Александр СЛАБКОКак говорил один из основателей педагогики сотрудничества Симон Соловейчик: «Учитель – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их». Настоящий учитель – прекрасный актер и психолог, он чувствует настроение детей и находит свои методы, чтобы установить дисциплину и заинтересовать их.
Безусловно, знания приходят с опытом и благодаря ярким примерам. Например, Александр Сергеевич Слабко в детстве мечтал стать генералом, как его прадедушка, но пошел по стопам матери и стал учителем иностранных языков в средней школе Ивьевского района. Рита Антоновна Слабко преподает иностранные языки в Трабской средней школе уже более 30 лет и является наилучшим примером и главным мотиватором для сына.
После окончания Трабской средней школы Александр поступил в Военную академию республики Беларусь, но вскоре забрал документы. Отучившись в Волковысском педагогическом колледже, он поступил в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Получив диплом, молодой специалист был направлен на работу в родную школу.
— Первое время мне было немного непривычно и неудобно. Учителя, которых я еще недавно называл по имени и отчеству, теперь назвали по отчеству и меня. Но я очень быстро к этому привык, – рассказывает Александр Сергеевич. – Мне кажется, начинать свою трудовую деятельность в родной школе – очень здорово. Здесь я знаю всех, меня знают – это помогает в работе с учениками и их родителями.
С первых дней молодой учитель установил железную дисциплину и доверительные отношения с детьми, а свой класс, где был назначен классным руководителем, принял как своих. На уроках он уделяет внимание всем: для каждого подготовлены дополнительные разноуровневые задания и обучающие материалы.
— У меня есть несколько способов, как заинтересовать детей, – делится учитель. – Самое главное – это личный пример и реальные истории о том, как, где и когда может пригодиться знание иностранного языка. Затем – способ конфликта и подначивания: учитель создает ситуацию, в которой ученик сам стремится улучшить и доказать свои знания, – объясняет молодой преподаватель. – Знание иностранного языка в современном мире повышает престиж человека и увеличивает его шансы на успешное трудоустройство, комфортное путешествие и гостеприимную встречу иностранных гостей на родной земле.
У Александра много времени уходит на формирование раздаточного материала и на подготовку к урокам в целом. – Конечно, в интернете есть много материала, что упрощает подготовку, но его все равно нужно обработать, оптимизировать под свой класс, учитывая разный уровень подготовки детей, – говорит Александр Сергеевич. Учитель стремится, чтобы все его ученики, даже те, кому с трудом дается иностранный, успешно усвоили урок, овладели языком и перебороли внутренний «страх говорения».
— Я стараюсь каждому уделить внимание, – говорит преподаватель. – Мы отрабатываем все этапы, чтобы довести их до идеала: произношение, слова, чтение, говорение. На уроках мы работаем с презентациями, фильмами и видео-уроками. Упор делаем именно на говорение, тренируем произношение и речь, чтобы ребенок мог спокойно поддержать разговор на иностранном языке, а не молчать из-за стеснения.
По словам Александра, иностранный язык нужен даже тем, кто живет в сельской местности. Молодой человек объясняет, что даже здесь можно встретить иностранного гостя или путешественника, которому понадобится уточнить маршрут, захочется узнать местную историю или найти знакомых. Такие случаи неоднократно выпадали Александру, а его мама пару лет назад проводила экскурсию по деревне гостю из Чили, предки которого когда-то жили в этих краях. Конечно же, к таким ситуациям нужно быть готовым.
Александр Сергеевич много времени уделяет своим подопечным, старается мотивировать их к самосовершенствованию и привить интерес к учебе. Каждый ребенок для него – это личность, за развитие которой он считает себя в некоторой мере ответственным. Молодой классный руководитель гордится успехами своих детей, радуется за их высокие оценки и искренне сопереживает их поражениям. Классом они часто ходят в походы и на пикники, иногда гуляют на природе, беседуют и делятся впечатлениями, переживаниями и последними новостями. Бывает, что разговаривают на английском языке.
– Дети – это отличные психологи, – уверен Александр. – Они чувствуют, что из себя представляет учитель. Молодой специалист должен быть уверен в себе и своих знаниях. Нужно помнить, что спокойствие и доброжелательность – качества, которые обязательно помогут в работе. Важно, чтобы дети доверяли учителю, уважали и понимали его.
У Александра Сергеевича отличные отношения с детьми. Огромную роль сыграла учеба в колледже и университете, а также помощь и советы мамы. В школе он чувствует себя легко и комфортно, дети его любят, а коллеги – уважают. Александр считает, что в школе нужно развиваться во всех областях в равной степени: и в науке, и в спорте. Обучение – это всестороннее развитие и расширение кругозора.
Молодой специалист и сам не перестает учиться: постоянно участвует в конкурсах и конференциях, учится на курсах повышения квалификации и читает специализированную литературу. А тем, кому еще предстоит поступить в высшее учебное заведение, Александр дал пару советов.
– Иностранный язык очень интересный и нужный, а вот сдача централизованного тестирования напоминает разминирование объекта, – считает молодой специалист. – Самое важное, что я бы посоветовал абитуриентам, которые будут сдавать иностранный язык на ЦТ, – спокойствие, терпение и самоконтроль. Не спеша просмотрите задания и сначала выполните самые легкие, в которых вы уверены. Затем выполняйте остальные по нарастающему уровню сложности. Желаю вам удачи, она пригодится! А пока есть время, повторите грамматику.
Александр Сергеевич признается, что доволен выбором своей профессии. В свободное время он играет в Трабском народном театре, где отдыхает телом и душой, выпуская на волю фантазию, эмоции и чувства. На сцене молодой преподаватель полностью перевоплощается в своего героя, подстраивая его под себя, чем добавляет в свою игру правдоподобность и убедительность. Еще одним житейским увлечением считает рыбалку и использует любую возможность посидеть на берегу озера с удочкой.
Марина МЕДВЕДЕВА
Фото автора

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона — так высоко древние чтили учителя». Конфуций
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь». М. Квинтилиан
«Учитель, образ его мыслей, – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». А. Дистервег
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». К. Ушинский
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л. Толстой
«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Г. Адамс
«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» Г. Уэллс
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому, что он учитель, и темно – потому, что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через нее и вывести ребёнка к свету – осветлить его ум, просветить его». С. Соловейчик