КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Профориентир
    • »
    • Самостоятельное профессиографическое исследование

    Самостоятельное профессиографическое исследование

    профессиографическое исследование

    Детально изучить профессию поможет профессиографическое исследование, задачей которого является составление описания профессии с целью ее анализа и изучения.

    Такая работа позволит глубже узнать содержание и характер труда будущей профессии, поможет примерить себя к профессии, оценить, какими качествами, необходимыми для будущей работы, человек уже обладает, а какие еще предстоит в себе развивать и воспитывать.

    Информация о профессиональной деятельности может быть получена из различных источников, например, в процессе изучения инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность специалиста. А может быть получена из беседы с профессионалом об особенностях профессии или на основе наблюдения за деятельностью соответствующих специалистов.

    При самостоятельном профессиографическом исследовании достигается двойной эффект: профориентационный – получение необходимой информации и вовлечение в процесс изучения профессии, воспитательный – формирование уверенности в своих возможностях и готовности к самостоятельному решению вопроса выбора профессии.

     

    Изучение и описание профессий осуществляется в процессе профессиографирования.

    Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

    • социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
    • производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
    • санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
    • психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

     

    Профессиографическое исследование проводится по следующей схеме:

    1. Общие сведения о профессии.

    • Возникновение профессии, какие изменения в ней произошли.
    • Смежные профессии.
    • Перспективность профессионального роста.
    • Спрос на профессию в городе, регионе.

    2. Характеристика процесса труда.

    • Важнейшие технологические операции.
    • Орудия труда.
    • Рабочее место.
    • Рабочая поза, преобладающие движения в труде.
    • Продукция, производством которой занимается специалист.
    • Характер работы (монотонный, переменный, в одиночку и т.п.).
    • В чем и как проявляется утомляемость после работы.

    3. Санитарно-гигиенические и другие условия труда.

    • Режим труда и ритм.
    • Микроклиматические условия (шум, освещенность).
    • Какие требования к физическому состоянию организма предъявляет профессия.
    • Имеются ли медицинские противопоказания.
    • Какие меры по охране труда должны соблюдаться.
    • Возможности производственных травм, профзаболеваний.

    4. Психологические требования профессии к человеку.

    Какие трудности, напряженные ситуации.

    Какими качествами должен обладать человек:

    • эмоционально-волевые;
    • деловые;
    • моторные (двигательные);
    • внимание;
    • мышление;
    • тип памяти;
    • моральные качества.

    5. Сведения о профессиональной подготовке.

    Где в городе (регионе) можно приобрести эту профессию, какие учебные заведения осуществляют подготовку кадров.

    • Условия поступления.
    • Продолжительность обучения.
    • Какие дисциплины преподаются.
    • Какую квалификацию получает выпускник.
    • Какая зарплата специалиста.
    • Перспективы роста или продвижения.

     

    На основе анализа проведенного профессиографического исследования содержания профессиональной деятельности специалиста составляется профессиограмма.

    Профессиограмма – это результат проведенного профессиографического исследования, который включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.

    Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

    • В чем суть данной профессии?
    • Чем конкретно занимается сотрудник?
    • В каких условиях происходит труд?
    • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
    • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
    • Каковы возможности для карьерного роста?

    Классическая профессиограмма включает следующие разделы:

    • содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);
    • условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);
    • квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);
    • требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должен соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости));
    • медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);
    • профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения));
    • родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).

    Профессиографирование представляет собой трудоемкое, но полезное занятие. Работа над составлением профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить свою профессиональную пригодность к ней. Кроме того, профессиограмма помогает определить те качества, которые необходимо развивать специалисту.

    Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать как минимум следующую информацию:

    • название профессии;
    • отрасль хозяйства, где встречается данная профессия;

    краткое описание профессиональной деятельности, включающее пункты:

    • что делает работник (какие результаты должен получить; с помощью каких действий; каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?);
    • как выполняется работа (какие технологии и орудия труда используются; в каких условиях протекает работа?);
    • почему он это делает (как данная работа связана с другими видами работ, другими продуктами; в чем назначение, смысл, миссия работника?);
    • какие требования предъявляет работа к субъекту труда (профессионально важные качества, личностные свойства, способности, состояние здоровья, и др.)

    Психограмма – это психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

    В психограмме отражается мотивационная сфера специалиста:

    • мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
    • профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала;
    • эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
    • удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

    Психограмма включает:

    • психологические знания о труде, профессии;
    • психологические действия, способы, приемы, умения, техники, их влиянии на себя и других людей;
    • профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
    • профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
    • профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
    • психологические противопоказания к данной профессии (психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;
    • линии профессионального роста;
    • линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, причины профессионального выгорания, пути реабилитации.

    Чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста. Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.

    Александр СОКОЛОВСКИЙ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia