В современном мире можно отметить постоянный рост требований высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров, что в свою очередь акцентирует внимание на проблеме профессиональной ориентации молодежи. Рынок труда также не стоит на месте: постоянный рост его интенсивности и усиление напряженности требует наличия компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи – это та педагогическая и общественная проблема, которой необходимо уделять достаточно внимания, особенно в рамках образовательного учреждения.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы и семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Профессиональной ориентации отводится особая роль – это создание условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Профориентация является комплексной проблемой. В ней выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты. Рассмотрим их подробнее.
Экономический аспект направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.
Медико-физиологический аспект связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющего выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов проведения профориентационной работы.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.
В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному, зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, запросы рынка.
Задачи:
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии.
Профессиография – это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках.
Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
Профориентационная консультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профориентационная консультация стимулирует размышления школьника о перспективах личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей.
Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес, как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.
Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.
В зависимости от количества участников выделяют следующие формы профориентационной работы:
Индивидуальные – индивидуальная работа с конкретным учащимся (например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика).
Групповые – работа с группой (например, урок, игра, групповая диагностика, семинар, тренинг).
Массовые – работа с большим количеством учащихся (например, межшкольные информационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест).
Методы профориентационной работы (по Н.С. Пряжникову):
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»