Самостоятельное профессиографическое исследование

Детально изучить профессию поможет профессиографическое исследование, задачей которого является составление описания профессии с целью ее анализа и изучения.
Такая работа позволит глубже узнать содержание и характер труда будущей профессии, поможет примерить себя к профессии, оценить, какими качествами, необходимыми для будущей работы, человек уже обладает, а какие еще предстоит в себе развивать и воспитывать.
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из различных источников, например, в процессе изучения инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность специалиста. А может быть получена из беседы с профессионалом об особенностях профессии или на основе наблюдения за деятельностью соответствующих специалистов.
При самостоятельном профессиографическом исследовании достигается двойной эффект: профориентационный – получение необходимой информации и вовлечение в процесс изучения профессии, воспитательный – формирование уверенности в своих возможностях и готовности к самостоятельному решению вопроса выбора профессии.
Изучение и описание профессий осуществляется в процессе профессиографирования.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
- социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).
Профессиографическое исследование проводится по следующей схеме:
1. Общие сведения о профессии.
- Возникновение профессии, какие изменения в ней произошли.
- Смежные профессии.
- Перспективность профессионального роста.
- Спрос на профессию в городе, регионе.
2. Характеристика процесса труда.
- Важнейшие технологические операции.
- Орудия труда.
- Рабочее место.
- Рабочая поза, преобладающие движения в труде.
- Продукция, производством которой занимается специалист.
- Характер работы (монотонный, переменный, в одиночку и т.п.).
- В чем и как проявляется утомляемость после работы.
3. Санитарно-гигиенические и другие условия труда.
- Режим труда и ритм.
- Микроклиматические условия (шум, освещенность).
- Какие требования к физическому состоянию организма предъявляет профессия.
- Имеются ли медицинские противопоказания.
- Какие меры по охране труда должны соблюдаться.
- Возможности производственных травм, профзаболеваний.
4. Психологические требования профессии к человеку.
Какие трудности, напряженные ситуации.
Какими качествами должен обладать человек:
- эмоционально-волевые;
- деловые;
- моторные (двигательные);
- внимание;
- мышление;
- тип памяти;
- моральные качества.
5. Сведения о профессиональной подготовке.
Где в городе (регионе) можно приобрести эту профессию, какие учебные заведения осуществляют подготовку кадров.
- Условия поступления.
- Продолжительность обучения.
- Какие дисциплины преподаются.
- Какую квалификацию получает выпускник.
- Какая зарплата специалиста.
- Перспективы роста или продвижения.
На основе анализа проведенного профессиографического исследования содержания профессиональной деятельности специалиста составляется профессиограмма.
Профессиограмма – это результат проведенного профессиографического исследования, который включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
- В чем суть данной профессии?
- Чем конкретно занимается сотрудник?
- В каких условиях происходит труд?
- Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
- Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
- Каковы возможности для карьерного роста?
Классическая профессиограмма включает следующие разделы:
- содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);
- условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);
- квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);
- требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должен соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости));
- медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);
- профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения));
- родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).
Профессиографирование представляет собой трудоемкое, но полезное занятие. Работа над составлением профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить свою профессиональную пригодность к ней. Кроме того, профессиограмма помогает определить те качества, которые необходимо развивать специалисту.
Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать как минимум следующую информацию:
- название профессии;
- отрасль хозяйства, где встречается данная профессия;
краткое описание профессиональной деятельности, включающее пункты:
- что делает работник (какие результаты должен получить; с помощью каких действий; каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?);
- как выполняется работа (какие технологии и орудия труда используются; в каких условиях протекает работа?);
- почему он это делает (как данная работа связана с другими видами работ, другими продуктами; в чем назначение, смысл, миссия работника?);
- какие требования предъявляет работа к субъекту труда (профессионально важные качества, личностные свойства, способности, состояние здоровья, и др.)
Психограмма – это психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
В психограмме отражается мотивационная сфера специалиста:
- мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
- профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала;
- эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
- удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Психограмма включает:
- психологические знания о труде, профессии;
- психологические действия, способы, приемы, умения, техники, их влиянии на себя и других людей;
- профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
- профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
- профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
- психологические противопоказания к данной профессии (психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;
- линии профессионального роста;
- линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, причины профессионального выгорания, пути реабилитации.
Чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста. Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.
Александр СОКОЛОВСКИЙ