Готовность человека к трудовой деятельности определяется его психологической и практической готовностью. Воспитание психологической и практической готовности к труду является необходимым условием решения задач профессиональной ориентации учащихся. Целенаправленно оно начинается на этапе младшего школьного возраста и продолжается в 6-7-х классов, обеспечивая преемственность в содержании, формах и методах проводимой работы.
На данном этапе школьного обучения наиболее эффективно применяются следующие методы профориентационной работы:
Таким образом, содержание и формы реализации методов профессиональной ориентации в 6-7 классах являются базой для осуществления профориентационной работы в 8-9 классах.
Цель: содействие в расширении общей осведомленности школьников о мире профессий.
Задачи:
Категория: учащиеся 6-7 классов.
Время проведения: 1 час 20 мин.
Оборудование: карточки с заданиями, маркеры (фломастеры), грамоты.
Ведущий: – Ребята, сегодня мы проведем игру «Турнир знатоков профессий». Эта игра – своеобразное соревнование, которое покажет вашу осведомленность, способность ориентироваться в мире профессий. Прежде чем приступить к игре, мне хотелось бы еще раз напомнить вам о том, как важно не ошибиться в выборе профессии. Согласитесь, очень трудно работать, если труд не приносит удовлетворения. Я хочу прочитать вам одну известную притчу об отношении к труду.
Ведущий зачитывает притчу:
Притча о работниках Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!» Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением сказал, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. |
Ведущий: – Как вы думаете, в чем основная мысль этой притчи?
Учащиеся отвечают, что притча показывает разное отношение человека к своему труду. Для одного человека выполняемая работа в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов труда.
Ведущий: – Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным: читать о различных профессиях, узнавать от знакомых об особенностях их труда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.
Прежде чем приступить к игре, нам нужно поделиться на команды.
Группа делится по парам. Для этого двое учащихся находят у себя определенное количество общих признаков. Затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Ведущий по своему усмотрению может останавливать процесс на четверках, восьмерках и т.д. Каждая из команд должна придумать и озвучить свое название и девиз.
Ведущий: – Перед тем, как приступить к игре, представьте, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь свет ваших мыслей объединяется в один большой, красивый и мощный луч, как луч прожектора. Представили? Теперь вы в состоянии сосредоточиться на предстоящей работе.
Итак, начинается турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.
Задание 1. «Угадай профессию»
Командам предстоит назвать профессию, о которой говорится в стихотворении. Оценивается скорость и правильность ответов: та команда, в которой ребята первыми поднимут руку, имеет право на ответ. Если ответ правильный, команде засчитывается 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к команде-сопернику, и ей засчитывается 1 балл.
Задание 1. «Соревнование эрудитов»
Ведущий: – Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача – назвать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.
На выполнение задания отводится 1 минута, команда записывает профессии на листок. По окончании отведенного времени представитель команды зачитывает профессии. В задании оценивается количество правильно названных профессий на указанную букву: та команда, у которой список получится длиннее, получает 1 балл.
Задание 2. «Презентация»
Игроки должны дать описательную характеристику профессии, не называя ее. Остальные участники по данной характеристике должны угадать, что это за профессия. В задании оценивается красочность описания профессии, возможность ее узнавания: за развернутую характеристику – 2 балла, за правильно угаданный ответ – 1 балл. Если команда дает неясную, непонятную характеристику, то баллы не засчитываются. Если команда соперника не угадала профессию, то она также не зарабатывает баллы.
Примерные профессии для презентации: официант, учитель, бармен, врач.
По окончании каждой презентации профессии учащиеся отвечают на вопросы:
Задание 3. «Что это за профессии?»
Командам раздаются бланки с вопросами. В задании оценивается количество правильных ответов, за каждый правильный ответ дается 1 балл.
Ведущий: – Вслед за новыми явлениями и предметами возникают и новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.
Задание 4. «Способности и профессия»
Ведущий: – Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Способности – это умения, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, человек хорошо различает запахи и помнит их – эти способности необходимы химику, дегустатору, повару. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – такие способности необходимы математику, программисту, конструктору.
Довольно часто можно услышать, как, характеризуя определенного человека, говорят, что он красиво поет, обладает хорошими вокальными данными. Такому человеку рекомендуют связать свою жизнь с музыкой и пением. Другому человеку советуют идти учиться на водителя, обращая внимание на то, что у него для этого есть специальные способности: хорошая реакция, внимание, выдержка, знание законов механики и устройства машин.
Как видите, каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку и предполагает наличие каких-либо специальных способностей, навыков, умений. Давайте подберем способности, умения к предложенным профессиям.
В задании оценивается грамотность и правильность аргументирования личностных качеств, присущих людям указанных профессий: за четкий грамотный ответ команда получает 2 балла.
Профессия | Способности |
Учитель математики | математические способности |
умение говорить правильно, ясно, четко, выразительно | |
любовь к детям | |
умение обучать | |
ответственность | |
выдержка, терпение, самоконтроль | |
способность к самообразованию | |
Слесарь | развитый глазомер, точность движений |
умение разбираться в чертежах | |
выдержка и терпение | |
сила, выносливость | |
знание материала | |
ловкие руки | |
Парикмахер | творческие, художественные способности |
знание различных модных направлений | |
выдержка и терпение | |
аккуратность | |
ловкость рук | |
знание химии | |
Врач | желание помогать другим, способность сопереживать |
быстрая реакция | |
хорошие внимание, память | |
способность логически мыслить, анализировать факты | |
знание химии, биологии, анатомии |
Задание 1. «Назови профессию»
Ведущий: – Я называю профессиональную область, а вы называете профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина – область: врач, медсестра, санитарка – профессии.
В задании оценивается скорость и правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Области профессиональной деятельности:
Ведущий благодарит команды за активность в игре и подводит итоги участия. Знатоками профессий признаются участники той команды, которая набрала наибольшее количество баллов. Команда награждается грамотой, свидетельствующей о победе в игре-турнире. Другая команда получает грамоту за участие. В качестве награды участников обеих команд можно использовать сладкие призы.
После награждения победителей и участников ведущий обсуждает с учащимися результаты турнира. Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:
Жанна ХИТОВА, психолог высшей категории ЦДР «Мозаика» г. Гродно