Проблема профессиональной ориентации актуальна для любой страны. И каждое государство по-своему подходит к решению этой задачи, учитывая особенности образовательной системы, менталитета и ожидаемый результат.
Как решаются вопросы выбора профессии за рубежом? Кто помогает ребятам определиться со специальностью? Рассмотрим опыт зарубежных стран.
Ведущую роль в современной системе профориентации в США играет школа, в частности психолого-педагогическая консультативная служба «Гайденс», функционирующая во всех школах страны. Профконсультирование в американских школах осуществляется на протяжении всего обучения учащегося, согласно закону о профессиональной консультации. «Гайденс» содействует старшеклассникам по нескольким направлениям: помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессией и выделить личностные особенности индивида для их интенсивного развития. Научным базисом профориентационной системы «Гайденс» является принцип «обучения посредством деяния».
Работу службы «Гайденс» осуществляют профконсультанты – дипломированные специалисты в области профконсультирования. Таких специалистов готовят факультеты «Гайденс» в педагогических колледжах и университетах.
В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. Профориентация начинается в раннем подростковом возрасте, но не ограничивается только школой – она разнообразна и по форме, и по видам.
В Канаде продуктивно функционируют так называемые Центры содействия найму («центры выбора»), где школьники могут получить информацию о более чем четырех тысячах профессий, требованиях к ним, возможностях карьерного роста, спросе на рынке труда на данных специалистов. Таких центров в Канаде открыто более 400. Школьники, достигшие возраста 13-14 лет, могут ознакомиться с информацией о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультации специалистов-профориентологов.
На территории каждого из университетов имеется свой «центр» с хорошим техническим оснащением, который, помимо тестирования, предлагает различные курсы самоопределения, успешности и знакомства с существующими вакансиями. Все этапы студент проходит самостоятельно, но под обязательным контролем специалистов в области развития карьеры и психологов.
Школа также помогает учащимся в выборе профессии. Регулярно организуются встречи старшеклассников с представителями различных профессий, проводятся презентации университетов и колледжей. На особых уроках, имеющих название «Планирование карьеры», детей учат, как правильно пользоваться сайтами вузов и колледжей, что необходимо указать в заявлении абитуриента, как грамотно составлять портфолио и даже как вести себя на собеседовании.
Кроме того, в Канаде действует интерактивная профориентационная площадка The Real Game, которая состоит из серии цифровых программ, где используются ролевые игры и передовые технологии искусственного интеллекта, чтобы помочь школьникам, молодежи и взрослым развить жизненные навыки и навыки управления карьерой. Каждый школьник может сыграть роль взрослого персонажа на одной из современных рабочих должностей, охватывающих большинство промышленных секторов Канады. Роли обычно назначаются произвольно. По мере того как учащиеся играют свои роли в течение нескольких дней, недель или месяцев, они получают ценное и прочное представление о себе и своей взрослой жизни. Игра разделена на четыре части: «Зарабатывание на жизнь», «Качество жизни», «Изменения и выбор» и «Личное путешествие».
Весьма необычен опыт профориентационной работы Японии. Для контроля формирования у подростков готовности выбора профессионального пути и готовности к выбору профессии японцы разработали совершенно уникальную научную методику. Основы современной профориентации в Японии заложил ректор университета Асия профессор Ш.Фукуяма в 70-х гг XX века. В честь него названа система профориентации «F-тест» (Fukuyama-тест), которую проходят сегодня японские школьники для выбора профессии. Вся профориентационная работа по методике Фукуямы интегрирована в школьное образование. Она включает три компонента: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы.
Дети получают представление о профессиях еще в младшей школе, а в средней школе наступает период профессиональных проб – новаторская методика, введенная Фукуямой. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: сельское хозяйство, научная деятельность, бизнес и т.д. Таким образом, за три года они пробуют свои силы в 48 различных профессиях. Эти профессии отображают актуальный рынок труда и предусматривают разные типы взаимодействия – взаимодействие с человеком, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами. После прохождения профпроб проводится анализ. Школьные педагоги оценивают каждый из полученных навыков по 5-бальной шкале и дают свои рекомендации по выбору сферы деятельности и продолжению обучения. К окончанию школы японский школьник вполне ясно представляет, кем он станет в дальнейшем.
Японские работодатели охотно принимают молодых людей, участвующих в профориентационных программах, потому что государство оплачивает компаниям школьные практики. Работодатели выделяют специалистов, которые объясняют молодым стажерам принципы работы компании и помогают осваивать новую профессию.
Швеция имеет одну из наиболее прозрачных систем профориентации: необходимость консультировать и направлять молодежь в их образовательных и профессиональных решениях закреплена законодательно. Согласно шведским законам, учащиеся школ должны получить консультацию, прежде чем принимать решение о своем будущем.
В школах действует профориентационная программа «Куда идти по жизненной лестнице», которая помогает подросткам лучше понять особенности своей личности, интересы, склонности и таланты. Школьников добровольно и бесплатно обучают различным профессиям, готовя к самостоятельной трудовой деятельности и жизни в обществе, а также обеспечивают учащихся по их желанию всеми необходимыми программами и курсами для дальнейшего обучения в вузах.
Школы обычно нанимают специального консультанта, навыки и полномочия которого закреплены законом. Специалист проводит консультации, групповые дискуссии и уроки, посвященные вопросам выбора карьеры и образования.
Индивидуальные консультации гарантированно проводятся для всех учащихся в 9 классе, многие школьники проходят их раньше, перед так называемыми «неделями опыта рабочей жизни» в 8 классе. Личные консультации дополняются развитой системой онлайн-сервисов, посвященных образованию, описанию профессий, прогнозам рынка труда.
Университеты, в свою очередь, обязаны проводить консультирование студентов относительно их учебных и карьерных возможностей.
Офисы государственной службы занятости ответственны за профориентацию молодежи, новоприбывших и тех, кто уже вышел на рынок труда.
Финляндия является лучшим примером согласованности всех звеньев системы профориентации. За консультирование населения отвечают государственные и муниципальные органы образования и занятости. Их функции дополняют друг друга: образовательные организации обязаны проводить профессиональную ориентацию для учащихся, а отделы трудоустройства и экономического развития – консультирование выпускников.
Профориентация начинается уже в начальной школе. Классные руководители и школьные консультанты включают в уроки обсуждение различных карьерных возможностей и необходимых для них навыков, а также в обязательном порядке проводят с учениками личные консультации, посвященные вопросам образования и выбора профессии. Все школьные консультанты имеют образование в этой области: диплом магистра по консультированию или специальные курсы.
В средней школе происходит более детальное знакомство с профессиями и работодателями, посещение компаний из разных отраслей промышленности и сервиса. Таким образом, еще в школе дети и подростки получают разнообразную и конкретную информацию о множестве различных профессий, причем многое видят своими глазами.
Эта система считается одной из наиболее эффективных в мире благодаря раннему началу и разносторонней работе по профориентации.
В Дании установлен строгий контроль государства за сферой профориентации. Он сочетается с активным использованием большого разнообразия инструментов – от личных консультаций до онлайн-ресурсов. Для школ разработан список тем, посвященных вопросам образования и карьеры, которые должны быть включены в школьные уроки уже с начальных классов (предмет определяется на усмотрение школы). Тематические блоки подготовлены для учеников с подготовительного по 3-й класс, с 4-го по 6-й класс и с 7-го по 9-й класс.
Вне школы действует ряд организаций, ориентированных на молодых людей определенного возраста. Молодежные консультационные центры снабжают учащихся информацией о переходе от обязательного образования к последующим (необязательным) образовательным уровням. Они работают со школьниками с 7 по 10 класс, а также с незанятой молодежью до 25 лет.
От уровня старшей школы к высшему образованию учеников консультируют специалисты Региональных консультационных центров.
Кроме этих служб в стране действует целый ряд онлайн-сервисов, предлагающих информацию о существующих карьерных возможностях, индивидуальные консультации по вопросам карьеры, сравнительную информацию по профессиям для людей со средним и высшим образованием.
Все образовательные консультанты имеют диплом магистерской программы образовательного и профессионального консультирования либо бакалаврский диплом программы государственного управления.
Профессиональная ориентации учащихся в Норвегии выделена в специальную часть учебно-воспитательного процесса. В учебных планах многих школ изучается специальный предмет «Сведения о выборе профессии».
Вопросами профориентации начинают усиленно заниматься с восьмого класса. Более углубленная профориентация начинается в старшей школе, в которую норвежцы ходят с 16 до 19 лет. По окончании старшей школы 80% ребят поступают в университеты, а около 20% становятся студентами колледжей без вступительных экзаменов, которые в Норвегии отсутствуют.
В стране функционируют государственная и частная службы профориентации, в рамках которых взаимодействуют школы, биржи труда и специальные психологические лаборатории, осуществляющие консультационные услуги.
Во Франции профориентация учащегося начинается с младших классов, с момента наблюдения учителем за возможностями и способностями ребенка. Далее следует уточнение профессиональной ориентации ребенка через знакомство с представленными на рынке труда профессиями. Все это вносится в специальное досье, существующее у каждого учащегося с момента поступления в школу.
В школах Франции есть профориентационные программы по математике, естественным наукам, менеджменту, искусству и культуре. В программу входят теоретические и практические занятия, деловые игры, тренинги и встречи с успешными предпринимателями. Это позволяет школьникам научиться грамотно составлять резюме и пользоваться специальной базой данных, посвященной профессиям.
Кроме того, во Франции сложилось тесное сотрудничество центров выбора профессии с семьями учащихся.
Зарубежный опыт является важным с точки зрения использования эффективных практик профориентационной деятельности. Так, опыт французских коллег способствует развитию практического мышления детей, начиная с младших классов. Заимствование опыта канадской системы поможет выпускникам в самоорганизации и возможности оценки приобретенных навыков. Опыт японской системы профориентации практически сложно применить в наших условиях из-за разницы в менталитетах и системах образования, но сам по себе является интересным материалом для изучения, потому как представляет довольно сложную структуру со специфическими методами работы.
Доменика БАРАНОВА