КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Интернет-сайт учебного заведения как инструмент профориентационной работы

    Интернет-сайт учебного заведения как инструмент профориентационной работы

    Интернет-сайт учебного заведения

    Время неумолимо диктует свои правила: у любой организации или учреждения, которые стремятся иметь современный имидж и стать успешными в профессиональной сфере, должен быть свой web-сайт, другими словами – виртуальное представительство в глобальной сети Интернет. Роль официальных сайтов в деятельности учреждений образования возрастает, ведь наличие многофункционального и эффективного интернет-ресурса – показатель современного подхода в самопрезентации общественности. Сегодня любое учреждение образования заинтересовано в выстраивании диалога с обществом и имеет возможность заявить о себе. Интернет предоставляет для этой цели колоссальные возможности, стирая временные и пространственные границы.

    Под сайтом или web-сайтом (от англ. web – паутина, site – участок, местоположение) понимается совокупность web-страниц и электронных документов, связанных между собой единой тематикой, стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками, принадлежащих частному лицу или организации, которая располагается в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IPадресом).

    Сайт учреждения образования относится к категории официальных сайтов государственных органов и организаций и представляет собой образовательный информационный ресурс. Под образовательным интернет-сайтом понимается совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс образования, обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере.

    К целевой аудитории сайта учебного заведения (профессионально-технического, среднего специального или высшего) традиционно относят следующие основные категории пользователей: учащиеся школ (потенциальные абитуриенты); родители; педагогические кадры (учителя, преподаватели, методисты); административные работники (сотрудники структуры управления образованием и методической службы, руководители учреждений образования и др.).

    Под контентом web-сайта понимается информация, размещенная на web-страницах сайта (текстовая, графическую, видео- и аудиоинформация).

    Одной из основных задач информационного контента официального сайта учреждения образования (профессионально-технического, среднего специального или высшего) является формирование у целевой аудитории пользователей позитивного представления об учебном заведении, его особенностях и уникальных чертах, а также преимуществах профессиональной подготовки, которые отличают это конкретное учреждение образования от других аналогичных. Другая важная задача интернет-ресурса – удовлетворить актуальные информационные запросы различных категорий пользователей сайта о деятельности учебного заведения.

    Современный сайт учебного заведения в интернете – это не просто необходимый атрибут для самопрезентации, но и эффективная образовательная, информационная и коммуникационная площадка, активное средство воспитательной работы, а также уникальный инструмент профессионального просвещения, распространения профориентационной информации и привлечения абитуриентов.

    Основная профориентационная задача сайта учебного заведения (профессионально-технического, среднего специального или высшего) – активизировать процесс профессионального самоопределения школьника (потенциального абитуриента), формировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о путях и возможностях получения образования, современных специальностях, перспективах профессионального пути.

    Через посещение ресурса, изучение и анализ профориентационной информации, участие в интерактивных формах общения должно проходить обучение принятию самостоятельного решения по выбору профессии. Грамотное использование возможностей интернет-ресурса в профориентационных целях поможет заложить у школьников основы умений и навыков восприятия информации, будет способствовать их профессиональному самоопределению.

    Необходимо учитывать, что информация на сайте учреждения образования (профессионально-технического, среднего специального или высшего) может способствовать принятию решения о выборе учебного заведения, так как школьники и родители получают большой объем разноплановых сведений именно из нтернета. Сайт учебного заведения должен предоставлять школьникам и их родителям исчерпывающую, оперативно обновляемую информацию для правильного профессионального и личностного самоопределения. Полная, конкретная и выгодная подача информации о специфике реализуемых образовательных программ профессиональной подготовки сможет привлечь к ней внимание, что предоставит учебному заведению преимущества в кругу подобных. При этом ни печатная продукция, ни радио и телевидение не позволяют подавать информацию в таком удобном и презентабельном виде, как грамотно выполненный веб-сайт.

    Сайт является доступным и востребованным средством целенаправленного взаимодействия с потенциальными пользователями, с помощью которого учебное заведение может решать различные актуальные проблемы, в том числе в таких направлениях деятельности, как реклама образовательных возможностей, формирование нового набора, содействие трудоустройству выпускников и т.д. От содержания, структуры и функционирования сайта во многом зависит успех взаимодействия учебного заведения с внешней средой. Организуя свою деятельность в открытом информационном пространстве, учебное заведение должно быть интересно для сторонних посетителей, которых привлекают образовательные возможности самого учреждения образования и информационные достоинства его сайта.

    Единых требований к формированию профориентационного контента сайта не существует. Информация профориентационной направленности на сайте учебного заведения должна размещаться в разделе «Абитуриенту», где каждый абитуриент должен иметь возможность получить сведения об учебном заведении, общую информацию о вступительных испытаниях, специальностях, содержании профессиональной деятельности выпускника, его теоретических знаниях и практических умениях, присваиваемой квалификации, перспективах трудоустройства и пр. В данном разделе целесообразно разместить информацию по следующим направлениям:

    • правила приема (в УВО, УССО или УПТО); правила и сроки проведения ЦТ; информация о результатах вступительной кампании предыдущего года (конкурс, проходной балл); перечень необходимых документов и пр.;
    • информация о ходе вступительной кампании;
    • график проведения Дней открытых дверей с указанием даты, времени и формата проведения;
    • сведения о специальностях (направлениях специальностей), по которым ведется подготовка (код и наименование профессии, специальности, направления подготовки, форма и срок бучения, присваиваемая квалификация);
    • профессиографические описания профессий (актуальность и престижность профессии, история возникновения, содержание и сфера деятельности, предмет и условия труда, краткое описание работ, знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности, необходимые качества, медицинские противопоказания, возможности профессионального роста и пр.); информация о востребованности профессий на рынке труда (целесообразно подкреплять сведениями официальных государственных источников);
    • информация об организациях-заказчиках кадров, предприятиях и организациях региона (со ссылками на сайты организаций);
    • видеоматериалы профориентационной направленности качественного содержания о специфике подготовки кадров и базовых предприятиях; информационно-рекламные фильмы, раскрывающие содержание специальностей (видеоматериалы должны содержать информацию о специфике профессиональной подготовки, современных условиях труда, перспективах трудоустройства выпускников);
    • интервью с успешными выпускниками учебного заведения, положительные отзывы учащихся и студентов.
    • Требования к профориентационным материалам, размещаемым на сайте

    Профориентационный контент должен обладать следующими важными качественными характеристиками:

    • информативность – полнота содержательных блоков (разделов), в которых представлена информация для посетителей сайта;
    • значимость (познавательность и полезность) информационных материалов для каждой категории пользователей;
    • доступность для восприятия (умеренное использование профессиональной терминологии, учет специфики информационных запросов различных категорий пользователей);
    • структурированность информационных материалов по темам и разделам (соответствие содержания целевому назначению разделов сайта), расположение информации по убыванию степени важности, вариативность видов представленной информации;
    • визуальная привлекательность и уместное эстетическое оформление (Представленная информация должна сопровождаться фотографиями, мультимедийными презентациями, видеоматериалами. Это облегчает восприятие текста и увеличивает шансы на то, что материал будет дочитан до конца. Качественные изображения учебных аудиторий и учебно-производственных мастерских, а также фотографии студенческой жизни создадут необходимую мотивацию стать частью насыщенной жизни учебного заведения);
    • грамотность, достоверность и объективность (указание авторства материалов, ссылка на источник и др.); полнота и целостность, глубина содержания публикуемых материалов;
    • актуальность и оперативность – своевременное обновление информационных материалов. На сайте должны быть разделы с основной (долговременной) и оперативной (текущей) информацией. Информация на сайте должна регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях датироваться. Материалы о специальностях должны быть актуальны, т.е. раскрывать современный облик профессий и профессиональные возможности специалиста.

    Особенностью сайта учебного заведения может стать виртуальный кабинет профориентации.

    Цель работы виртуального кабинета профориентации – создание условий для самоопределения учащихся, формирования адекватного представления о своих профессиональных интересах и возможностях, углубления знаний, а также привлечение мотивированных абитуриентов в учебное заведение.

    В зависимости от поставленных задач виртуальный кабинет может представлять собой форму интерактивного общения, являться электронным информационным ресурсом.

    Задачи виртуального кабинета профориентации:

    • оказание профориентационной поддержки абитуриентам в процессе выбора учебного заведения, специальности, сферы будущей профессиональной деятельности;
    • профессиональное просвещение и профессиональное информирование учащихся школ, потенциальных абитуриентов;
    • проведение онлайн-консультаций для учащихся школ, абитуриентов и их родителей;
    • создание информационной базы для развития профориентационной работы в учебном заведении и использования современных образовательных технологий;
    • распространение информационно-справочных и профессиографических материалов о профессиях и специальностях, сведений о потребностях экономики в квалифицированных кадрах.

    В виртуальном кабинете профориентации можно разместить следующую информацию:

    • информацию об основах выбора профессии (материалы о классификации профессий, правилах и принципах успешного выбора, типичных ошибках выбора профессии; о взаимосвязи профессии и индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья; взаимосвязи школьного учебного предмета и профессии и т. п.);
    • рекомендации психолога по выбору профессии;
    • профессиограммы и описания профессий (история возникновения, содержание труда и сфера деятельности специалиста, предмет и условия труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, возможности профессионального роста, информация о профессиональной подготовке и пр.);
    • информация о востребованности профессий на рынке труда (со ссылкой на управления занятости, отделы по трудоустройству);
    • ссылки на наиболее значимые специализированные интернет-ресурсы профориентационной тематики.
    • Через работу виртуального кабинета профориентации можно организовать:
    • тестирование на определение личностных качеств, интересов и склонностей к профессиональной деятельности с использованием профдиагностических опросников и интерактивных экспресс-тестов;
    • онлайн-консультации психолога по выбору профессии (необходимо обеспечить пользователям возможность отправления сообщения, оперативную обратную связь).

    Вся работа виртуального кабинета профориентации учебного заведения должна быть направлена на активизацию учащегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути.

    Таким образом, интернет-сайт учебного заведения может стать эффективным инструментом решения профориентационных задач. Систематическая работа по профинформированию посредством веб-сайта способствует не только повышению престижа учебного заведения и созданию его устойчивого позитивного имиджа, но и повышению уровня информированности потенциальных абитуриентов о возможностях получения образования, активизации процесса их профессионального самоопределения, и как следствие – привлечению в учебное заведение учащихся, желающих получить профессию.

    Доменика БАРАНОВА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia