КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Осознание собственной ответственности – основа рационального поведения в процессе профессионального выбора

    Осознание собственной ответственности – основа рационального поведения в процессе профессионального выбора

     

    основа рационального поведения в процессе профессионального выбора

    Каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «А что, если не получится?». Страх последствий, которые влекут за собой ошибки, часто останавливает от того самого нужного шага на пути к профессиональным победам.

    Ошибаться – это нормально. Ошибки должны служить плодотворным материалом для формирования лучшего будущего: из собственных промахов следует извлекать уроки.

    Многие клиенты, обращаясь за помощью к профконсультанту, отмечают появление сковывающего ощущения при размышлениях о выборе профессионального будущего. Эта эмоция сдерживает их от принятия твердых решений, уверенных действий, реальных достижений. Что же происходит с молодым человеком на стадии оптации, когда кажется, что ты не можешь хорошо сделать то, что должен сделать?

    В исследованиях Э. Эриксона отмечается, что «отрочество – наиболее сложный период развития индивида. На него чаще всего приходится основной кризис идентичности», так как именно в этот период времени молодой человек напряженно ищет ответы на такие вопросы, как «Что я собой представляю? Какой я?» Ответы на подобные вопросы, связанные с самоидентичностью, являются результатом длительного процесса осознания себя как личности, характеризующегося обобщением имеющихся знаний о себе и интеграцией многочисленных образов себя (я – как сын, как студент, как музыкант, как мужчина и т.д.) в единое целостное представление о себе.

    Поэтому у социально ответственного подростка появляется желание отсрочить наступление взрослого статуса («подольше буду оставаться в школе…»), страх за сделанный выбор, повышение тревожности («а может мой выбор неправильный?»). Именно эти состояния и являются основными причинами того, что «неопытная» личность начинает сортировать и оценивать разные виды деятельности, боясь отдать предпочтение одной из них. В итоге наиболее часто встречаемая модель поведения «куда скажете – туда и пойду» заключается в полном отказе от принятия личностью собственного решения.

    Следует помнить, что выбор профессиональной деятельности идет не по «возрастающей», не циклично, не по спирали, а иначе – по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания определенных возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом необходимо учитывать тот факт, что в связи с исключительной многовекторностью любых ситуаций в социуме, в мире труда и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций, принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека.

    Рассмотрим наиболее типичные запросы оптантов на профконсультации.

    1. «Я предположительно выбрал область профессиональной деятельности, хочу обсудить и подтвердить правильность выбора профессии».

    В подобном запросе наиболее важно определить устойчивость и обоснованность профессиональных намерений. На степень продуманности указывают следующие показатели:

    • выбор конкретных специальностей из одной профессиональной сферы;
    • знание выполняемых действий в профессии, устойчивое соответствие сегодняшних интересов содержанию будущей профессии;
    • отсутствие противоречия между выбором и жизненными ценностями;
    • наличие вариантов пути получения профессионального образования;
    • адекватность оценки своих особенностей и возможностей в овладении избранной деятельностью (учитывать реальный интеллектуальный уровень).

    Если предпочитаемая профессия, предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям личности, на это необходимо обязательно обратить внимание оптанта. На основании результатов диагностики проанализировать, какая профессия и должность в наибольшей степени будут соответствовать его индивидуальности и интересам, нет ли серьезных препятствий для овладения профессией.

    2. «Я не могу определить и назвать выраженные интересы и способности, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения».

    В данном запросе очень важно побудить интерес у оптанта к проблеме собственного будущего. Ведь формулировка говорит об отсутствии личной жизненной активности, нежелании и неготовности брать на себя ответственность за выбор. А именно эти качества являются существенной поддержкой в преодолении трудностей на пути к достижению цели. Интерес к выбору профессионального будущего может проявиться после обстоятельного диагностического обследования, с последующим обсуждением его тестового профиля, психофизиологических особенностей, качеств личности, выявления мотивационно-потребностной сферы. После подобного психологического сопровождения активизируется процесс самопознания, и, как правило, пробуждается интерес подростка к себе, своим возможностям, а значит и к профессиональной принадлежности.

    3. «Мне трудно выбрать профессию из-за большого количества имеющихся у меня интересов и способностей».

    За этим случаем просматривается тревога не состояться, пройти мимо главного. Подобная ситуация выбора характерна для семей, где родители много внимания уделяют развитию способностей ребенка, иногда упуская из виду ту линию развития, которая может иметь выход на профессию. Данная ситуация называется «мотив альтернативного выбора». Само название содержит подсказку алгоритма принятия решения. Следует обратить первоочередное внимание на мотивацию каждого из выборов в соответствии с жизненными приоритетами и ценностями. Очень полезно проделать следующее:

    • шаг первый: написать десять профессий, которые ни в коем случае не рассматриваются, проанализировать, что их объединяет;
    • шаг второй: написать десять более или менее привлекательных профессий, определить, что объединяет их.

    Это работа над поиском критериев оценки профессии, обязательным условием которой является знание содержания профессий. Можно рассуждать о получении специальности, которая предполагает знания в нескольких областях (например, компьютерная лингвистика).

    4. «У меня наблюдается расхождение между тем, что мне интересно и тем, что просто выполнить. На что опереться при выборе профессии?».

    Это ситуация характеризует яркое несоответствие между интересами и способностями личности. Моя позиция в этом случае неоднозначна и решения советую принимать, учитывая следующие моменты:

    • во-первых, следует обратить внимание на степень выраженности каждой характеристики;
    • во-вторых, подумать о перспективе развития в каждой из возможных профессиональных сфер;
    • в-третьих, помнить, что при выборе профессии следует в наибольшей степени следовать за интересами, поскольку способности молодого человека могут быть развиты с помощью специального обучения, коррекционных мероприятий. В данном случае рационально попробовать выполнить наиболее характерные действия каждой из профессии до принятия окончательного решения (так называемая первичная профессиональная проба). Исключение – прямые ограничения психофизиологического характера.

    5. «Мне нравится одна профессия, а родители настаивают совершенно на другой».

    Ситуация расхождения мнения подростка и его родителей относительно профессионального выбора не так уж и редка, и не раз описывалась в журнале «Кем быть?». Проблема выявляет отсутствие уважительного отношения к мнению подростка в семье. Школьнику хочется порекомендовать аргументировано и последовательно отстаивать свои интересы, исходя из своих реальных возможностей и склонностей. Тактичное пожелание родителям: помогая своему ребенку стремитесь лучше понять его.

    Целый ряд вопросов и затруднений часто связан с отсутствием нужной информации. Например:

    • подросток знает, кем хочет быть, но не знает, куда поступить;
    • знает, в какое учебное заведение хочет поступить, но не знает, какая специальность наиболее привлекательна, какая квалификация необходима для его профессионального развития;
    • знает, где хочет работать, но не знает, куда поступить, по какой специальности учиться.

    Подобные пробелы можно устранить, изучив информацию о профессиях и специальностях, учебных программах на сайтах учебных заведений, ознакомившись с профессиограммами и описаниями профессий, посетив дни открытых дверей и ярмарки профессий (например, выставку «Образование и карьера»).

    Высокая неопределенность при выборе сферы деятельности, а также потребность учитывать несколько факторов воедино приводят к совершению ошибок при выборе профессии.

    Еще раз обращаюсь к причинам ошибочного выбора профессии:

    • отношение к первому профессиональному выбору как пожизненно неизменному (в условиях бурного экономического и интеллектуального развития общества, технологического прогресса «нормально» несколько раз в течение жизни переобучаться);
    • выбор профессии, руководствуясь категориями «престижно», «модно»;
    • выбор профессии «за компанию» или под влиянием друзей, родственников, знакомых, модных тенденций (возможно, это страх и нежелание выйти из привычной «зоны комфорта» ограничивают свободный выбор, подталкивают человека к пути общепринятому, наиболее легкому или безопасному);
    • перенос эмоционального отношения к человеку – представителю той или иной профессии – непосредственно на саму профессию;
    • увлеченность внешне привлекательной стороной профессии.

    Для самостоятельного и обоснованного выбора неуместны большие, а уместны внимательные шаги. Нужно учиться прислушиваться к своим собственных желаниям, не путать их с общепринятыми, с коллективными «мнениями» или с желаниями родителей. Когда вы почувствуете слабенький еще росток желания узнавать о каком-либо деле больше – начинайте узнавать, пробовать. И снова прислушивайтесь к себе, к своим чувствам. Бывает так, что вроде нужное и полезное дело вызывает у вас отторжение. Скажите «спасибо» своему внутреннему ощущению: значит, это дело – не ваше. Ищите такое дело, которое вызывает воодушевление. Пусть даже это будет ручной труд, не требующий получения высшего образования.

    В завершении хочу привести высказывание автора теории экзистенционального анализа и логотерапии В. Франкла: «Положение человека, его профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является то, как он работает, справляется со своим кругом обязанностей. …. Полноценность человеческой жизни определяется через его способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…».

     

    Ирина ЛИТВИНА,

    психолог ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia