КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Профориентационный тренинг «На пороге взрослой жизни»

    Профориентационный тренинг «На пороге взрослой жизни»

    тренинг «На пороге взрослой жизни»

    Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

    Ход занятия

    1. Приветствие

    Ведущий: Ребята, вы находитесь на пороге взрослой, самостоятельной и независимой жизни. Правильный выбор профессии – залог успеха профессиональной деятельности человека, а зачастую и всей жизни. При этом важно, чтобы профессия, дело которым вы занимаетесь, было интересным и любимым. Очень важно быть психологически готовым к принятию взвешенного решения. Сегодня наше занятие будет посвящено формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению.

     

    2. Основная часть

    Информационный блок

    Ведущий: В мире существует не так уж много вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. Важно отнестись к этому как можно серьезнее. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах:

    • Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности (назовем их словом «хочу»).
    • Оценить, каковы ваши профессионально важные качества, состояние здоровья, способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность (ответить на тот вопрос, что я «могу»).
    • Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда (что сегодня обществу «надо»).

    Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого специалиста в процессе его трудовой деятельности будет составлять, как показали исследования, все 100%.

     

    Профориентационная игра «Профконсультация»

    Отбор в игровую группу осуществляется добровольно, по желанию. Участники рассаживаются за общим столом в свободном порядке. Затем ведущий дает участникам следующую инструкцию: «В выборе профессии школьнику могут помочь специалисты по профориентации, которые проводят профконсультации, анализируют способности и профессиональные склонности учащихся. Я предлагаю вам поиграть в профориентационную игру. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Сейчас мы распределим роли: «профконсультанта» (лучше двух), «учащегося» и его «родителей». Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый имел возможность высказать свое мнение. Я постараюсь не вмешиваться».

    Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями.

    При организации игры, ведущий должен учитывать следующие моменты:

    • На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать.
    • При попытках «с ходу» решить возникшие проблемы с выбором профессии школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу давать подсказку, а может предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры, может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения.
    • Если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде дать игрокам подсказку (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности «учащегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.).

    Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:

    • игровой конфликт перерастает в межличностный;
    • кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;
    • игроки сами просят ведущего дать им информационную справку (какой конкурс существует в то или иное учебное заведение; требуется ли обсуждаемая профессия на рынке труда и т.д.);
    • игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;
    • одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово.

    Все вмешательства должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультантов» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.

    Обсуждение игры.

    При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей»: «Помогла ли вам консультация? Чем именно?».

    После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно.

    После обсуждения участники меняются ролями, и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.

    Поскольку участники совершают в игре немало ошибок, ведущему часто приходится подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко участникам бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.

     

    Упражнение «Мои достоинства, мои недостатки»

    Инструкция: Заполните таблицу, постарайтесь объективно указать все свои достоинства и недостатки. Укажите свои возможности, которые у вас имеются благодаря вашим достоинствам, а также ограничения, которые вытекают из-за ваших недостатков.

    Мои достоинства: Мои недостатки:
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    Мои возможности: Ограничения:
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.

     

    Ведущий предлагает подумать участникам, как лучше преодолеть свои недостатки и тем самым расширить спектр возможностей.

     

    Упражнение «Ассоциации»

    Инструкция: Сейчас я попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от этого человека пусть назовет ассоциацию, которая возникает у него с данной профессией, а также свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

    Данное упражнение поможет расшевелить группу и активизирует для лучшего понимания информации из следующего информационного блока.

     

    Информационный блок №2

    Ведущий: Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху. Для этого:

    1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.

    2. Изучите самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

    3. Выберите наиболее привлекательную профессию.

    4. Подробно изучите выбранную профессию.

    5. Сравните полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, подростковым врачом.

    6. Если есть какие-либо ограничения для реализации данной профессии, имейте запасной вариант.

    7. Приняв решение, не отступайте перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

     

    Упражнение «Менялки»

    Инструкция: В мире насчитывается огромное количество профессий, одни возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов профессий: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ (участники занятия получают таблички с одним из перечисленных типов профессий). Я называю профессию, а вы встаете в том случае, если считаете, что профессия, которая указана у вас в карточке, относится к данному типу профессий.

    Участники упражнения должны еще и пояснить, почему они считают, что названная профессия относится именно к этому типу профессий.

     

    3. Рефлексия «Прогноз погоды»

    Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды». Учащийся рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние (какому времени года соответствует, пасмурно или ясно, ветрено или тихо, есть ли осадки, какое время суток, какая температура и пр.) При определении температуры необходимо указать температуру в интервале от 0 до +10 градусов.

    Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске).

    После того как все участники тренинга выскажутся, педагог соединяет все отметки температуры в единый график и приглашает участников проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

     

    Юлия ЕРМАК,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia