда у меня тумблер сработает, и я пойму, что всего на этом месте уже достиг. На данный момент такого еще не произошло. Но я не вижу себя все время на СТВ. Конечно, хотелось бы поработать в каких-нибудь проектах, хочется делать что-то свое. Не конвейерное, а штучное. Делать что-то для души. Хочу работать сам, без помощи режиссера. Я хочу творить.
– Максим, что ты посоветуешь начинающим операторам?
– Каждый должен снимать так, как ему нравится. Возможно, это не везде получится. Например, у нас на телевидении не всегда можно делать так, как ты видишь. Иногда перед тобой ставят конкретную задачу. Но даже в таких ситуациях обязательно надо вносить свою изюминку. Нельзя делать все по шаблону. Надо вырабатывать свой собственный почерк.
Виктория ЩЕЛКАНОВА