КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • У меня не получится или синдром выученной беспомощности

    У меня не получится или синдром выученной беспомощности

    синдром беспомощности

    Отказываться от возможности обучиться чему-то новому или попробовать свои силы в малознакомой сфере, даже не предпринимая попыток, – частые проявления синдрома выученной беспомощности. Этот феномен проявляется в негативном отношении к своим возможностям и способностям и практически полному отсутствию попыток, которые могли бы что-то изменить.

    Например, человек отказывается пойти на мастер-класс по игре на гитаре, потому что в юном возрасте его мог обидеть педагог, недооценив его порывы, а родители не оказали достаточной поддержки. Хрупкая детская натура впитывает подобный опыт как губка и в будущем вполне возможно формирование «приобретенной беспомощности». Будучи маленькими, мы не сомневаемся в том, что умеем ходить или говорить, а только продолжаем пробовать раз за разом, даже если в самом начале приходилось много падать, да и наши близкие верят и поддерживают нас в таких естественных начинаниях. Но, куда пропадает поддержка потом, где искать в нас настрой на достижения и волю к победе?

    В 1960-е годы американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин ­Селигман провел череду экспериментов, которые способствовали открытию «синдрома выученной беспомощности». Первые пробы он проводил на собаках, они были разделены на три группы:

    • Первая группа собак помещалась в клетку. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток (животное подвергалось воздействию небольших электрических разрядов). Но, в распоряжении собак был рычаг, который прекращал подачу тока, и давал возможность выйти из клетки.
    • Вторая группа собак, так же как и первая находилась в клетке и получала разряды тока, но вот любые попытки прекратить воздействие или выбраться из клетки не имели успеха. Судьба второй группы полностью зависела от действий собак первой группы. Первые, получив свободу, обеспечивали свободой и своих соседей.
    • Третья группа была контрольной. Они определенное время находились в клетке, не получали ударов током и рычага, чтобы освободиться у них тоже не было. Через какой-то определенный промежуток времени их просто отпускали без причинения дискомфорта, только ограничив свободу.

    Начальный этап помог прийти к следующим выводам:

    • Собаки, которые находились в первой группе, довольно быстро находили способ прекратить удары током и освободиться (поняли, как работает рычаг).
    • Представители второй группы демонстрировали уныние и отчаяние, они лежали и скулили не в силах хоть как-то повлиять на свою участь.
    • После этого была организована и проведена вторая стадия эксперимента. На этом этапе собак по-прежнему было три группы, их поместили в комнату, разделенную перегородкой. В одной части по полу проходил небольшой разряд тока, во второй части было абсолютно безопасно. Перед собаками стояла задача – перепрыгнуть перегородку. И вот какими оказались результаты:
    • собаки из первой группы смогли преодолеть ограждение и оказались на безопасной территории;
    • представители второй группы лежали на полу и скулили, ожидая, когда, как и в предыдущий раз их кто-нибудь спасет, не обращая внимания на перегородку;
    • собаки из третьей группы по-прежнему сидели в клетке, к которой, к слову, не поступало тока.

    Эти события натолкнули Селигмана на размышления о том, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Таким образом, можно сделать вывод, что собаки обучились быть беспомощными.

    Из этого следует, что поведение человека, основанное на негативном мышлении и отсутствии попыток изменить свою действительность, даже при условии, что для этого существуют реальные возможности и есть синдром выученной беспомощности. Другими словами, «я научился быть беспомощным».

     

    На этом исследования не прекратились, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили изучать феномен выученной беспомощности, но теперь в экспериментах участвовали пожилые люди, находящиеся в доме престарелых. В экспериментах задействовали два этажа (второй и четвертый). Жителей этих этажей пригласили на встречу с администрацией, на которой убедили в том, что второй этаж будет находиться на полном обеспечении и им решать ничего не нужно. Жителей же четвертого этажа наоборот попросили проявлять инициативу и ответственность (решать, что будет на обед, придумывать досуг, обустраивать быт и т.д.).

    Основное различие между «этажами» состояло в степени зависимости от решений руководства. Одни были полностью зависимы от решений администрации, а другие имели свободу выбора и могли в каких-то вопросах действовать самостоятельно. Три недели исследователи вели свое наблюдение, особое внимание уделялось настроению, желанию общаться, активности и общей удовлетворенности. Результаты оказались следующими: у представителей «4 этажа» наблюдался эмоциональный подъемы и рост субъективного ощущения счастья по сравнению с жителями «2 этажа»; по оценкам медсестер улучшилось состояние пациентов с повышенной ответственностью, в отличие от тех за кого в большей степени все решали. Оценки также подтвердили предположение о позитивном воздействии контроля и возможности влиять на свою жизнь. Проявления нашего организма, которыми сопровождается старение, вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь, а значит, их можно предотвратить, вернув пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность. Это что касается формирования синдрома выученной беспомощности в пожилом возрасте и о том, насколько существенно его влияние на качество нашей жизни и жизни наших близких.

    В 1975 году Мартин Селигман и его коллега ­Дональд Хирото решили посмотреть, как проявляет и проявляет ли себя синдром выученной беспомощности на людях более юного возраста. В эксперименте принимали участие студенты колледжа, разделенные на три группы. На начальном этапе первая и вторая группа слышала неприятный шум, третья не слышала ничего. Затем при возникновении шума участники первой группы получили возможность нажать на кнопку и предотвратить неприятные звуки. У представителей второй группы такой возможности не было. На заключительном этапе эксперимента студенты могли с появлением светового сигнала отключить шум самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. В подобных условиях успешно избавились от неприятных звуков студенты из первой и третьей группы, а вот студенты со второй группы терпеливо ждали, когда шумы прекратятся сами.

    Мы с вами познакомились с целым рядом многолетних исследований «приобретенной беспомощности». Уникальный феномен, который способен так сильно влиять на наше действие или бездействие в той или иной ситуации. Предлагаем поподробнее рассмотреть причины возникновения этого синдрома, ведь можно отметить, что некоторые люди имеют к его формированию большую предрасположенность, нежели остальные.

    Причины формирования синдрома выученной беспомощности:

    • Качества личности. Думаю, вы замечали, как на неудачи реагируют оптимисты, воспринимая их как опыт и еще один шаг к будущим достижениям. А вот более тонкие натуры без должной поддержки могут и сдаться иногда даже на этапе обдумывания той или иной затеи. Неудачи для одного – еще одна возможность попробовать, а для другого – развитие тревожности, а в крайнем случае даже депрессии.
    • События, которые мы не можем контролировать. Особенно велико влияние таких событий в детском возрасте, когда наши представления и установки только формируются и мы опытным путем исследуем мир. Важную роль на этом этапе играет наше окружение, а особенно родители, которые сами того не зная, транслируют порой слишком много персональных убеждений и знаний. Такую хрупкую детскую мечтательность и представление, что все в этом мире возможно, легко разрушить критическими замечаниями о том, что лучше знать свое место и синица в руках – не такой уж и плохой вариант.
    • Гиперопека. Опять вернемся к нашему окружению или «значимым другим». Эффект излишней опеки напрямую провоцирует появление выученной беспомощности, особенно это ярко проявляется в ситуациях, когда ребенок мог справиться с задачей самостоятельно, но тут вмешивался «знающий взрослый» и за секунду все решал. Вроде бы и действия такие происходят исключительно из лучших побуждений, но вот результат оказывается довольно печальным. Ребенок вырастает и продолжает ждать, что кто-то придет и все исправит, все решит и устроит.

     

    Последствия приобретенной беспомощности:

    • Низкая мотивация или ее отсутствие. Неудачные попытки сильно влияют на уровень мотивации, а ведь она – наш главный побудитель к действию. У некоторых людей даже наблюдается пропорциональная зависимость количества «поражений» и снижение мотивации. Человек теряет вдохновение и неосознанно предвосхищает негативный для себя исход любого дела. Складывается жизненный сценарий, при котором «лучше не начинать, все равно ничего не получится».
    • Физическое здоровье. Многочисленные исследования доказывают наличие взаимосвязи между выученной беспомощностью и ухудшением здоровья. Находясь в подавленном настроении, у человека снижаются защитные функции организма, и он становится уязвим для разного рода болезней.
    • Депрессия. В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью. Он отмечал, что выученная беспомощность и депрессия сходны тем, что в обоих состояниях люди сдаются перед лицом обстоятельств. Им свойственна пассивность вместо инициативы, убежденность в безрезультатности собственных действий.
    • Пояснительный стиль. Это особый стиль поведения, при котором люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное.

     

    Основные признаки синдрома:

    • регулярное откладывание важных дел, прокрастинация;
    • нежелание выполнять ту или иную работу при появлении первых же трудностей;
    • апатия, быстрое наступление чувства усталости, утомляемость;
    • неадекватная самооценка (заниженная), отсутствие чувства самоценности, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость;
    • стереотипное мышление и поведение, навешивание ярлыков;
    • отсутствие творчества, вдохновения и желания создавать;
    • вялость, подавленность, равнодушие к окружающему миру;
    • безынициативность, пессимизм, уныние;
    • тревожность, агрессия, суетливость.

     

    Шаги, которые рекомендуется предпринять, если вы наблюдаете у себя или у кого-то из своего окружения симптомы приобретенной беспомощности.

    Постарайтесь признать свое состояние, осознайте и попробуйте задать себе несколько вопросов. Например: «Как часто я ощущаю себя беспомощным? В чем причина этого состояния? В какой момент я потерял контроль над своей жизнью?»

    Тренируйтесь переключать внимание, другими словами смещать фокус на то, что вы в силах контролировать на данный момент. Предпринимайте как можно больше действий. Даже если «здесь и сейчас» вы не имеете возможности изменить ситуацию полностью, но отдельные моменты всегда можно улучшить. Отличным способом «профилактики» синдрома выученной беспомощности станет развитие позитивного мышления. Хоть многие и относятся к нему скептически, но именно оно в этом случае действительно работает. Вы становитесь вдохновленными, уровень энергии повышается, а следом и работоспособность. Будь то учеба или работа, вы отметите, как более сложные задачи больше не становятся препятствием, а скорее воспринимаются как точка роста и развития.

    Сместите свой фокус с «черного» на «белое». В своей книге «Authentic Happiness» Мартин ­Селигман пишет: «Оптимистичные люди склонны интерпретировать проблемы как преходящие, управляемые и специфичные для одной ситуации. Пессимистические люди, напротив, считают, что их проблемы продолжаются вечно, подрывают все, что они делают, и не поддаются контролю». Ваш настрой, и образ мыслей имеет огромное влияние на ситуацию. Разрушительным будет это влияние или позитивным – зависит только от вас.

    Заведите блокнот и попробуйте отслеживать и фиксировать негативные мысли. Думаю, вы удивитесь тому количеству автоматических убеждений, которые будут всячески уверять вас в том, что у вас ничего не получится и лучше за это дело даже не браться. Например, «у меня не получится», «я никогда этого раньше не делал», «у меня совсем нет опыта в этой сфере», «пусть это сделает кто-то другой, ведь я такой некомпетентный» и т.д. Это лишь малая часть самых распространенных ограничивающих убеждений, которые подкрепляют приобретенную беспомощность. На начальном этапе научитесь замечать и записывать эти мысли, а потом работать с ними, превращая в позитивные и вдохновляющие слова.

    Практикуйте технику метафор. Из школьной программы мы прекрасно знаем, как авторы умело применяют метафоры в художественной литературе. Так почему бы не использовать их в повседневной жизни? Исследователи убеждены, что метафоры – это мощный инструмент влияния на сознание и подсознание, а также на изменение ментальных моделей. Сложно сразу начать думать в позитивном ключе, но можно начать с фантазий и выдумывания различных метафор, как у вымышленного персонажа раз за разом получается достигать желаемого, не смотря на обстоятельства.

    Прислушайтесь к внутреннему диалогу и попробуйте проанализировать, где ваша речь, а где реплики окружающих, которые поселились в вашей голове. Особое внимание уделите тем репликам, которые транслируют чужое мнение, опыт и установки. Пусть ваше остается только вашим, вы вправе на личное мнение и свободу.

    Сделайте глубокий вдох и почувствуйте момент «здесь и сейчас». Очень часто мы теряем связь с реальностью и либо тревожимся о будущем, либо раз за разом переживаем травмирующие ситуации из прошлого. Но, прошлого уже нет, а будущего еще нет, поэтому по-настоящему важно только то, что вы чувствуете и какие действия предпринимаете в эту минуту.

     

    Анастасия БУТРИМ,

    педагог-психолог Института

    интегрированных форм обучения

    и мониторинга образования БНТУ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia