Современные электронные устройства (гаджеты) проникли практически во все сферы нашей жизни. Они слышат, видят, рассказывают и подсказывают, показывают видео и выполняют еще много разных дел, без которых дети раньше легко обходились.
Гаджеты – великолепные универсальные инструменты для коммуникации и развлечения. Отрицать их значение для детей бессмысленно. Что же такое гаджет?
Обратимся к Википедии. Гаджет (англ. gadget – приспособление, устройство, безделушка) – небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни. Под гаджетами подразумеваются компьютер, ноутбук, смартфон, игровые приставки и прочие приборы, так увлекающие ребенка. В настоящее время жизнь взрослого современного человека невозможно представить без использования хотя бы одного гаджета. В наше время ребенок сразу после рождения погружается в мир технологий и гаджетов. То есть именно мы, взрослые, делаем из детей то, что имеем. Родители обычно сами дают детям эти новомодные устройства, и довольно рано – с шести-восьми месяцев. Побуждения, разумеется, благие: хочется, чтобы малыш как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранный язык.
Однако стоит внимательнее рассмотреть эффект от таких занятий. С одной стороны, они дают возможность получать массу полезной информации, учиться новому, общаться. Обратная сторона медали – болезненная гаджет-зависимость. Ребенок не может расстаться с любимыми устройствами ни на час, перестает слушать родителей, на замечания реагирует агрессивно. Следует помнить, что первый шаг на пути зависимости ребенка делают его родители, когда в раннем возрасте, чтобы отвлечь или занять малыша на время, дают ему в руки смартфон с мультфильмами и играми.
Как же понять, что ваше чадо стало зависимым от гаджетов? Специалисты заметили, что ребенок замыкается, все свободное время проводит с телефоном или компьютером. Если вы пытаетесь забрать устройство, он проявляет агрессию, не слушается, обманывает. Когда в гости приходят друзья, они играют только в электронные игры. Ребенок не идет есть, оперируя такими доводами, как «мне нужно доиграть». Нарушается режим сна и бодрствования.
Следует отметить, что ребенок проводит с гаджетом значительно больше времени, чем проводил бы за традиционными занятиями. Сложно представить ваше чадо часами штудирующим английский язык, а вот часами сидящим со смартфоном – обычное явление. Отсюда, конечно, и определенный результат самообучения. Но в ущерб двигательной активности, не менее важной для полноценного развития. Во-вторых, информация часто не соответствует возрасту. А значит, можно говорить об отсутствии системного и поэтапного развития мышления ребенка.
Мозговая деятельность детей развивается с помощью мелкой моторики: рисование, пластилин, конструктор. Заменяя движения пальцев скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов, а еще ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми. В любой компьютерной игре обеднена обратная связь. Поверьте, если ребенок выполняет в игровой форме обучающие задачки, то одно дело, когда программа ему скажет: «Молодец! Идем дальше», и совершенно другое, когда рядом будет сидеть мама и пусть даже вообще ничего не скажет, но просто погладит его по голове. Восприятие ребенком своей маленькой победы будет совершенно разным.
Но обратимся к специалистам. Внимание ученых все больше привлекает влияние чрезмерного увлечения гаджетами на успешность психического развития. Доктор психологических наук, профессор института образования БФУ им. И. Канта Ирина Симаева отмечает в первую очередь риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет. Гаджет выполняет за ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы.
В ряде элитных школ США и Европы не приветствуется наличие гаджетов – дети учатся делать вычисления вручную. Психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме.
Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться».
Проблемы также связаны с дефицитом чтения, поскольку именно при регулярном чтении формируются зрительные образы букв и слов, которые сохраняются в памяти и становятся одной из опор правописания.
Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых – постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т.п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.
Не будем забывать и о том, насколько важно в детском и подростковом возрасте развитие не только отдельных психических функций, но и психической деятельности (возможностей программирования ее реализации, контроля, критичности к ошибкам, понимания последствий собственных действий и т. п.).
Олег Маркелов, доцент кафедры радиотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» считает, что при рассмотрении вопроса использования гаджетов, необходимо учитывать возраст ребенка. Если речь о начальной школе, то, безусловно, неразрывное «общение» детей с гаджетами влияет негативно – по причине снижения их интереса к личному познанию окружающего мира, а не через запрос к поисковой системе. Однако в старших классах трудно себе представить современного молодого человека, который быстро усваивает все новое без гаджетов. Поэтому нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо, – это реальность наших дней, и необходимо ее воспринимать в таком виде и использовать для улучшения качества жизни, но не забывать и об остальных способах общения и поиска информации.
Необходимо помнить, что ребенок копирует модель поведения взрослого. Если родители играют в игры, не расстаются с телефоном, ребенок будет делать также. В современном «технологичном» мире кажется невозможным ограничить доступ детей к различного рода гаджетам. Они прочно вошли в нашу жизнь – как инструмент для развития, поиска информации и как способ развлечения. Смартфоны отрывают человека от реального окружения. Дети становятся менее разговорчивыми, более пассивными, таким образом, их социальные навыки, необходимые для жизни в обществе, не развиваются в достаточной мере. Возможный вред интернета многие родители осознают, но считают его незначительным. Более того, часто не замечают первых признаков интернет-зависимости. А обнаружив их, начинают критиковать и наказывать ребенка. Но это не решает проблему, а только усугубляет ее и отдаляет ребенка от родителей. Задача взрослых – контролировать применение гаджетов детьми для поиска информации и обучения в надежных источниках. А еще – не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире.
Минусы использования гаджетов и ПК
Американская академия педиатрии в своем отчете указывает следующие риски использования цифровых и социальных сетей детьми: негативное воздействие на здоровье, на сон, внимание и обучение; более высокая частота ожирения и депрессии; подверженность неточному, неуместному или небезопасному контенту и контактам.
Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи. При длительном использовании электронных сенсорных устройств у детей может замедляться мышечное развитие, детям нужно больше двигаться, активно и желательно на свежем воздухе.
Быстрая смена картинок в детских программах и мультфильмах рассеивают внимание ребенка. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Поэтому стоит уделять внимание также рисованию, раскрашиванию, собиранию конструкторов и пазлов.
При частом и громком прослушивании музыки в наушниках, которые вставляются прямо в ухо, может ухудшиться слух.
Что же делать родителям?
Шаг 1. Пересмотреть отношения. Проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями, просите ли советов.
Шаг 2. Найти замену гаджетам. У любого ребенка есть уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загораются глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на картингах, фотография.
Шаг 3. Общаться вживую. Специалисты рекомендуют завести семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Расспрашивайте ребенка о делах в школе, о его друзьях, о планах на выходные и каникулы. Учитесь не только слушать, но и слышать ребенка. Проводите вместе больше времени: гуляйте, занимайтесь спортом, играйте. Не обесценивайте его проблемы и переживания. Станьте для вашего чада верным другом.
Шаг 5. Приучать к ответственности. Подпишите «взрослый» договор о правилах пользования гаджетами. При этом используйте элементы «взрослого» договора: пропишите права, обязанности и штрафные санкции за нарушение. Подойдите к процессу с юмором, оформите свод правил красочно, заинтересуйте ребенка.
Шаг 6. Совместный просмотр. Это одно из самых сложных правил. Ведь чаще всего родители используют гаджеты для того, чтобы сделать свои дела, пока малыш смотрит очередной мультфильм или слушает песенки. Пересильте себя и вместе с ребенком посмотрите развивающий мультфильм, передачу.
Шаг 7. Следите за качеством контента. Выбирайте для просмотра и игр качественный контент с нормальной графикой, звуком и логическими элементами. Чтобы быть в курсе детских новинок, сами побудьте ребенком и посмотрите на тематических форумах, почему та или иная игра – это круто, и чем один герой отличается от другого.
Шаг 8. Ограничение во времени. Вам нужно договориться с ребенком о том, что через определенное время гаджет убирается и ребенок идет гулять на улицу или играть с игрушками. Психологи советуют вводить ограничения не в одностороннем порядке. Намного легче воспринимаются правила, которым подчиняются все. Например, если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа в день, потому что это вредно, родители тоже не должны проводить перед экраном больше часа. Вам необходимо быть примером. Важно начать с себя и подумать, какой пример мы показываем своим детям. Не стоит отрезать ребенка от виртуального мира, он не будет понимать, о чем говорят его сверстники и это вызовет проблемы с коммуникацией. Если же ваше чадо хочет связать свою жизнь с IT-технологиями, ему просто необходимо проводить время за компьютером.
Шаг 9. Создайте дома зоны, свободные от гаджетов. У вас дома должны быть зоны, в которых гаджеты будут под запретом. Это может быть кухня, столовая, спальная комната. Перед сном, вместо очередного мультфильма, почитайте ребенку книгу.
Шаг 10. Устраивайте совместные обеды и ужины. Собирайтесь за столом всей семьей. Обменивайтесь впечатлениями и мечтами, вместе готовьте, пробуйте новые блюда. Если времени в будни не хватает, делайте это в выходные. И главное – никаких гаджетов за столом. Дети должны знать, что во время приема пищи вы не сидите в телефоне, не смотрите телевизор, а общаетесь друг с другом.
Специалисты советуют организовать досуг до появления зависимости. Но, если она начала формироваться, первое, что стоит сделать, – научить ребенка получать положительные эмоции и впечатления вне виртуального мира от прогулок, музеев, аттракционов, концертов, спорта, курсов. Найти такие интересные увлечения, чтобы виртуальный мир стал блеклым и скучным. Отдельный вид совместного досуга – игра. Через игру можно узнать много нового о своем чаде, его поведенческих особенностях, представлениях о реальности, помочь научить справляться с ситуациями, осваивать новые навыки, получать знания, добиваться побед и достойно принимать поражения.
Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?
Этот вопрос особо актуален в современном обществе. Подсчет экранного времени в день должен варьироваться с учетом возрастных особенностей, увлечений и потребностей ребенка.
Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:
Задача взрослых – научить подрастающее поколение использовать гаджеты для поиска информации и обучения. А еще создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, чтобы виртуальный мир не воспринимался им, как место, куда хочется совершить побег от реальности.
Главное, не забывайте жить в гармонии с собой и окружающей средой, знать разумную меру использования информационно-коммуникационных технологий и помнить, что настоящий мир и живые близкие люди – рядом с нами, а не на экране гаджета.
Диана ДОБРОЛОВИЧ