Как правильно изучать профессию
Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет, кем человеку быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать.
Процесс профессионального самоопределения характеризуется многомерностью. Для правильного адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу: проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), изучить требования избираемой профессии, оценить свое соответствие этим требованиям.
В мире существует огромное количество профессий, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности и сопровождают общество в течение многих столетий. С развитием науки они постоянно изменяются и совершенствуются, но при этом сохраняют свои главные признаки.
Планируя свою будущую карьеру, молодым людям необходимо знакомиться с различными сферами профессиональной деятельности, собирать сведения о профессиях, «примеривать» профессии на себя, практически пробовать свои силы в разных видах труда. Профессии необходимо всесторонне изучать, оценивать, сравнивать между собой.
Любую профессию можно подробно описать и изучить с помощью довольно большого количества признаков. Желательно, чтобы признаки, на основании которых изучается профессия, были наиболее существенными, а их количество – достаточно полным, максимальным. Это необходимо для того, чтобы не упустить никакой важной информации. Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания, тем точнее попадание.
Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий:
- • технологические;
- • экономические;
- • педагогические;
- • медицинские;
- • психологические.
Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих аспектов:
- • Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
- • В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
- • С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
- • Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
- • Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать (в помещении, в кабине, на открытом воздухе)? В каком климате он работает чаще всего? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
- • Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
- • Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?
Экономические характеристики описывают:
- • В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
- • Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
- • В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?
Педагогические характеристики определяют:
- • Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
- • Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
- • Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики определяют:
- • Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
- • Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
- • Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.
Психологические характеристики содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
- • к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
- • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности;
- • к умственным способностям и психофизическим характеристикам: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
- • к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д.
Детально изучить профессию поможет профессиограмма. Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требований к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности специалиста и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
- • В чем суть данной профессии?
- • Чем конкретно занимается сотрудник?
- • В каких условиях происходит труд?
- • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
- • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
- • Каковы возможности для карьерного роста?
Классическая профессиограмма включает следующие разделы:
- • содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);
- • условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);
- • квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);
- • требования к профессионально важным качествам (требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника, т. е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должны соответствовать работник (перечисляются в порядке убывания значимости));
- • профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией и где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения));
- • медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);
- • родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).
Таким образом, чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам, а также психофизическим возможностям, необходимо изучить мир профессий во всем его многообразии, понять их содержание, выяснить возможности получения соответствующего образования и дальнейшего профессионального роста.
Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволяет установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.