До недавнего времени профессиональный путь человека был предопределен его выбором в юности. Мало кто способен набраться достаточной смелости, чтобы кардинально сменить сферу деятельности без объективных на то причин. В школьные годы родители, учителя, и другие значимые люди хоть раз задают подросткам вопрос: «Кем ты хочешь быть?» Неокрепшее представление о себе и своих профессиональных интересах вынуждает школьника действовать в режиме ограниченного времени, внешнего давления и в конечном итоге, возможно, первого серьезного личностного кризиса и стресса.
Дальнейшая стратегия строится исходя из поставленной цели: выбор предметов для углубленного изучения, определение учебного заведения и специальности. Далее годы напряженной учебы и вот он итог – получение профессии, через призму которой человека будут определять на протяжении всего профессионального и жизненного пути.
Герои фильмов и сериалов ненавязчиво внушают, что развитие и карьерный рост в одной сфере – это и есть показатель признания, успеха и авторитета. Так мало примеров специалистов, реализующих себя в двух и более успешных карьерах. А что еще фантастичнее – наличие у специалиста способности совмещать несколько полноценных профессий одновременно. Возможно, поэтому так называемые «слеш-люди» вызывают больше критики и осуждения и остаются белыми воронами на профессиональной арене уверенных «монокарьер».
Слэш-люди – это представители нового подхода к построению карьеры или скорее карьер. Те, у кого в описании профилей в социальных сетях указано две и более профессии: «учитель/пианист», «фотограф/дизайнер/журналист» или «психолог/коуч/телеведущая», то есть люди, совмещающие несколько разных, но необязательно близких профессиональных направлений.
На подобный карьерный маршрут, как правило, смотрят скептически. Во-первых, нас с детства учат, что лучше сосредоточиться на чем-то одном и не размениваться, а во-вторых, сочетание двух и более полноценных профессий кажется несерьезным и скорее не внушающим доверия к сотруднику как к профессионалу.
Если прибегнуть к помощи истории, то окажется, что слэш-люди – не концепт XXI века. О людях с развитым интересом сразу к нескольким профессиональным областям говорили задолго до сегодняшних дней. В Италии эпохи Возрождения, в XVI-XVII веках, было в ходу слово «полимат», обозначающее человека, имеющего широкий круг знаний, на основе которых он решает какие-то проблемы и делает значительный вклад хотя бы в одну из сфер, которыми интересуется. К полиматам относят, например, Леонардо да Винчи – художника, инженера, писателя, изобретателя и музыканта. В России ярким примером полимата или энциклопедиста можно считать Михаила Ломоносова, чья деятельность коснулась многих направлений естествознания и гуманитарных наук, изобразительного искусства и литературного творчества – выразилась убедительными практическими результатами. В психологии и образовании есть близкий «полимату» термин «мультипотенциал».
Впервые термин «мультипотенциальность» в своих работах использовал американский психолог Рональд Фредриксон еще 1972 году. По его мнению, мультипотенциал – это «человек, который, находясь в подходящей среде, может выбрать и развить сразу несколько навыков на высоком уровне». Впрочем, не всегда мультипотенциалы выглядят успешными или даже способными к чему-то, возможна и обратная ситуация, при которой желание осваивать сразу несколько направлений активно подавляется обществом, а в худшем сценарии и вовсе вызывает всеобщее осуждение.
Не смотря на инновационный подход к вопросу, термин практически не использовался, но в 2017 году канадский психолог Эмили Вапник вернулась к термину «мультипотенциальность», написав книгу «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать». В своей книге она отмечает, что таким людям свойственно множество интересов, креативность, творческий подход к любым задачам, оригинальность мышления и жажда новых знаний. Вапник акцентирует внимание на том, что мультипотенциалы регулярно испытывают на себе давление, связанное с необходимостью найти свое призвание, определить предназначение и во что бы то ни стало стремиться к карьерному росту. В своей лекции на TEDtalks она говорила о том, что в детстве она не знала ответа, на часто задаваемый вопрос, кем хочет стать, и проблема не в том, что ее ничего не привлекало, а как раз наоборот – интересов оказывалось слишком много. В своем выступлении она призывает задаваться вопросом, почему и откуда пришло осознание, что все время заниматься разными вещами плохо или вовсе не нормально. Действительно, складывается ощущение, что в современном обществе нет места для таких людей, необходимость иметь одну единственную профессиональную цель и стремиться к ее реализации через весь карьерный путь воспринимается как обязательная составляющая успеха и является своего рода мерилом профессиональной реализации. Если проявить наблюдательность, можно отметить, что, как правило, не принято иметь больше одного «призвания», а специалисты «широкого профиля» с большим трудом доказывают свой профессионализм.
Общепринятый карьерный сценарий – постоянное совершенствование в одной сфере. Мультипотенциалы в свою очередь объединяют знания и опыт из множества профессиональных областей, этот навык помогает им генерировать идеи на пересечении разных тем.
К сверхспособностям мультипотенциала относятся:
Быстрая обучаемость – жажда новых знаний и отсутствие страха к выходу из зоны комфорта позволяют таким людям с легкостью осваивать новые сферы и направления. Эмили Вапник отмечает, что широкий кругозор и прошлый опыт позволяет мультипотенциалам никогда не «стартовать с нуля».
Автономность – умение действовать независимо и успешно справляться с множеством разных заданий. Самодисциплина и эффективный тайм-менеджмент способствует лучшему освоению поставленных задач.
Энтузиазм – вдохновение и азарт к работе, потенциал к лидерству, способность эмоционально притягивать и располагать к себе людей. Жажда нового и открытость возможностям открывают перед мультипотенциалами горизонты, которые не доступны для большинства. Умение мыслить в позитивном ключе аккумулирует энергию, позволяя в любой ситуации видеть идеи для профессионального развития и самосовершенствования.
Умение переключать мышление – багаж знаний из разных, как правило, не связанных между собой областей, позволяет мультипотенциалам взаимодействовать со специалистами из разных профессиональных отраслей. Любые границы для них условны, а понятие «это невозможно» только подкрепляет решимость показать на своем примере, как можно развиваться и быть успешным сразу в нескольких, зачастую не связанных карьерных областях.
Синтезирование идей – способность генерировать креативные идеи и выбирать неординарные решения поставленных задач, навык успешно интегрировать свой личный опыт в рабочие процессы. Для таких специалистов бесценна возможность мыслить и действовать вне общепринятых рамок.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить неоспоримое конкурентное преимущество мультипотенциала как специалиста на рынке труда. Такой работник способен совмещать функционал сразу нескольких позиций. В 2017 году Эмили Вапник выделила несколько карьерных стратегий и подробно изложила их суть в деловом издании Quartz. Три главные рекомендации для успешной самореализации звучат следующим образом:
Важно сохранять и развивать именно свою профессиональную идентичность и следовать согласно своему уникальному карьерному вектору, каким бы разнонаправленным он ни был. Существует гипотеза, что все люди изначально имеют предрасположенность к нескольким направлениям, но не все способны отстоять свое право осваивать сразу несколько профессий. Довольно легко хрупкое детское сознание подстроить под нормы и стереотипы общества и культуры. Не стоит игнорировать свои интересы и способности, подавлять свое любопытство в попытках изменить или вовсе «перекроить» себя под среду. В случае угнетения своих профессиональных желаний чувство неудовлетворенности не заставит себя ждать. Следует вдохновляться правильными примерами специалистов, успешно интегрировавших свою мультипотенциальность в реалии современности. Например, сочетание карьер психолога и кондитера, иллюстратора и учителя, программиста и механика и т.д. Они доказывают нам, что не всем подходит раз и навсегда выбранное «призвание» – и это нормально. Важно проявить самодисциплину, чтобы не бросать проекты в самом начале или при первых неудачах. Лучше всего строить свой уникальный профессиональный маршрут, сочетая все свои интересы, склонности и способности.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ