КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Перфекционизм: польза и вред стремления к совершенству

    Перфекционизм: польза и вред стремления к совершенству

    перфекционизм

    Феномен перфекционизма всегда считался спорным, а сторонников и противников феномена и сейчас достаточно по обе стороны баррикад. Что же такое перфекционизм и стоит ли его опасаться? Рассмотрим все по порядку.

    Перфекционизм – склонность предъявлять к себе и окружающим очень высокие требования. Человек с подобным типом мышления уверен, что идеал может быть достигнут и не важно в каком деле. Как правило это распространяется на все сферы жизни. Не стоит путать перфекционизм с усердием в работе. Можно трудиться гораздо больше, чем среднестатистический человек, но это будет скорее подкреплено убеждением, что в будущем вас ждет успех, а трудолюбие его только приближает. Важно отметить, что перфекционисты очень много времени тратят на мелочи. В своем стремлении даже детали доводить до идеала они работают на износ.

    Очень похожий и часто ошибочно употребляемый термин – синдром (комплекс) отличника. Но они далеко не «близнецы», как многие думают, а скорее «двойняшки». Если для перфекционистов важен идеальный результат работы, то для человека с комплексом отличника будет гораздо больше значить оценка этого результата другими людьми. Пусть даже, если сама работа далека от идеала, главное – это внешняя иллюзия «идеальности» для окружающих. Для «отличников» просто жизненно необходимо получать похвалу и одобрение. В противном случае страх неудачи и поражения блокирует любые идеи и начинания, превращая их в лентяев и неудачников.

    Основные признаки «синдрома отличника»:

    • ожидание одобрения и похвалы со стороны окружающих (близких, руководства и прочих значимых людей);
    • ревность и негодование по поводу чужих успехов и достижений, чувство зависти;
    • болезненное отношение к любой критике, в том числе конструктивной;
    • гиперответственность;
    • страх неудачи, негативная оценка своих способностей, особенно в новых областях, когда опыта мало или вовсе нет;
    • стремление доводить работу до совершенства.
    • Формирование синдрома отличника начинается еще в дошкольном возрасте, а первые проявления можно заметить уже в младшей школе. К распространенным причинам, вызывающим формирование данного «синдрома», относят:
    • присутствие нереализованных ожиданий, амбиций, тщеславия у родителей;
    • наличие синдрома отличника у мамы или папы;
    • особенности личности и характера ребенка (неуверенность в себе, замкнутость, заниженная самооценка).

    Как можно заметить, на формирование синдрома большое влияние оказывают родители, они могут выступить как пусковой механизм, транслируя свои установки и ожидания на ребенка. Важен и фундамент личности, который складывается из характера и индивидуальных особенностей. Один ребенок будет даже в раннем возрасте устойчив к родительским посылам, другой – наоборот будет пластичен и податлив, как глина, из которой довольно легко сформировать будущего «отличника». Но не стоит расстраиваться раньше времени, ведь синдром отличника несет в себе не только минусы, но и плюсы.

    К положительным проявлениям относят:

    • целеустремленность;
    • хорошая репутация;
    • основательность, педантичность и внимательность к деталям;
    • умение ответственно подходить к любым задачам.

    Негативными проявлениями считаются:

    • заниженная самооценка;
    • наличие тревожности;
    • зависимость от мнения окружающих.

     

    Как мы выяснили ранее, первые кирпичики в будущем мышлении «отличника» закладываются еще в детстве. Не сложно догадаться, что подобный стиль поведения может давать о себе знать на протяжении всей жизни. Во взрослом сознательном возрасте он может давать о себе знать следующим образом.

    Человек с синдромом отличника будет склонен расстраиваться из-за малейшей ошибки или неудачи. Казалось бы люди – не машины и человеческий фактор никто не отменял, но только не для «отличника». Он не умеет относиться к себе с пониманием, для него любая задача должна быть выполнена превосходно, иначе расстройства и подавленного состояния не миновать. Людям с подобным синдромом очень сложно дается сохранение эмоционального равновесия.

    Еще одним из проявлений синдрома является стремление доводить любое дело до идеала, и не важно, маленькая стоит перед «отличником» задача или масштабный проект. Все должно выполняться безукоризненно, иначе и быть не может.

    Стремление быть хорошим во всем и для всех. Во взрослом возрасте это может проявляться в желании брать на себя не только свои обязанности, но и выполнять работу за других, например вместо заболевшего или откровенно халтурящего коллеги. Зачастую этот нездоровый энтузиазм идет в ущерб себе, своему качественному отдыху, возможности провести время с семьей и друзьями. В стремлении заслужить похвалу и одобрение «отличники» могут и не заметить, как пришли к выгоранию и истощению.

    Постоянное пребывание в состоянии беспокойства и эмоционального напряжения неблагоприятным образом сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. В физическом плане это проявляется следующим образом: низкий иммунитет, частые простуды, заболевания желудочно-кишечного тракта, астения, проблемы со сном, истощение и различные психосоматические нарушения (головокружения, потемнение в глазах, головная боль, проблемы с давлением). Со стороны психического здоровья – формирование фобий и страхов, панические атаки, эмоциональное перенапряжение, развитие неврозов и депрессии. Человек с синдромом отличника, не смотря на свое сверхответственное отношение и требовательность к самому себе, чаще всего находится в ловушке своего стиля мышления, собственноручно загоняя себя в жесткие рамки. Последствия такой «несвободы» могут быть разрушительны для организма и в самом худшем случае приводить к необратимым изменениям. В погоне за одобрением и похвалой можно не заметить и стать зависимым от чужого мнения и оценки.

     

    Эффективные способы снизить риск формирования синдрома отличника у ребенка

    Старайтесь хвалить за результат без акцента на оценке. Фокус на полученном балле, а не на усвоенных знаниях повышает уровень тревожности. В погоне за очередной пятеркой ребенок может запросто стать представителем «отличников», зависимым от полученной оценки.

    Снизьте требования к ребенку. Обучение, налаживание контакта со сверстниками и взаимодействие с учителями – это лишь малая часть тех сфер, над которыми приходится работать школьнику. Представьте этот эмоциональный груз на хрупких плечах ребенка, а если вы еще ко всему прочему требуете от него высокой успеваемости, спортивных достижений и побед в олимпиадах – ему вдвойне сложней. Регулярный мониторинг дневника не только не способствует успехам, но и негативно сказывается на детско-родительских отношениях. Конечно, контролировать ребенка необходимо, но пусть это имеет более мягкую форму: интересуйтесь его жизнью, увлечениями и переживаниями. Возможно, ребенок нуждается в вашем совете или словах поддержки. Нет ничего хуже страха принести в дневнике четверку вместо ожидаемой пятерки и услышать вопрос «Почему не пять?» вместо «А как прошел твой день?»

    Плохая отметка – это не приговор. В продолжение предыдущего пункта важно помнить, что полученный балл за контрольную – это только лишь сигнал, хорошо вы освоили тему или нужно заполнить имеющиеся пробелы в знаниях. Одни лишь пятерки не гарантируют успешной карьеры и счастливой жизни, а вот наличие устойчивой психики без детских травм – одно из таких условий. Но в случае, если неуспеваемость носит систематический характер, необходимо разбираться и выяснять причину.

    Не сравнивайте достижения или неудачи своего ребенка с другими детьми. Наверное, каждый в детстве хоть раз сталкивался с тем, как его сравнивали с одноклассниками, соседскими детьми или родственниками. Это сравнение, особенно если оно не в вашу пользу, ранит до глубины души и ставит под сомнение любовь близких. Чтобы не повторять ошибок своих родителей, лучше сместите фокус внимания с чужих детей на своего собственного, ставьте ему в пример его самого. Делайте акцент на его росте и достижениях, отмечайте даже маленькие победы и помогайте понять, что он не должен быть лучше кого-то, чтобы заслужить вашу любовь.

    Помогайте своему ребенку спокойно реагировать на поражения и неудачи. Ошибки – это часть роста, а неудачи – это лишь повод сделать выводы и двигаться дальше. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», не так ли? Не существует идеальных людей, поэтому все так или иначе терпят неудачи. Вопрос лишь в том, как мы на них реагируем. Важно научить ребенка понимать, что поражение или плохая отметка – это не приговор и не катастрофа, а негативные эмоции по этому поводу – это совершенно нормально. Для ребенка важно быть уверенным, что любовь родителей безусловна и не зависит от набранных баллов.

    Учите ребенка радоваться за победы и достижения других. Умение искренне порадоваться за одноклассника или соперника способствует личностному росту и является признаком психологической зрелости.

    Не вынуждайте ребенка реализовывать ваши мечты. С самого рождения ребенок должен иметь возможность следовать по жизни своим уникальным путем, не проецируйте на него свои несбывшиеся желания, любите его и проявляйте уважение к его выбору.

    Победа любой ценой – не лучшее решение. Научите ребенка понимать, что победа – не самое главное. Не поощряйте попытки угнаться за достижением в ущерб себе и своему организму.

    Не лишайте ребенка свободного времени. Тренировки на износ, множество дополнительных занятий и зубрежка по ночам – это верный путь к синдрому отличника. Стремление качественно заполнить время и не терять ни минуты впустую похвально, но баланс работы и отдыха необходим. В противном случае это приведет к физическому истощению и психологическому переутомлению.

     

    Вернемся к «старшему брату» синдрома отличника – перфекционизму. Как правило он формируется, если встречается один или несколько из следующих факторов:

    • черно-белое или полярное мышление (когда для человека существует только «отлично» или «плохо», добро или зло, похвала или наказание; мир окрашен в черно-белые тона и не имеет переходных оттенков и полутонов);
    • чрезмерные родительские ожидания (ребенок находится под грузом ответственности и необходимости реализовать все, что от него ждут, а самое главное – на высоком уровне);
    • желание все контролировать (перфекционистам свойственно стремиться контролировать все сферы жизни, малейшие форсмажоры и неожиданности могут выбить из колеи и спровоцировать стрессовое состояние);
    • чрезмерная похвала за достижения (как и в случае с комплексом отличника у перфекционистов фокус смещен на похвалу и одобрение; если похвала отсутствует или ее недостаточно, они могут замыкаться в себе и терять мотивацию к достижениям);
    • чувство неполноценности и низкая самооценка (из предыдущего пункта логично следует формирование низкой самооценки и в целом восприятие себя как неудачника).

    Личность перфекциониста завязана на том, как о нем говорят окружающие, как они оценивают его работу и успехи. В отличие от остальных, перфекционисты зависимы от одобрения и внешние реакции гораздо важнее их собственного мнения.

     

    Для некоторых родителей культивирование в семье перфекционизма или стремления к идеалу всячески поощряется. Быть прилежным, учиться на одни пятерки, побеждать на олимпиадах, а еще и достигать успехов в спорте – такому чаду нет цены. Увы, во взрослом возрасте очень сложно побороть стремление к перфекционизму, ведь корни ушли глубоко в детские страхи и переживания.

    Но не стоит расстраиваться раньше времени, если вы наблюдаете у себя склонность к перфекционизму. Для вас наши следующие рекомендации.

    Автоматические мысли. Обратите внимание на то, какие мысли у вас возникают чаще всего на разных этапах работы, при ожидании и получении результата. В каком образе вы предстаете в своей собственной голове, осуждаете себя, недовольны собой, переживаете, что о вас негативно думают другие. Возьмите ответственность за свои собственные размышления.

    Реалистичные ожидания. Оценивайте свои цели на предмет реалистичности и достижимости. Действительно это ваши стремления или влияние окружающих? Если мы ставим для себя слишком высокую планку, то стрессы и тревога становятся нашими спутниками. Неужели это то, чего вы хотите? Критерии «хочу» и «могу» важно учитывать.

    Критически подходите к задаче. Периодически взвешивайте все «за» и «против» выполнения того или иного дела. При первых признаках перфекционизма сделайте паузу и подумайте, как безукоризненное выполнение задачи повлияет на вас и на окружающих? Сравните ваши вложения и тот результат, который получите. Стоит ли игра свеч?

    Фиксируйте и корректируйте. Составьте план нереалистичных требований к себе и скорректируйте относительно ваших возможностей. Например, тренироваться каждый день при проблемах со здоровьем не так полезно, как ежедневно уделять время пешим прогулкам.

    Перерыв или пауза – это нормально. В периоды особой загруженности находите время для безделья, как бы странно это ни звучало. Для организма необходимы периоды перезагрузки, когда вы отдыхаете и восстанавливаетесь.

    Долгосрочные цели и страх ошибаться. Перфекционисты склонны слишком много внимания уделять деталям, но настолько ли это важно в долгосрочной перспективе, как это повлияет и повлияет ли на ваши достижения через год или пять лет. Не менее важно не бояться ошибаться или спросить совета, если что-то не удается с первого раза. Мастерство нарабатывается путем ошибок, главное – продолжать двигаться к цели в своем темпе.

    Сдвиньте фокус на то, что действительно важно. Помните о принципе Парето: 80% усилий дают 20% результата, тогда как 20% усилий дают 80% результата. Хвалите себя за прогресс.

     

    Анастасия БУТРИМ,

    педагог-психолог
    Института интегрированных форм обучения
    и мониторинга образования БНТУ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia