Сценарий утренника для учащихся 2-4 классов
Цель: создание условий для воспитания у учащихся трудолюбия, ценностного отношения к труду, как источнику материальных и духовных благ.
Задачи:
расширить знания о мире профессий;
воспитывать уважение к людям труда, результатам труда;
формировать понимание необходимости трудовой деятельности в жизни человека;
развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Подготовительный этап
(предварительная подготовка)
В подготовке утренника принимают участие активисты 6-8 классов. Они делятся на творческие группы. В состав групп входят и педагоги. Общее руководство осуществляет педагог-организатор. Каждая группа получает определенное задание:
подбор литературной части и подготовка чтецов стихов, инсценировок;
подготовка физкультминутки;
подбор загадок;
подготовка викторины по сказкам;
составление сценария и подготовка ведущего;
подготовка мультимедийной презентации согласно содержанию программы;
оформление выставки изделий декоративно-прикладного творчества учащихся 2-4 классов «Сделали сами, своими руками»;
подготовка материалов для рефлексии (рисунок «Клумбы Успеха» на листе ватмана, вырезанные из цветной бумаги цветы красного, желтого и синего цвета);
повторение с учащимися 2-4 классов сказок, отражающих тему труда;
в роли Сказочницы, Незнайки, Затейника, Ведущего выступают ученики старших классов;
все стихи, инсценировки, пословицы, песни готовят ученики 2-4 классов;
отдельные учащиеся 2-4 классов готовят краткие сообщения о профессиях своих родителей;
педагоги приглашают родителей и предлагают им план выступления;
ученики 2-4 классов под руководством старшеклассников и педагогов изготавливают сувениры гостям-родителям.
Оформление
выставка изделий декоративно-прикладного творчества учащихся 2-4 классов «Сделали сами, своими руками»;
мультимедийная презентация согласно содержанию праздника.
Ход мероприятия
(звучат звуки фанфар, выходят три чтеца и читают стихотворение С.Михалкова):
Чтец 1: Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Вместе: Ну конечно, это труд!
Чтец 2: Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Вместе: Ну конечно, это труд!
Чтец 3: Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Вместе: Ну конечно, это труд!
Ведущий: Здравствуйте, взрослые и малыши! Мы всех вас приветствуем от души! Сегодня на нашем празднике мы будем говорить о труде взрослых и детей. Давайте представим себе, что случилось бы, если бы все вдруг перестали трудиться. (Дети по желанию высказывают свое мнение.) Да, ребята, без труда прожить нельзя. Труд был, есть и будет всегда основой жизни на земле.
(Детская вокальная группа исполняет песню «Ничто и никогда не дается без труда», слова В.Волжанина, музыка Г. Булякова.)
Чтец 1 (читает стихотворение Юлиана Тувима):
– Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Чтец 2 (читает стихотворение Марка Салопова):
– Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассвета косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят.
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят.
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится земля.
(Инсценированное чтение стихотворения Ольги Чусовитиной. Два ученика в роли Пчелки и Червячка.)
Пчелка: Здравствуй, здравствуй, Червячок,
Красно-розовый бочок!
Червячок: Здравствуй, Пчелка, как дела?
Много меду принесла?
Пчелка: Я летала целый день,
Мед мне собирать не лень.
Скоро к нам зима придет –
Будут детки кушать мед.
Ну а ты чем занимался?
Червячок: Целый день в земле копался:
Там я домик строю свой.
Я зимую под землей.
(Вокальная группа исполняет «Песенку про лень», Слова Зои Петровой, музыка Аркадия Островского.)
Ведущий: Работа украшает человека, делает его жизнь более интересной, совершенной, разнообразной, обогащает душевно. Труд и лень – два противоположных понятия. В пословицах народ почитает и хвалит труд, а лень всячески порицает и высмеивает. Вдумайтесь в глубокий смысл пословиц, которые вы услышите.
(Выходят три ученика, по очереди декламируют пословицы):
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись.
Не учись безделью, учись рукоделью.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Без хорошего труда нет плода.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Где старанье и труд, там поля цветут.
Кто любит труд, того люди чтут.
С лодырем поведешься – горя наберешься.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Берись – не торопись, а работай – не ленись.
Рукам – работа, душе – праздник.
Ведущий: Друзья, вам понравились пословицы? А какие пословицы вы запомнили? (Ответы детей.) Давайте объясним их смысл. (Ответы детей.) Молодцы! А еще есть пословица: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Ну, раз вспомнили про сказку, встречайте Сказочницу.
(Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки», композитор Владимир Дашкевич. Выходит Сказочница.)
Сказочница: Здравствуйте, друзья! Как приятно быть на вашем празднике. Слышала-слышала, долго вы к нему готовились. Но и я не с пустыми руками пришла. Принесла я вам, ребятки, отрывки из сказок, где восхваляется труд и осуждается лень. Слушайте внимательно и вспоминайте эти сказки.
Варианты отрывков из сказок:
1. В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, без нянюшки одевалась и сразу за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом к колодцу за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась…
(В.Одоевский, «Мороз Иванович»)
2. – Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
– От труда, мой милый, – отвечал тот. А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
(К.Ушинский, «Два плуга»)
3. – Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой…
И вы будете опять
Словно солнышко, сиять.
(К.Чуковский, «Федорино горе»)
4. Пошла Маша в избу, взялась за дело. Щи сварила, кашу упарила, избу подмела да ткать села. Ткет – нитку в нитку кладет, рукой прихлопывает. Пришел медведь, а в избе светло, чисто, щи жирные, каша жаркая.
(Русская народная сказка «Про медведя» или «Маша и медведь»)
5. Вот старуха по коробу поскребла, по амбару помела, и набралось муки горсточки две. Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок и посадила его в печь. Испекла колобок, стал он румяный да красивый!
(Русская народная сказка «Колобок»)
Молодцы, ребятки! Помните: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Цените труд и будьте всегда трудолюбивы.
(Вокальная группа исполняет песню «Всегда найдется дело», слова М.Ивенсена, музыка А.Александрова.)
(Звучит веселая мелодия. Выбегает Затейник. Физкультминутка. Затейник произносит слова и показывает определенные движения. Дети копируют движения Затейника.)
Затейник: Привет, ребята! Не скучаем?
Давайте дружно поиграем!
Приглашаю чем быстрее с места встать
И со мною все движенья выполнять!
А мы поле засеваем –
Урожая ожидаем.
(Правой рукой имитируют посев зерна.)
Будем яблоньки сажать (приседают)
И водичкой поливать. (Трясут кистями рук.)
Яблонька ветвями машет,
(Поднятыми вверх руками машут со стороны в сторону.)
Деткам всем спасибо скажет.
Не заставит долго ждать – (руки вытягивают вперед)
Будем яблоки снимать. (Изображают, будто срывают яблоки.)
Побежим скорей на грядки
И посмотрим, все ль в порядке.
(Изображают бег на месте.)
Овощи растут, растут.
(Поднимают руки от пола вверх.)
Богатый урожай дадут.
(Разводят руки в стороны.)
Мы прополем все подряд.
(Изображают руками выдергиванье сорняков.)
Наша грядка – просто клад!
(Правую руку вытягивают вперед, подняв большой палец.)
Мы похлопаем в ладоши –
Будет урожай хороший!
(Аплодируют.)
Молодцы! Играли дружно!
Вот так же и трудиться нужно!
Ну пока, не унывайте!
Дальше праздник продолжайте!
(Автор игры В.Митько)
Ведущий: Кто любит труд, тот всегда найдет дело нужное и полезное. И в той семье, где каждый выполняет определенный круг обязанностей, всегда царит дружба, порядок и уют.
Чтец (читает стихотворение Б.Беловой):
– Папа для мамы сажает цветок,
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья,
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать друг другу приятное.
Чтец (читает стихотворение С.Погореловского):
– Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
На клумбе – цветок,
Его листья повисли.
Грустит он… О чем?
Угадай его мысли.
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
Тут ты совершаешь приятное чудо:
Ковер засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
– Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
Чтец (читает стихотворение А.Маркова):
– Дел немало у меня,
Много и заботы:
Выполняю дома я
Разные работы.
Оботру окно и стол,
Вымою посуду,
Подмету в квартире пол,
Приберусь повсюду.
Рано утром принесу
Травки для крольчонка,
На лужайке попасу
Нашего козленка.
И в конце любого дня
Радостно бывает –
Ведь помощницей меня
Мама называет.
Ведущий: Всегда приятно услышать высокую оценку своего труда. И всегда приятно с гордостью заявить: «Это сделал я сам!»
(Инсценированное чтение стихотворения И.Белякова. В ролях: Ведущий, 1-й ученик, 2-й ученик, Саша (в руках держит пенал.)
Ведущий: Вот Саша с гордостью достал
Из новой сумки свой пенал.
В нем ручки и карандаши…
Рисуй, сто хочешь, и пиши.
1-й ученик: Пенал неважный,
Спрячь скорей! –
Ведущий: Заметил кто-то из друзей.
2-й ученик: Он, верно, очень «дорогой»! –
Ведущий: С усмешкой говорит другой.
Но Саша, глядя на пенал,
Своим товарищам сказал:
Саша: Пускай не нравится он вам,
Зато его я сделал сам!
Ведущий: Приучайте свои руки быть умелыми и быстрыми. И запомните: слово не должно расходиться с делом. Послушайте следующее стихотворение и оцените поведение девочки.
(Инсценированное чтение стихотворение Г.Бойко. Действующие лица: автор, пионерка Гануся, Бабуся.)
Автор: Кричит пионерка Гануся:
Пионерка: Погладь-ка мне галстук, бабуся!
Бабуся: А что же сама ты, родная?
Пионерка: Стихи подготовить должна я!
Бабуся: Ну ладно, учи поскорей,
А после обед разогрей.
Пионерка: Пусть мама! А мне до того ли:
Сегодня же сбор у нас в школе.
Бабуся: Какой же вопрос перед вами?
Пионерка: Все делать своими руками!
Бабуся: Так, значит, не нашими? Сами?
Своими, своими руками?..
И что ж ты покажешь на сборе?
Пионерка: А я запевать буду в хоре,
Потом выступать со стихами
На тему «Все делать своими руками!»
Ведущий: Понравилась ли вам героиня стихотворения? (Ответы детей.)
(Звучит фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей», слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова. Появляется Незнайка.)
Незнайка: Привет, друзья! Это я!
Вы меня узнали?
Я – Незнайка! А хочу стать Знайкой!
Вот я к вам на праздник шел
И по дороге загадки нашел.
Чтобы время не терять,
Попробуем их отгадать.
Подумать надо, как всегда.
Загадки эти про орудия труда.
Итак, слушаем, внимаем и отгадки называем!
– Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол!
(Веник)
– Я работник деловой,
Ухожу в работу с головой.
Мне, молодцу,
Шляпка очень к лицу.
(Гвоздь)
– Зубы имеют, а зубной боли не знают.
(Грабли)
– Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
– Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдет на грядки.
(Лейка)
– Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь пробьет.
(Молоток и гвозди)
– Много делать мы умеем,
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети,
Можем больно наказать!
(Ножницы)
– Все попробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб.
(Пила)
– Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой –
Потерял болтун покой.
(Отвертка)
– Кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
– Молодцы, ребята! Бойко отгадывали!
Никто не прозевал! Вот и я умнее стал!
А теперь пора в дорогу – у меня дел очень много.
Пока! (Уходит.)
Ведущий: Дорогие ребята! Конечно же, все вы гордитесь трудом своих родителей, бабушек и дедушек. А кто-то из вас уже сейчас мечтает овладеть их профессией. Сейчас мы попросим вас рассказать о профессиях своих родителей.
(Дети по желанию кратко (3-5 предложений) рассказывают о профессиях.)
Ведущий: Спасибо. Ваши рассказы еще раз подчеркнули, что вы уже задумываетесь над важностью выбора будущей профессии. И об этом же следующее стихотворение.
(Чтецы читают по ролям стихотворение Л.Олифировой)
Ведущий: Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
Чтец 1.: Я хочу шофером быть,
Грузы разные возить.
Чтец 2.: Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
Чтец 3.: Я хочу врачом стать классным,
Буду всех лечить лекарством
Очень вкусным, как конфеты.
Съел его – болезней нету.
Чтец 4.: В красках я души не чаю –
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
Чтец 5.: Вы со мной, друзья, не спорьте!
Я хочу стать первым в спорте.
Забью шайбу с ходу прямо!
Я болею за «Динамо»!
Чтец 6.: Я хочу стать пианисткой,
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства.
Я люблю ее всем сердцем.
Чтец 7.: Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей,
С ними петь, гулять, играть,
Дни рожденья отмечать.
Ведущий: Все профессии прекрасны,
Все профессии важны.
Знаем мы, что руки наши
Будут родине нужны!
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях ваши родители (представляются гости). От имени родителей слово предоставляется…
(Выступление представителя от родителей. О важности иметь любимую профессию. О необходимости уже сейчас задумываться над своими интересами, склонностями и возможностями. О стремлении развивать трудовые навыки, выполняя посильный труд.
Ведущий благодарит родителей за участие в празднике. Дети вручают всем гостям сувениры, выполненные своими руками.)
Чтец (читает стихотворение В.Лифшица):
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано трудом,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
(Вокальная группа и все участники праздника исполняют песню «Без труда не проживешь», слова В.Викторова и Л.Кондратенко, музыка В.Агафонникова.)
Рефлексия
Ведущий: Дорогие друзья! Надеемся, что каждый из вас убедился в важности труда в жизни человека. Трудиться должен каждый. А сейчас я попрошу вас, дорогие ребята, помочь мне прочитать стихотворение. Вам нужно добавлять подходящие по смыслу слова в конце строк. Вы готовы? Приступаем!
Слушайте и не зевайте –
Слово в рифму добавляйте!
Дети наши не солгут –
Они любят добрый… труд.
Коль цветочки посадить,
Нужно срочно их… полить.
Взяли веник подметать,
Нужно мусор весь… убрать.
Птичкам в зиму трудно жить –
Будем вместе их… кормить.
Вытрем тряпкой пыль повсюду,
Чисто вымоем… посуду.
Будет зеркало блестеть,
Если чисто… протереть.
Время даром не теряем –
Дома маме… помогаем.
Дети не должны лениться –
Привыкаем все… трудиться.
В.Митько
Замечательно! А сейчас мы приглашаем всех вас потрудиться. Нужно «посадить» Клумбу успеха! При выходе из зала вы видите прикрепленный к доске рисунок клумбы, а рядом цветочки красного, синего и желтого цвета. Выберите любой цветок, который более всего по цвету соответствует вашему настроению и прикрепите на «Клумбу успеха». А мы желаем, чтобы вам всегда сопутствовал успех и хорошее настроение. До новых встреч!
(Звучит фонограмма «Песни о волшебном цветке», слова Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чичкова. Участники и зрители выходят из зала и прикрепляют цветки.)
Вера МИТЬКО