При выборе профессии недостаточно учитывать только склонности, способности и интересы, есть еще множество личностных характеристик, которые не менее важны на пути профессионального самоопределения. Одной из таких характеристик является акцентуация характера.
Акцентуация характера – это слишком выраженные черты характера у человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. Большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Акцентуация характера, безусловно, влияет на поведение человека, поэтому учитывать эту характеристику личности при выборе профессии очень важно.
Термин «акцентуация» впервые ввел немецкий врач-психиатр К.Леонгард. Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации.
Акцентуации характера по К.Леонгарду
Демонстративный тип. Характеризуется демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, артистизмом. Человек с такой акцентуацией склонен к фантазерству, позерству и притворству. Может полностью забывать то, о чем знать не желает, что расковывает его во лжи. Им движет жажда постоянного внимания (пусть даже негативного) к своей особе. Данный тип демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешне мягкой манере общения). Таким человеком движет стремление к лидерству и потребность в признании. Люди с демонстративным типом акцентуации могут произносить блестящие, зажигательные, убедительные речи, умеют чувствовать аудиторию, способны увлечь других неординарностью мышления. Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, проведения презентаций и рекламы. Как правило, обладают широким спектром знаний во многих сферах деятельности, но, к сожалению, эти знания не отличаются глубиной.
Педантичный тип. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. В конфликты вступает редко, в то же время сильно реагирует на любые проявления нарушения порядка. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.
Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца. Им чужда поспешность, ни одна мелочь не ускользает от их внимания. Это люди долга: если что-то пообещали – обязательно сделают, причем основательно и хорошо. Из них получаются прекрасные экономисты и финансисты. Они незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность. Люди с педантичным типом акцентуации на службе часто ведут себя как бюрократы, предъявляя к окружающим много формальных требований. Могут «достать» других своим занудством и дотошностью. Нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Педантичные личности чрезвычайно постоянны. Они не любят менять работу, дорожат ею, любят свой коллектив, как правило, не очень стремятся к повышению по службе и могут проработать на одном месте всю жизнь.
Застревающий тип. Данный тип характеризуется «застреванием» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обиды, инертен в движениях. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Подозрителен, отличается мстительностью. Проявляет большое упорство в достижении своих целей. Люди такого типа отличаются способностью к длительному волевому напряжению. Это неутомимые и целеустремленные труженики, обладающие чувством долга, принципиальные, требовательные к себе и другим, настойчивые и последовательные. Стремятся достичь высоких показателей в любом деле, за которое берутся, проявляя большое упорство в достижении своих целей. Почти всегда несговорчивы и не терпят возражений. Поэтому переговорная деятельность им просто противопоказана. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к себе. Люди с «застревающим» типом акцентуации часто выступают инициаторами конфликтов, в которых жестко и настойчиво насаждают свои интересы.
Возбудимый тип. Для данного типа характерна недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, нетерпимость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков, замедленность психических процессов. Повышенная импульсивность гасится с трудом и может быть опасна для окружающих. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством и напористостью преимущественно в физической работе, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций. В силу своих особенностей возбудимые личности очень неуживчивы. На работе вступают в ссоры и конфликты по самому пустяковому поводу, как с сослуживцами, так и с начальством. Причем в конфликтах занимают активную, провоцирующую позицию. Поэтому на одном месте долго не задерживаются и отдают преимущество работе, где являются сами себе начальниками.
Гипертимный тип. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Самооценка повышена, характеризуются недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Свободный ум, легкость подхода к проблемам способствуют многообразию идей, нахождению творческих нестандартных решений. Для них подходят такие виды деятельности, где уместны инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время нет нужды решать проблемы, требующие осторожного и обдуманного подхода. В этом случае их решения могут быть опрометчивы. При многих положительных качествах гипертимным личностям не хватает серьезности и постоянства, усердия, сосредоточенности и усидчивости. У них много идей, они за многое берутся, но мало что доводят до завершения. Стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. На замечания реагируют бурно, но отходчивы и незлопамятны. Таких людей тяготит одиночество, однообразие деятельности и обстановки, жесткая дисциплина и строгие правила. Они плохо переносят контроль над собой и, если чувствуют, что попадают в зависимость, стремятся разорвать такие отношения.
Дистимный тип. Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на отрицательных сторонах жизни. Добросовестны, располагают обостренным чувством справедливости. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Обладают высокоразвитым чувством справедливости. Представители дистимного типа акцентуации характера, как правило, нелюдимы, угрюмы и несговорчивы. Для них характерны социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в правильности принятых решений. В общении с окружающими тактичны и справедливы, не эгоистичны.
Аффективно-лабильный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимных и дистимных состояний, иногда без видимых внешних причин. В силу частой смены настроения у таких личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. В работе у них наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному (желательно гибкому) графику с персональной ответственностью.
Экзальтированный тип. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность. Реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству и природе. Имеют хороший вкус, из них получаются отличные художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким людям, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств.
Тревожный тип. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре. Хорошо работают, если нет нервно-психических нагрузок. Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты. В меру выраженная тревожность не позволяет им «уснуть» при работе в условиях монотонных шумов и вибрации. В то же время тревожные люди отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в собственных силах, неумением постоять за себя. Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке.
Эмотивный тип. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга и исполнительность. Они очень преданные и верные, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, чувство долга, обязательность и исполнительность. Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций.
Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. Легко приспосабливаются к новой работе. Когда задачи и правила четко определены, могут быть хорошими исполнителями. У экстравертированного взрослого человека интенсивна радость принятия решений, ибо он сосредоточен больше на внешнем, окружающем его мире и поэтому в значительной степени меньше рассуждает, взвешивает различные возможности. Для экстравертированного человека характерно проявление чисто внешней активности, то есть большой импульсивности поведения. Такой человек живет стимулами извне. Он отлично себя чувствует в оживленном обществе, где получает сразу множество впечатлений и богатую информацию. Однако экстраверт больше нацелен на внешние впечатления и мало внимания обращает на свой внутренний мир.
Интровертированный тип. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов – проблемы религии, политики, философии. Человек с такой акцентуацией малообщителен, держится в стороне, общается лишь по необходимости, любит одиночество, погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках.
Профессиональная деятельность интровертированного работника постоянно сопровождается размышлениями, он вводит всякие усовершенствования, которые представляются ему целесообразными, хотя на самом деле это может быть и не так. В свободное время он ищет для себя занятия, которые будят мысль. Содержание книг он воспринимает не пассивно, а создает о них собственное мнение. Он подбирает для себя такую литературу, которая дает ему возможность углубиться в ту или иную область. Если интровертированные люди имеют любимое занятие, увлечение, то оно поддерживается постоянным внутренним интересом, это не может быть, например, механическое накопление экспонатов для коллекции. Если они занимаются спортом, то также постоянно исходят из каких-то расчетов, взвешиваний, которые практически, возможно, значения и не имеют. Предпочитаемая деятельность для людей с такой акцентуацией характера – это работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
(определение основных направлений характера по К. Леонгарду).
Инструкция. Данный тест предназначен для определения акцентуаций характера, т.е. наиболее выраженных его черт и особенностей. Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего характера.
Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».
1. Ваше настроение обычно веселое и беззаботное?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Бывает ли так, что на глаза неожиданно наворачиваются слезы?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в осуществляемом деле и не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя таким же смелым, как в детском возрасте?
6. Часто ли меняется ваше настроение (от глубокой радости до глубокой печали)?
7. В компании вы находитесь в центре внимания?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в угрюмом и раздражительном настроении, и с вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чемнибудь?
11. Вы предприимчивы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас ктолибо обидит?
13. Вы мягкосердечный человек?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли затем, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Вы испытывали в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
22. Бывали ли у вас раньше нервные срывы или истерики (хотя бы один раз)?
23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
24. Отстаиваете ли вы свои интересы, если ктото поступил с вами несправедливо?
25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?
26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят настолько неровно, что вы стараетесь сразу же поправить их?
27. Вы испытывали страх в детстве, когда оставались одни в квартире (доме)?
28. Часто ли без причины у вас меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Может ли иногда чувство полного счастья пронизывать вас?
33. Подходите ли вы для ведущего в юмористическом спектакле?
34. Высказываете ли вы людям свое мнение откровенно (по тому или иному вопросу)?
35. Трудно ли вы переносите вид крови?
36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?
37. Склонны ли вы выступить в защиту человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Кропотливую черную работу вы выполняете так же тщательно, как и любимое дело?
40. Вы общительны?
41. В школе вы охотно декламировали стихи?
42. Вы убегали из дома в детстве?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Бывали ли у вас конфликты, которые так изматывали нервы, что идти на работу казалось просто невыносимо?
45. Можно ли сказать, что при неудачах, вы теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если вас ктото обидит?
47. Вы любите животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там чтото не в порядке?
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими случится какоенибудь несчастье?
50. Считаете ли, что ваше настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли вам докладывать, выступать перед большим количеством людей?
52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чемлибо разочарованы, то придете в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли фильм вас так взволновать, что на глазах выступят слезы?
58. Бывает ли вам трудно заснуть изза того, что целый день вы размышляли над своим будущим или какойнибудь проблемой?
59. В школе вы подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60. Трудно ли вам ночью пройти через кладбище?
61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы утром встаете в подавленном, которое длится несколько часов?
63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с теми, кого не цените, не любите или не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Сильно ли вы переживаете изза несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключены ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. Охотно ли вы участвовали в детстве в кружках художественной самодеятельности?
74. Смотрите ли вы на будущее несколько пессимистически?
75. Часто ли вас тянет путешествовать?
76. Может ли ваше настроение измениться резко (от высочайшей радости до глубокой тоски)?
77. Легко ли вы поднимаете настроение друзьям в компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Сильно ли вы переживаете горести других людей?
80. Была ли у вас привычка в школе переписывать лист в тетради, если поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
84. Становитесь ли вы радостным в веселой компании?
85. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна или под приближающийся поезд?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если разозлитесь?
87. В беседе вы больше словоохотливы, чем молчаливы?
88. Если бы вам пришлось играть на сцене, смогли бы вы с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Ключ
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, подвижности, легкости в установлении контактов, склонности к фантазерству, артистизму, стремлению к лидерству.
«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 75, 83, 88.
«–»: 51.
Сумму ответов умножьте на два.
2. Педантичный тип. Высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты человек вступает редко, но сильно реагирует на любые нарушения порядка. На работе ведет себя, как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 85.
«–»: 36.
Сумму ответов умножьте на два.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность). Часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством, в достижении своих целей.
«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
«–»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножьте на два.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, равнодушие к будущему. Этот человек целиком живет настоящим.
«+»: 8, 21, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножьте на три.
5. Гипертимный тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем люди этого типа с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.
«–»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножьте на три.
6. Дистимный тип характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.
«+»: 9, 20, 43, 73, 87.
Сумму ответов умножьте на три.
7. Тревожный тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.
«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
«–»: 5.
Сумму ответов умножьте на три.
8. Экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость. Они часто спорят, но до открытого конфликта дело не доводят.
«+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножьте на шесть.
9. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.
«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
«–»: 25.
Сумму ответов умножьте на три.
10. Циклотимный тип (аффективнолабильный). Характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности и говорливость, печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления. Манера общения с окружающими людьми часто меняется.
«+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножьте на три.
Максимальная сумма баллов после умножения – 24. Сумма баллов от 15 до 19 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышении 19 баллов черта характера является акцентуированной.
Акцентуации характера с точки зрения А.Е.Личко
Акцентуации характера по А.Е.Личко – временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребенка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь.А.Е.Личко рассматривал акцентуации как пограничные между нормой и психопатией состояния.
Гипертимный тип. Люди с этой акцентуацией – находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить свое служебное и общественное положение. Однако в отдаленном времени часто теряют положение изза неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.
Циклоидный тип. Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от приподнятого до угнетенного с периодичностью в несколько недель.
Сенситивный тип. Отличается высокой чувствительностью, как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. Возможно развитие сложностей с адаптацией в коллективе. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности.
Шизоидный тип. Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к ним враждебно.
Истероидный тип. Представители этого типа отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание комуто другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом не способны организовать окружающих, заслужить авторитет у сверстников.
Конформный тип. Подростки этого типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом они склонны к морализаторству и очень консервативны.
Психастенический тип. Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам.
Астеноневротический тип. Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью, склонностью к ипохондрии (болезненная мнительность, выражающаяся в навязчивой идее болезни). В мыслях о будущем особое место у них занимает забота о собственном здоровье. Тянутся к друзьям, но быстро устают от них, после чего ищут одиночества.
Неустойчивый тип. Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Их можно охарактеризовать, как «плывущих по течению».
Эмоциональнолабильный тип. Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (замечание, косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких людей. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.
Эпилептоидный тип. Для него характерны властность, жесткость, самолюбие. В компании других детей такой подросток стремится быть не просто главным, а властителем. Повзрослев, представители этого типа предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают им возможность проявить власть, установить свои правила.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог