В настоящее время все актуальнее становится вопрос о качестве работы профессионалов, создающих товары и оказывающих услуги. Особое внимание уделяется молодым специалистам, впервые претендующим на рабочие места.
Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
• недостаток прикладных (применяемых в работе) профессиональных знаний, квалификации и навыков;
• трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
• необходимость предоставления молодым специалистам ряда дополнительных льгот, предусмотренных ТК РБ (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
• желание части молодежи совмещать работу с учебой;
• инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).
Со своей стороны, молодежь не стремится получать знания о ситуации на современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Почему так происходит?
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что молодежную безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Существенную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда должны играть личная активность и объективность суждений с одной стороны и профессиональная информированность молодых людей – с другой.
Тогда выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем позициям и зависят от их объективного содержания и личного понимания.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
• достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
• актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям людей);
• перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
• обновляемость информации (уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
• доступность и доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения на современных информационных площадках).
Информация о профессиях, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профессиональной подготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. В результате, актуальное информирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
Конкурентные преимущества молодежи на рынке труда (мнение прогрессивных работодателей):
• быстрая обучаемость;
• гибкость в принятии решений, мобильность, способность легко осваивать новые технологии и технические процессы;
• современные знания (в том числе компьютера, новых технологий, техники);
• интерес к новому;
• хорошее здоровье, много сил, энергии;
• возможность ненормированной работы;
• отсутствие профессиональных шаблонов;
• желание реализовать себя, сделать карьеру;
• готовность много работать;
• отсутствие на момент трудоустройства собственной семьи, детей;
• возможность платить меньше;
• креативность, творческий подход к делу.
Ирина ЛИТВИНА,
психолог ГУ «Минский Городской центр социального обслуживания семьи и детей»