Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.
1. Приветствие
Ведущий: Ребята, вы находитесь на пороге взрослой, самостоятельной и независимой жизни. Правильный выбор профессии – залог успеха профессиональной деятельности человека, а зачастую и всей жизни. При этом важно, чтобы профессия, дело которым вы занимаетесь, было интересным и любимым. Очень важно быть психологически готовым к принятию взвешенного решения. Сегодня наше занятие будет посвящено формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению.
2. Основная часть
Информационный блок
Ведущий: В мире существует не так уж много вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. Важно отнестись к этому как можно серьезнее. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах:
Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого специалиста в процессе его трудовой деятельности будет составлять, как показали исследования, все 100%.
Профориентационная игра «Профконсультация»
Отбор в игровую группу осуществляется добровольно, по желанию. Участники рассаживаются за общим столом в свободном порядке. Затем ведущий дает участникам следующую инструкцию: «В выборе профессии школьнику могут помочь специалисты по профориентации, которые проводят профконсультации, анализируют способности и профессиональные склонности учащихся. Я предлагаю вам поиграть в профориентационную игру. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Сейчас мы распределим роли: «профконсультанта» (лучше двух), «учащегося» и его «родителей». Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый имел возможность высказать свое мнение. Я постараюсь не вмешиваться».
Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями.
При организации игры, ведущий должен учитывать следующие моменты:
Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:
Все вмешательства должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультантов» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.
Обсуждение игры.
При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей»: «Помогла ли вам консультация? Чем именно?».
После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно.
После обсуждения участники меняются ролями, и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.
Поскольку участники совершают в игре немало ошибок, ведущему часто приходится подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко участникам бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.
Упражнение «Мои достоинства, мои недостатки»
Инструкция: Заполните таблицу, постарайтесь объективно указать все свои достоинства и недостатки. Укажите свои возможности, которые у вас имеются благодаря вашим достоинствам, а также ограничения, которые вытекают из-за ваших недостатков.
Мои достоинства: | Мои недостатки: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Мои возможности: | Ограничения: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Ведущий предлагает подумать участникам, как лучше преодолеть свои недостатки и тем самым расширить спектр возможностей.
Упражнение «Ассоциации»
Инструкция: Сейчас я попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от этого человека пусть назовет ассоциацию, которая возникает у него с данной профессией, а также свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.
Данное упражнение поможет расшевелить группу и активизирует для лучшего понимания информации из следующего информационного блока.
Информационный блок №2
Ведущий: Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху. Для этого:
1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
2. Изучите самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
4. Подробно изучите выбранную профессию.
5. Сравните полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, подростковым врачом.
6. Если есть какие-либо ограничения для реализации данной профессии, имейте запасной вариант.
7. Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.
Упражнение «Менялки»
Инструкция: В мире насчитывается огромное количество профессий, одни возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов профессий: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ (участники занятия получают таблички с одним из перечисленных типов профессий). Я называю профессию, а вы встаете в том случае, если считаете, что профессия, которая указана у вас в карточке, относится к данному типу профессий.
Участники упражнения должны еще и пояснить, почему они считают, что названная профессия относится именно к этому типу профессий.
3. Рефлексия «Прогноз погоды»
Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды». Учащийся рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние (какому времени года соответствует, пасмурно или ясно, ветрено или тихо, есть ли осадки, какое время суток, какая температура и пр.) При определении температуры необходимо указать температуру в интервале от 0 до +10 градусов.
Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске).
После того как все участники тренинга выскажутся, педагог соединяет все отметки температуры в единый график и приглашает участников проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.
Юлия ЕРМАК,
психолог