КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Основные этапы профориентационной работы в школе

    Основные этапы профориентационной работы в школе

    Основные этапы профориентационной работы в школе

    Наряду с основным обучением в школе особую роль играет профориентация. Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть организована как непрерывный процесс, который начинается в детском саду, затем плавно переходит в школу и сопровождает школьника на всем пути его обучения до выпускного класса.

    Подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и рассматриваться вместе с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым и эстетическим воспитанием школьника, то есть быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Профориентационная работа должна начинаться в учреждении дошкольного образования, где ребенок в игровой форме получает представление о труде и разнообразии мира профессий, начинает приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию, а родители и воспитатели получают первые представление о желаниях, склонностях и способностях ребенка. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для успешного профессионального самоопределения ребенка в будущем.

    Затем профориентационная работа должна включаться во все этапы обучения в школе. Она должна быть адаптивной – шаг за шагом, усложняя цели и задачи, подстраиваться под каждый возрастной период школьников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности и ценности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.

    Только благодаря организованной целостной системе профориентации, учащиеся смогут самостоятельно определиться с профессиональным выбором.

    Рассмотрим основные этапы профориентационной работы в школе.

    В школьной профориентации целесообразно выделять 4 этапа, отличающиеся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учащихся.

     

    1 этап. Начальная школа, 1-4 классы

    Цель: формирование первоначального представления о мире труда.

    Задачи:

    • познакомить с разнообразием современных видов деятельности;
    • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры;
    • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
    • воспитывать уважительное отношение ко всем видам профессий;
    • формировать понимание важности труда для человека;
    • приучать выполнять любую работу ответственно и качественно;
    • мотивировать обучающихся к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик.

    На данном этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями, проводятся тематические занятия, утренники и т.п. Важно не упустить момент и вовремя заинтересовать обучающихся предстоящим выбором профессии; создавать кружки, дополнительные занятия по интересам; развивать творческие способности детей в ходе ознакомления с профессиями.

    Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:

    • сформированное ценностное отношение к труду;
    • понимание роли труда в жизни человека и в обществе;
    • развитый интерес к учебно-познавательной деятельности.

     

    2 этап. Средняя школа, 5-7 классы

    Цель: формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и осознанного интереса к проблеме выбора профессии.

    Задачи:

    • подробно познакомить учащихся с миром профессий;
    • выявить и развить профессиональные интересы;
    • сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии;
    • актуализировать проблемы самопознания и самовоспитания.

    На данном этапе у учащихся прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Можно отметить появление у школьников осознанного интереса к профессиональной деятельности родителей, особого интереса к модным профессиональным направлениям. Профориентационная работа продолжается с использованием разнообразных игр: деловых, профориентационных, психологических.

    Важно оказать учащим помощь в более подробном изучении заинтересовавших их видов трудовой деятельности; способствовать осознанию собственных интересов и возможностей; развивать у учащихся личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.

    Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:

    • достигается расширение знаний о мире профессий;
    • понимание требований, которые предъявляют различные профессии к человеку;
    • учащиеся могут сделать первые осознанные шаги в сторону выбора интересной для себя профессии;
    • осознание своих интересов и возможностей.

     

    3 этап. Средняя школа, 8-9 классы

    Цель: подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

    Задачи:

    • ознакомить учащихся с основами правильного выбора профессии;
    • продолжить изучение личностных особенностей ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования;
    • сформировать адекватную самооценку профессионально важных качеств;
    • создать условия для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

    На данном этапе происходит конкретизация профессионального интереса школьников. Профориентационная работа от игр переходит к целенаправленному содействию учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и профессиональный путь. Особая роль отводится кружкам и объединениям по интересам, которые начинают играть еще большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии. Проводится групповое и индивидуальное профориентационное консультирование.

    Важно организовать содействие в профессиональном самоопределении обучающихся в 8-9 классах таким образом, чтобы помочь им самостоятельно найти ответы на вопросы «Что мне подходит?», «Что если я выберу учебное заведение, которое мне не подходит?» и т.п.

    Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:

    • сформированный образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающегося, подготовленность к выбору профессионального вида деятельности в будущем;
    • сформированные навыки составления плана получения желаемой профессии.

     

    4 этап. Старшая школа, 10-11 классы

    Цель: содействие обучающимся в правильном выборе профессии.

    Задачи:

    • скорректировать программу самоподготовки к избранной профессии;
    • вооружить обучающихся знаниями о перспективе трудоустройства, профессионального роста и способах адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии;
    • сформировать знания и умения по определенной профессии.

    Данный этап является наиболее ответственным этапом школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом еще больше расширяется консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. Старшеклассники посещают Дни открытых дверей, где организуются экскурсии по учебным заведениям, проводятся презентации различных специальностей.

    На данном этапе необходимо особое внимание уделить саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсудить и внести возможные коррективы дальнейших профессиональных планов. Важно своевременно сориентировать подростка на принятие правильного решения, обучать старшеклассников самостоятельности в развитии, а также оценке уровня их готовности к выбранному виду деятельности.

    Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:

    • окончательно формируются предпочтения к выбранной профессии;
    • формируются профессиональные качества в избранном виде труда;
    • выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы.

    Грамотно организованная профориентационная работа на всех этапах обучения помогает обучающимся раскрыть свой потенциал, впервые задуматься о том, кем стать в будущем и сделать выбор в пользу той или иной профессии. Активное содействие педагогического коллектива в профессиональном самоопределении не только готовит обучающихся к осознанному и правильному выбору профессии, но и дает им возможность успешно адаптироваться в обществе и будущей профессиональной сфере.

     

    Надежда ЕРМАЛОВИЧ,

    директор ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia