КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Сценарий классного часа по профориентации «Хочу - могу - надо»

    Сценарий классного часа по профориентации «Хочу — могу — надо»

    Сценарий классного часа по профориентации «Хочу - могу - надо»

    Классный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии.

    Цель: расширение представлений учащихся о мире профессий.

    Задачи: сформировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; побудить детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

     

    Оформление.

    Подготовить классную доску:

    сверху написать крупными буквами тему классного часа (так, чтобы справа осталось место для фразы «осознанный выбор профессии»);

    написать слова: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность»;

    написать профессиональные характеристики для игры «Визитка»:

    а) Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

    б) Учитель математики высшей категории, директор школы.

    в) Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

    г) Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

    д) Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

    Подготовить иллюстрации или фотографии (процессы труда, представители разных профессий).

     

    План классного часа

    • Беседа «Профессиональная характеристика».
    • Игра «Визитка».
    • Групповая работа «Самые нужные профессии».
    • Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
    • Мини-лекция «Формула профессии».
    • Тестирование.
    • Заключительное слово.
    • Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    Беседа «Профессиональная характеристика»

    Классный руководитель: «Пройдет совсем немного времени и вам, ребята, придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а тысячи дорог. Очень важно не ошибиться в выборе пути. От правильного выбора профессии зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и удовлетворенность собственной жизнью. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

    Что же такое профессия? На доске написаны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Как бы вы объяснили различие между этими словами?

    Дети дают ответы.

    «Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

    Профессия– это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

    Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

    Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

    Должность– это место, занимаемое человеком в организации.

    Многие из вас дали правильные толкования этих терминов. Все эти определения отражают профессиональную характеристику человека».

    Игра «Визитка»

    Классный руководитель: «Современные деловые люди имеют визитные карточки, это неотъемлемый атрибут делового общения. Визитка – это традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. Кроме ФИО и контактов на визитке указываются и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим.

    На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике».

    Учитель читает профессиональные характеристики, а дети дают ответы.

    Групповая работа «Самые нужные профессии»

    Классный руководитель: «Ребята, как вы думаете, что произойдет, если все молокозаводы одновременно утроят выпуск продукции, все склады и магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? Эти продукты будет трудно продать, они начнут портиться, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…

    Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов учебные заведения выпускают больше, чем нужно, то они не могут трудоустроиться, наступает переизбыток кадров и безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

    Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

    Вторая группа – «Забытые профессии».

    Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

    Четвертая группа – «Самые отважные профессии».

    После того, как дети составят списки, результаты обсуждаются.

    Примерные списки профессий:

    • Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, пластический хирург и т. п.
    • Забытые профессии: конюх, ключник, трубочист, ямщик и т.п.
    • Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, земледелец, животновод, повар, пекарь, бухгалтер и т. п.
    • Самые отважные: пожарный, каскадер, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, сапер, шахтер, военный и т.п.

    «Конечно, здесь мы перечислили не все профессии, их намного больше. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на потребности общества, которое нас окружает, на страну, в которой живем».

    Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

    Классный руководитель: «Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» и к своему большому разочарованию часто получал удручающий ответ. Примерно каждый третий ошибся в своем выборе, каждый второй признавался, что не совсем доволен и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете»?

    Примерные ответы детей:

    • выбор профессии сделан под давлением родителей или руководствуясь внешней стороной профессии, престижностью, модой;
    • незнание профессиональной сферы, недооценка минусов и негативных сторон профессии;
    • выбор «за компанию»;
    • отсутствие способностей и склонностей к профессии;
    • подражание героям кино и телесериалов.

    Классный руководитель: «Вы перечислили самые распространенные ошибки выбора профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?»

    Лекционный материал «Формула профессии»

    Классный руководитель: «Ребята, скажите, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты).

    А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения).

    Я открою вам секрет: получится формула правильного выбора профессии. Правильным может быть только осознанный выбор профессии.

    Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии.

    Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

    • хочу – это то, что мне нравится, к чему лежит душа;
    • могу – это то, что мне по силам, по способностям;
    • надо – это то, что нужно для общества, страны.

    Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в профессии в данный момент (надо).

    Тест

    Классный руководитель: «Немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат), нарисуйте человечка, состоящего из десяти элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд».

    Дети рисуют фигурки.

    Классный руководитель: «Теперь подсчитайте количество треугольников и послушайте ключ к тесту.

    Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, это хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, умеют работать с информацией.

    Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, имеет хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

    Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

    Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

    Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

    Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

    Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, возможно, он поможет вам задуматься о своих способностях и начать их развивать. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути».

    Заключительное слово

    Классный руководитель: «Выбор профессии – это очень важный этап в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

     

    Алла ЕРМАК,

    заместитель директора
    по учебно-воспитательной работе

    ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia