
Время неумолимо диктует свои правила: у любой организации или учреждения, которые стремятся иметь современный имидж и стать успешными в профессиональной сфере, должен быть свой web-сайт, другими словами – виртуальное представительство в глобальной сети Интернет. Роль официальных сайтов в деятельности учреждений образования возрастает, ведь наличие многофункционального и эффективного интернет-ресурса – показатель современного подхода в самопрезентации общественности. Сегодня любое учреждение образования заинтересовано в выстраивании диалога с обществом и имеет возможность заявить о себе. Интернет предоставляет для этой цели колоссальные возможности, стирая временные и пространственные границы.
Под сайтом или web-сайтом (от англ. web – паутина, site – участок, местоположение) понимается совокупность web-страниц и электронных документов, связанных между собой единой тематикой, стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками, принадлежащих частному лицу или организации, которая располагается в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IPадресом).
Сайт учреждения образования относится к категории официальных сайтов государственных органов и организаций и представляет собой образовательный информационный ресурс. Под образовательным интернет-сайтом понимается совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс образования, обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере.
К целевой аудитории сайта учебного заведения (профессионально-технического, среднего специального или высшего) традиционно относят следующие основные категории пользователей: учащиеся школ (потенциальные абитуриенты); родители; педагогические кадры (учителя, преподаватели, методисты); административные работники (сотрудники структуры управления образованием и методической службы, руководители учреждений образования и др.).
Под контентом web-сайта понимается информация, размещенная на web-страницах сайта (текстовая, графическую, видео- и аудиоинформация).
Одной из основных задач информационного контента официального сайта учреждения образования (профессионально-технического, среднего специального или высшего) является формирование у целевой аудитории пользователей позитивного представления об учебном заведении, его особенностях и уникальных чертах, а также преимуществах профессиональной подготовки, которые отличают это конкретное учреждение образования от других аналогичных. Другая важная задача интернет-ресурса – удовлетворить актуальные информационные запросы различных категорий пользователей сайта о деятельности учебного заведения.
Современный сайт учебного заведения в интернете – это не просто необходимый атрибут для самопрезентации, но и эффективная образовательная, информационная и коммуникационная площадка, активное средство воспитательной работы, а также уникальный инструмент профессионального просвещения, распространения профориентационной информации и привлечения абитуриентов.
Основная профориентационная задача сайта учебного заведения (профессионально-технического, среднего специального или высшего) – активизировать процесс профессионального самоопределения школьника (потенциального абитуриента), формировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о путях и возможностях получения образования, современных специальностях, перспективах профессионального пути.
Через посещение ресурса, изучение и анализ профориентационной информации, участие в интерактивных формах общения должно проходить обучение принятию самостоятельного решения по выбору профессии. Грамотное использование возможностей интернет-ресурса в профориентационных целях поможет заложить у школьников основы умений и навыков восприятия информации, будет способствовать их профессиональному самоопределению.
Необходимо учитывать, что информация на сайте учреждения образования (профессионально-технического, среднего специального или высшего) может способствовать принятию решения о выборе учебного заведения, так как школьники и родители получают большой объем разноплановых сведений именно из нтернета. Сайт учебного заведения должен предоставлять школьникам и их родителям исчерпывающую, оперативно обновляемую информацию для правильного профессионального и личностного самоопределения. Полная, конкретная и выгодная подача информации о специфике реализуемых образовательных программ профессиональной подготовки сможет привлечь к ней внимание, что предоставит учебному заведению преимущества в кругу подобных. При этом ни печатная продукция, ни радио и телевидение не позволяют подавать информацию в таком удобном и презентабельном виде, как грамотно выполненный веб-сайт.
Сайт является доступным и востребованным средством целенаправленного взаимодействия с потенциальными пользователями, с помощью которого учебное заведение может решать различные актуальные проблемы, в том числе в таких направлениях деятельности, как реклама образовательных возможностей, формирование нового набора, содействие трудоустройству выпускников и т.д. От содержания, структуры и функционирования сайта во многом зависит успех взаимодействия учебного заведения с внешней средой. Организуя свою деятельность в открытом информационном пространстве, учебное заведение должно быть интересно для сторонних посетителей, которых привлекают образовательные возможности самого учреждения образования и информационные достоинства его сайта.
Единых требований к формированию профориентационного контента сайта не существует. Информация профориентационной направленности на сайте учебного заведения должна размещаться в разделе «Абитуриенту», где каждый абитуриент должен иметь возможность получить сведения об учебном заведении, общую информацию о вступительных испытаниях, специальностях, содержании профессиональной деятельности выпускника, его теоретических знаниях и практических умениях, присваиваемой квалификации, перспективах трудоустройства и пр. В данном разделе целесообразно разместить информацию по следующим направлениям:
Профориентационный контент должен обладать следующими важными качественными характеристиками:
Особенностью сайта учебного заведения может стать виртуальный кабинет профориентации.
Цель работы виртуального кабинета профориентации – создание условий для самоопределения учащихся, формирования адекватного представления о своих профессиональных интересах и возможностях, углубления знаний, а также привлечение мотивированных абитуриентов в учебное заведение.
В зависимости от поставленных задач виртуальный кабинет может представлять собой форму интерактивного общения, являться электронным информационным ресурсом.
Задачи виртуального кабинета профориентации:
В виртуальном кабинете профориентации можно разместить следующую информацию:
Вся работа виртуального кабинета профориентации учебного заведения должна быть направлена на активизацию учащегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути.
Таким образом, интернет-сайт учебного заведения может стать эффективным инструментом решения профориентационных задач. Систематическая работа по профинформированию посредством веб-сайта способствует не только повышению престижа учебного заведения и созданию его устойчивого позитивного имиджа, но и повышению уровня информированности потенциальных абитуриентов о возможностях получения образования, активизации процесса их профессионального самоопределения, и как следствие – привлечению в учебное заведение учащихся, желающих получить профессию.
Доменика БАРАНОВА