Самостоятельность – это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учеба. А еще самостоятельность – это способность сделать выбор, принять ответственное решение, умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельность – это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учеба. А еще самостоятельность – это способность сделать выбор, принять ответственное решение, умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Cуществует множество разных определений данного понятия. Самостоятельность можно рассматривать как свойство, качество личности, черту характера, результат воспитания и самовоспитания, способность к действию.
Самостоятельность есть подчинение человеком своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что им отвергается всякое чужое влияние. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и указания, умеет критически разобраться в них, оценить их и, если они разумны, принять их. Это черта характера, позволяющая человеку строить свое поведение относительно независимо от группового давления, принятых в обществе стереотипов.
Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать взвешенные решения. Характеристиками самостоятельности являются независимость, решительность, инициативность, ответственность.
Признаки проявления самостоятельности:
Самостоятельность обеспечивает:
Одним из проявлений самостоятельности является способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуациях принуждения – сопротивляться ему. Однако быть самостоятельным – не значит отказываться от посторонней помощи, это значит уметь выбрать для себя верный жизненный путь, иметь свою точку зрения, уметь постоять за свои интересы. Человека, обладающим этим качеством, можно назвать по-настоящему взрослым, ведь это единственно верный критерий оценки формирования личности.
В тех же случаях, когда отвергается всякая чужая помощь только потому, что она чужая, обнаруживается отрицательная черта характера – негативизм как один из показателей слабости воли. Негативист не обладает самостоятельностью воли. Его поведение направляется неразумной тенденцией противоречить. Стремясь во что бы то ни стало действовать наперекор чужим советам, отклоняя всякие указания со стороны, хотя все разумные соображения требуют того, чтобы принять их, он зачастую поступает вопреки собственным взглядам и убеждениям.
Другим показателем слабости воли, внешне противоположным негативизму, является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию и совершает поступки, не согласующиеся с его взглядами и убеждениями. Он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности. Его легко убедить и переубедить. Отрицательным в этом случае является не то, что внушаемый человек принимает чужие советы (если они разумны, то так и надо поступать), а то что он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
И внушаемый человек, и негативист слабовольны. Оба они не умеют поступать в соответствии с своими взглядами и убеждениями. Оба могут быть игрушкой в руках другого человека. Самостоятельность всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность.
Самостоятельность в выборе профессии подразумевает максимум инициативности и независимости, причем самостоятельность не следует смешивать с упрямством. Самостоятельный человек, конечно же, советуется с более опытными старшими, принимает их разумные доводы. Но командиром своей судьбы и хозяином своего профессионального выбора всегда является он сам.
Самостоятельно принять решение о выборе профессии – значит найти убедительные доводы в пользу определенной деятельности. Самостоятельный, сознательный выбор профессии может быть сделан только, если будут учтены все важнейшие его обстоятельства. К ним относятся следующие:
Знание требований, которые та или иная профессия предъявляет к качествам специалиста. Соотнесение этих требований с личными возможностями и осознание того, что сможешь успешно выполнять эту деятельность.
Знание потребностей рынка труда в кадрах определенных квалификаций и специальностей.
Знание личных потребностей: области профессиональных интересов, уровня притязаний в профессиональных достижениях. Эти знания помогают осознанию своих профессиональных устремлений, того, что человек хочет.
Знание собственных возможностей, профессиональных склонностей и интересов, оценка и учет своего состояния здоровья.
Тест «Насколько вы самостоятельны?»
Так что же такое самостоятельность? Это и умение взять в нужный момент ответственность на себя, и решительность, сочетающаяся с трезвым подходом. Можно ли отнести вас к людям, готовым похвастаться своей самостоятельностью, вполне реально проверить с помощью теста.
Инструкция. За каждый ответ «а» запишите себе по 4 очка, за «б» – 2, за «в» – 0.
1. Как вы принимаете решение о дальнейшей учебе, будущей профессии:
а) решаю самостоятельно, следуя своим интересам, увлечениям и возможностям;
б) прислушиваюсь к мнению своих родителей, родственников;
в) прислушиваюсь только к советам близких и друзей.
2. На что вы рассчитываете, собираясь поступать в выбранное вами учебное заведение:
а) только на свои силы;
б) на благоприятный исход вступительных экзаменов;
в) только на связи.
3. Как во время учебы вы готовитесь к занятиям, экзаменам:
а) рассчитываю, делаю упор на свое трудолюбие;
б) иногда прошу помочь преподавателей и одноклассников;
в) рассчитываю только на чужую помощь.
4. Как вы собираетесь устраиваться на работу по окончании учебного заведения:
а) буду активно искать себе работу сам, даже если будет распределение, постараюсь выбрать место самостоятельно;
б) рассчитываю на работу по распределению;
в) благодаря связям, надеюсь, моя семья меня куда-нибудь пристроит.
5. При сложных ситуациях в учебе (работе, личной жизни) каким образом вы принимаете решения:
а) рассчитываю только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируюсь с родителями, педагогами, одноклассниками;
в) всегда с ними советуюсь.
6. Чем продиктован ваш выбор учебного заведения:
а) сам принял окончательное решение;
б) прислушивался к мнению близких, но выбор сделал сам;
в) прежде всего учитывал мнение родителей.
7. Если вам придется проживать вдали от родителей (например, в общежитии учебного заведения) в состоянии ли вы самостоятельно планировать свой бюджет, готовить себе еду, при необходимости устроиться на работу, принимать другие важные решения:
а) да, я вполне со всем этим справлюсь;
б) конечно, я могу все это делать самостоятельно, но лучше бы такой необходимости не возникало;
в) нет, мне будет сложно.
8. Насколько упорно в детском возрасте вы отстаивали свое мнение:
а) всегда отстаивал, по этому поводу у меня даже были конфликты со взрослыми;
б) отстаивал, но сохранял уважение к мнению других, поэтому часто уступал;
в) ни на что не мог решиться сам.
9. В настоящее время насколько упорно вы отстаиваете собственное мнение на учебе, дома, с друзьями:
а) разумеется, отстаиваю, независимо от обстоятельств;
б) в большинстве случаев – да;
в) редко.
10. Как вы развиваетесь во внеучебной деятельности:
а) сам выбираю, чем буду заниматься, какие кружки и объединения по интересам посещать, предпочитаю занятия, которые интересны мне;
б) при выборе кружка советуюсь с родителями, учитываю их мнение;
в) в выборе кружков и секций полностью полагаюсь на мнение родителей.
11. Если ваши родители настаивают на обучении по специальности, которая вам не интересна, как вы поступите?
а) буду учитывать лишь собственное мнение;
б) постараюсь переубедить их, буду приводить веские аргументы, но, возможно, я последую их совету, ведь для меня очень важно мнение родителей;
в) поступлю так, как советуют родители.
Результат
От 33 до 44 очков. Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого-нибудь вмешательства в ваши дела, но и не можете прислушаться к чужому мнению. Уверены ли вы, что всегда будете точно оценивать плюсы и минусы какого-либо решения? Не вкладываете ли излишнее упрямство в достижение какой-либо цели? Самоуверенность хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.
От 15 до 29 очков. У вас сильный характер, вы неплохо переносите стрессы. Ваша уверенность в себе, своем будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые вас за это ценят.
От 0 до 14 очков. Вы очень нерешительны. Настолько, что это граничит с малодушием. Почему бы вам не попробовать проявить побольше самостоятельности? Конечно, в разумных пределах. Станьте более самостоятельным, и у вас появится уверенность в себе, которой вам так не хватает.
7 советов, как стать самостоятельным
1. Подумайте о том, за какие вещи вы должны нести ответственность.
Некоторые вещи находятся под вашей ответственностью, нравится вам это или нет. Если вы четко будете знать свои обязанности, вы сможете взять на себя ответственность за их выполнение и позаботиться о том, чтобы выполнить эти обязанности хорошо.
Составьте список занятий, которые вы можете делать самостоятельно, но раньше их кто-то делал за вас. Повесьте этот список на видном месте и регулярно выполняйте. Не смущайтесь, если в нем будут изначально очень простые задачи, наоборот, с них и начинайте. Например, заправить постель с утра, сделать завтрак и т.д. Самое время вспомнить об этих занятиях и сделать все самостоятельно.
2. Начните самостоятельно осваивать какие-либо занятия.
Совершенно не важно, что вы будете изучать: бухгалтерский учет или PhotoShop, кулинарию или запишитесь на современные танцы. Главное, что вы будете делать это сами, скорее всего, вам придется самостоятельно учиться, искать материалы, скачивать видео-уроки. А все это – очень ценный жизненный опыт.
3. Берите на себя ответственность.
Начните с выполнения несложных заданий: от выбора подарка другу до выполнения исследовательского проекта в школе. Начните с малого: возьмите на себя какие-то домашние обязанности (уборка в комнате, выгул собаки, кормление кота и пр.). Предупредите домашних, что теперь это будете делать вы. Так вы будете знать, что если вы этого не сделаете, то никто не сделает, и кот может остаться голодным.
Утвердившись в малом, вы будете переходить на более объемные и ответственные задания. Если какое-то задание кажется вам неподъемным, то используйте технику из тайм-менеджмента: разбивайте крупное задание на мелкие шаги и разбирайтесь с ними последовательно.
4. Самостоятельно и осознанно принимайте решения.
Позволяя людям принимать решения за вас, вы отказываетесь от ответственности, тем самым теряя независимость. Принимаемые решения должны быть основаны на ваших целях и интересах. Конечно, необходимо внимательно относиться к другим людям, но ни в коем случае не отказываться от возможности принимать решения самому.
Всегда объясняйте себе, почему принимаете то или иное решение. Если вы не смогли объяснить или объяснение не удовлетворило, то, скорее всего, вы пошли на поводу у своего страха.
5. Научитесь уверенно говорить и следить за осанкой и походкой.
Если у вас сгорбленная спина, голова сильно втянута в плечи, у вас шаркающая походка и говорите вы тихо и неразборчиво, то стать самостоятельным вам будет труднее. Выпрямьтесь, разверните плечи, потренируйтесь уверенно говорить – пусть даже детский стишок. Внешние изменения помогут вам создать целостный образ самостоятельного человека.
6. Помогайте людям.
Помогите соседке донести сумки домой, покормите бездомных животных, отвезите вещи в детский дом или церковь, не отмахивайтесь, если вас спрашивают, как добраться куда-то, а вам просто лень объяснять и т.д.
Добрые дела для других людей позволят вам осознать ваш рост в развитии, почувствовать себя более самостоятельным, а чувство радости, которое при этом возникает, вдохновит вас и дальше совершать такие поступки.
7. Знайте, куда идете.
Вы должны обладать глубоким чувством направления. Кроме того, важно, чтобы вас что-то мотивировало. Например, если вы учитесь в школе, вы должны хотя бы смутно представлять, чем будете заниматься после ее окончания и что вы вообще хотите изучать. Кроме того, нужно поставить перед собой определенные цели. Попробуйте для начала установить несложные краткосрочные или долгосрочные цели, но будьте реалистом и подумайте, что вам нужно будет сделать для достижения этих целей.
Чтобы стать успешным и счастливым человеком, не стоит делать то, что считают нужным другие люди, нужно уметь думать самому, многому учиться и принимать ответственность за свои решения. Очень важно воспитывать в себе самостоятельность, ведь будущее каждого человека находится в его же руках.
Александр СОКОЛОВСКИЙ