
Нина Мирончук
Среди подопечных героини этого материала люди в возрасте от 3-х и до 80 лет. Для десятков человек она не просто учитель, а надежный помощник и друг. Как и большинство девчонок, в детстве моя собеседница мечтала о карьере певицы, занималась в школе танцев и, сложись все по-другому, возможно, уже сегодня готовила бы свое музыкальное шоу. Но, спустя несколько лет, стоя на пороге взрослой жизни, она выбрала совершенно иной путь.
Знакомьтесь: Нина Витальевна Мирончук – логопед-дефектолог. Каково это учить людей, переживших в своей жизни трагедию, заново выражать мысли вслух? Как найти подход к ребенку с особенностями развития? О миссии дефектолога в современном обществе, особенностях и подводных камнях этой профессии, в материале «Кем быть?»
Мечты о большой сцене и путь к дефектологии
Пятый год Нина Мирончук трудится учителем-дефектологом в столичной СШ №25. Сегодня девушка с улыбкой на лице вспоминает свои детские мечты о большой сцене.
– Когда были маленькими, вместе с сестрой любили устраивать домашние концерты. Главными зрителями и самыми преданными фанатами, конечно же, были родители и ближайшие родственники. Но, по окончании школы, я подумала о том, что все-таки будущая профессия должна быть более серьезной. Сестра, которая к этому моменту училась в педагогическом колледже, посоветовала обратить внимание на специальность «логопед-дефектолог», – начинает свой рассказ моя собеседница.
В 2007 году Нина стала студенткой факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. (Справочно: 1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 № 67 на базе специального факультета открыт Институт инклюзивного образования). Свой выбор героиня этого материала остановила на одном из сложнейших направлений дефектологии – олигофренопедагогике, изучающей проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации.
Сотни лекций и практических занятий от талантливых педагогов, производственные практики в учебных заведениях, больницах и центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации столицы – и пять лет учебы на специальном факультете БГПУ им. Максима Танка пролетели как одно мгновение.
– Программа обучения была очень насыщенной и интересной. Мы, студенты спецфакультета, углубленно изучали анатомию, физиологию и патологию органов слуха, зрения и речи, на практике овладевали разнообразными техниками и авторскими методиками развития слуха и речи, зрительного восприятия, осваивали специальные компьютерные программы.
Пожалуй, самый яркий момент моего студенчества – участие в волонтерском движении. В БГПУ им. Максима Танка и сегодня действует более десятка волонтерских клубов и объединений, которые сотрудничают с учреждениями и организациями из самых разных уголков нашей республики. Специальный факультет традиционно представляет объединение «Равенство». Для воспитанников детских домов, больниц и интернатов в составе добровольческого клуба мы ежегодно проводили различные благотворительные мероприятия, – рассказывает Нина Мирончук.
«Логопед-афазилог? Не, не слышал…»
Трудовая биография моей собеседницы началась в 2012 году. По окончании университета девушка узнала, что в отделение реабилитации Брестской центральной городской больницы требуется логопед-афазиолог и, долго не раздумывая, откликнулась на вакансию. Если общее понятие логопед знакомо большинству из нас, то кто такой логопед-афазиолог, знают далеко не все. Оба специалиста занимаются восстановлением речевой функции человека, методы их работы, техники и приемы очень схожи между собой. Но серьезное различие между профессиями все же есть: афазиолог работает с людьми, утратившими речь в результате поражения речевых зон головного мозга.
– Поначалу эмоционально было очень тяжело. Переживала за каждого своего пациента. Представьте ситуацию, когда со слезами на глазах в кабинет к вам заходит мужчина лет 50 и не может произнести ни единого слова. Это верх отчаяния человека пережившего инсульт или серьезную черепно-мозговую травму! Вы же – последняя инстанция, способная помочь ему вернуться к полноценной жизни. В такие сложные моменты, когда все на грани, важно подобрать правильные слова, поддержать этого человека, вселить веру и стимулировать к работе, – поделилась Нина Витальевна.
Помощь логопеда-афазиолога, по словам моей собеседницы, требуется сразу после проведения тщательной диагностики по выяснению причин нарушения речи. И чем быстрее начать этот процесс – тем лучше. В этом деле, конечно же, исключительно важен комплексный подход: занятия лечебной физкультурой, медикаментозное лечение и, собственно, разработка речевого аппарата. Комплекс упражнений для каждого пациента специалист подбирает индивидуально. На первый взгляд многие из рекомендуемых упражнений очень просты даже для человека с серьезным поражением головного мозга в результате травмы, инсульта или другого заболевания. На самом же деле за ними стоит колоссальный труд по созданию новых нейронных связей.
– У нашего мозга есть определенные резервы в виде незадействованных нейронов. При выполнении комплекса специальных упражнений создаются новые нейронные связи, и по мере их появления человек снова овладевает навыком речи. На все про все, как правило, уходит от полутора до двух лет, но, думаю, все пациенты, в один голос скажут, что это того стоит. Сложный путь длиной в два года мы прошли с жителем Бреста Александром Александровичем Лягуцким. Благодаря регулярным занятиям в больнице и дома (после выписки консультировала его по телефону), мужчина полностью восстановил речь. Теперь вот никогда не забывает поздравить меня с праздниками, болтает по телефону, поет песенки, – не скрывает своих эмоций моя собеседница. – Была в моей практике и 80-летняя ученица. Три года занятий – и мы смогли заново научиться читать, писать и поддерживать разговор. Отмечу, что речь идет о 45-60-минутных уроках два раза в неделю.

Есть контакт!
После замужества Нина Мирончук поменяла не только место жительства, но и работу. В 2014-м девушка вернулась в столицу и вот уже пятый год трудится с особенными детьми. Педагог-дефектолог, акцентировала внимание моя собеседница, должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка.
– В работе с детками, имеющими особенности в развитии, важен повышенный контроль. Обучение проходит по специальной программе. Здесь все немного по-другому: есть неотъемлемый этап диагностики, своя система мотивации, оценки знаний и т.д. Это с одной стороны тяжело, а с другой – очень интересно. Если речь идет о работе с особенными детками, немаловажную роль играет умение заинтересовать своих подопечных, сформировать чувство уважения к педагогу. Все ребятишки любят играть, поэтому и на наших занятиях без этого никуда. Однако если обыкновенный учитель для того, чтобы дети усвоили определенный учебный материал, тратит в разы меньше времени, дефектологи «бьются» над одним и тем же очень долго. Маленькими шажочками мы идем к своей цели, поэтому, безусловно, особенно приятно видеть, что твой труд не напрасен и дает конкретный результат. Мне, например, очень повезло с родителями моих воспитанников. Помимо занятий в учебных классах, устраиваем для ребятишек сладкие столы, выезжаем на кемпинги. Когда родители и педагоги работают в тесной связке, это, можно сказать, и есть залог успеха, – рассказывает учитель-дефектолог СШ №25.
По словам Нины Витальевны, профессия обязывает непрерывно развиваться и совершенствовать свои навыки, осваивать новые методики и учебные тактики. Именно поэтому героиня нашего материала – завсегдатай научно-практических семинаров и обучающих программ по инклюзивному образованию. На базе СШ №25, где функционирует Республиканский инновационный центр, регулярно проводятся семинары для учителей-дефектологов из разных уголков Беларуси, а также студентов Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка. В рамках массовых мероприятий моя собеседница не раз представляла свой опыт проведения коррекционных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания.
– В нашей школе есть специальный предметный кабинет, в котором возможна интеграция учебно-игровой и развивающей деятельности – «Леготека». Лего – это совершенно новая технология в образовании. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду: ребенок чувствует себя и изобретателем, и экспериментатором. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. В силу своей педагогической универсальности лего оказывается наиболее предпочтительным наглядным пособием и развивающей игрушкой. Причем конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося, что тоже очень важно, – акцентирует Нина Витальевна.
Ответственно, почетно и экономически выгодно
Два года параллельно с работой в минской средней школе героиня этого материала трудилась логопедом в детском развивающем центре «Вундеркинд», где занималась постановкой звуков у мальчишек и девчонок с разными речевыми дефектами. Эффективные дыхательные гимнастики, упражнения для языка, массаж, альтернативные терапии может посоветовать для ребенка только профессионал своего дела, убеждена моя собеседница.
– Дефектологи – это достаточно широкопрофильные специалисты, владеющие знаниями из самых разных областей науки о человеке – медицины, психологии и, конечно же, педагогики. В виду этого возможности для трудоустройства здесь тоже огромные, есть хорошие перспективы для самореализации и карьерного роста. Такие специалисты сегодня очень востребованы на рынке частных образовательных услуг. Постоянно соприкасаться с детьми и взрослыми, которые особенно нуждаются в нашей поддержке, на мой взгляд, очень благородно и самоотверженно. Быть учителем-дефектологом ответственно, интересно, почетно и экономически выгодно одновременно. Безусловно, профессия накладывает отпечаток на всю мою жизнь: впервые общаясь с людьми, сразу обращаю внимание на дефекты их речи. Родственники и ближайшее окружение отмечают, что в общении с ними я стала более раздражительной. Безусловно, все переживания по поводу своих пациентов и учеников, сказываются на общем состоянии моего здоровья. Специалисты этой сложной и в тоже время интересной профессии будут востребованы всегда, так как, к сожалению, сейчас очень многим детям и взрослым требуется квалифицированная помощь, – рассуждает логопед-дефектолог.
Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения, убеждена моя собеседница. Свои силы и энергию Нина Мирончук восстанавливает во время путешествий по миру, отдыха на лоне природы в кругу близких и родных.

– Путешествия – настоящая моя страсть. Мне кажется, ни одна вещь в мире не восстанавливает так силы и не заряжает положительной энергией и эмоциями, поэтому готова работать только для того, чтобы новая поездка все-таки состоялась, – улыбается девушка. – Уже успела побывать в Крыму, Черногории, Албании и Скандинавских странах, в планах на ближайшее будущее – посетить Германию. Путешествуйте, заряжайтесь позитивом, ведь это того стоит!
Елена КУНАХОВЕЦ,
фото из архива героини материала