КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Кейс-метод в профориентационной работе

    Кейс-метод в профориентационной работе

    case-metod

    Одним из наиболее эффективных методов профориентационной работы со школьниками является кейс-метод.

    Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т.д. Как правило, кейсы – конкретные задачи-ситуации, требующие активного поискового анализа. Они содержат не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строятся на реальных фактах.

    Родиной кейс-технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Решить кейс – значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Людям многих профессий приходится постоянно решать кейсы. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Учитель решает кейс, когда составляет план урока, подбирает учебный материал для проверки знаний в конкретном классе. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Предприниматель решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать. Логист решает кейс, организуя транспортные потоки, координируя доставку товаров от производства до точек реализации.

    В классическом кейсе проблема, которую необходимо решить, представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного ответа. В этом случае, прежде чем найти решение проблемы, необходимо выделить ее.

    Чтобы успешно решать кейсы, важно учиться работать с информацией, «примерить» роли разных профессий, анализировать, оценивать разные варианты и выбирать лучший.

    Решение кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Кейсы не просто дают знания, а учат действовать в определенных условиях, применяя знания. Результатом применения метода являются не только знания, но и начальные навыки профессиональной деятельности. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.

    Кейсовые практики особенно важны для проведения полноценной профориентационной работы. И если создание профессиональных проб требует от педагогов, администрации и обучающихся больших временных и организационных затрат, то профориентационные кейсы, не заменяя профессиональных проб, представляют собой упрощенный вариант практического ознакомления с конкретной профессией, который может реализовываться прямо в условиях школы.

    На уроках и, прежде всего, во внеурочной деятельности предлагаемый материал позволяет активизировать процесс самоопределения учащегося, приблизить школьника к практическому осмыслению профессии, т.е. к тому, на основе чего он мог бы сделать приблизительный вывод о привлекательности той или иной профессиональной деятельности для себя и собственной успешности в ней.

    Технология метода кейсов довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые школьникам нужно получить. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли модератора процесса сотворчества.

    Применение метода кейсов выполняет несколько функций: обучающую, воспитывающую, организующую и исследовательскую.

    Кейс составляется по определенным правилам:

    описывается проблемная ситуация, требующая разрешения;

    эта ситуация не имеет однозначного решения;

    приводится набор данных (цифры, факты, иные сведения, либо ссылки на источники, где они содержатся), позволяющих выработать решение задачи;

    решение проблемы, описанной в кейсе, требует активного использования тех или иных компетенций (а в ряде случаев – приобретения новых знаний или умений).

    Работа с каждым кейсом предполагает целый комплекс действий (ценностно-ориентировочных, поисковых, проектировочных, имитационно-практических, рефлексивно-самооценочных), что обеспечивает «прокачку» различных компетенций, значимых для профессионального самоопределения.

    Разбор кейсов, как правило, осуществляется при работе в малых группах, что обеспечивает обсуждение процесса и результатов совместных действий всех участников по решению поставленной задачи.

    Алгоритм работы в группе:

    • Организация работы группы. Модератор организует работу в группе, озвучивает текст кейса и задание, распределяет вопросы между участниками.
    • Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
    • Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
    • Работа над проблемой (дискуссия).
    • Выработка решений проблемы.
    • Дискуссия для принятия окончательных решений.
    • Подготовка доклада.
    • Аргументированный краткий доклад.

    Выступая в роли ведущего (модератора), учитель задает вопросы, фиксирует ответы групп, поддерживает дискуссию, которая ведется в группах, помогает правильно оценить решения, к которым пришли участники группы. Выход на дискуссию говорит о том, что учащиеся владеют некоторой степенью самостоятельной мыслительной деятельности, умеют аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

    В рамках кейс-метода могут применяться: «мозговой штурм», деловая игра, дискуссия – фактически занимает центральное место в кейс-методе.

    Педагог вместе с учащимися подводит итоги, делает выводы, выбирает наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

     

    Разновидности кейсов

    По комплектации:

    • комплектные – содержат все необходимые для решения задачи материалы и данные;
    • поисковые – требуют самостоятельного поиска (например, перед профориентационной экскурсией на предприятие школьникам предлагается принять участие в решении поискового кейса – производственной задачи, для чего они в ходе экскурсии должны провести исследование на территории предприятия);
    • вероятностные – содержат неполную или вариативную информацию (поиск ответа должен осуществляться в различных направлениях, результат, как правило, получается неоднозначным).

    По направленности:

    • закрытые – цель деятельности в рамках кейса определена условиями задачи;
    • открытые – в предложенной ситуации учащийся должен самостоятельно ответить на вопрос «Что делать?» и сформулировать цели деятельности.

    По способу реализации:

    • текстовые/цифровые – решение осуществляется на бумажных/электронных носителях информации;
    • игровые/коммуникативные – решение осуществляется путем проигрывания определенных ситуаций в группе;
    • практические/полевые – решение осуществляется посредством практической деятельности, в том числе в условиях реального профессионального контекста.

    «Обратный кейс» – задача на формирование кейса, требующая подбора необходимых материалов, исходя из заданного типа ситуации и способа решения.

     

    В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами, используемыми в профориентационной работе? Назовем три самых главных:

    Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.

    Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия школьников. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя школьник и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

    Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которые необходимы в реальном рабочем процессе.

     

    Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    • соответствовать четко поставленной цели;
    • иметь соответствующий уровень трудности;
    • развивать аналитическое мышление;
    • быть актуальным на сегодняшний день;
    • иллюстрировать типичную жизненную ситуацию;
    • вызывать интерес;
    • содержать проблемы, понятные учащимся (это вырабатывает склонность к эмпатии, т.е. участию, сочувствию, сопереживанию);
    • провоцировать дискуссию;
    • иметь несколько решений.

    Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и учащиеся забыли, что он придуман, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.

    Кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в нем была описана личная ситуация центральных персонажей – во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.

     

    Примеры простейших кейсов по профориентации

    В качестве примера использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками, могут служить следующие ситуации:

     

    Кейс 1. Одиннадцатиклассник Саша скоро оканчивает школу. Молодой человек очень хочет стать журналистом и планирует подать документы на факультет журналистики в БГУ. В свое время Саша даже пробовал брать интервью у своих одноклассников. Однако родители Саши считают, что он должен быть юристом ведь это «престижная и высокооплачиваемая профессия», к тому же отец Саши – юрист в крупной компании, а значит проблем с трудоустройством не будет.

     

    Задание:

    • Внимательно прочитайте текст.
    • Какие проблемы здесь раскрыты?
    • Как должен поступить Саша? Почему?
    • Какие последствия выбор Саши может иметь в будущем?
    • По каким критериям вы выбираете будущую профессию?

     

    Кейс 2. Марине 14 лет, она мечтает работать в сфере гостиничного бизнеса, например, администратором отеля, ведь сфера туризма активно развивается, данная профессия хорошо оплачивается, предусматривает заграничные стажировки. Администратор – это «лицо» отеля, он консультирует постояльцев гостиницы, расселяет их, знакомит с правилами проживания, выдает и забирает ключи от номеров, отвечает за корреспонденцию, т.е. данная профессия предполагает постоянное общение с людьми. По характеру Марина спокойная, необщительная, даже можно сказать, замкнутая, имеет узкий круг друзей. В классе занимает позицию наблюдателя, не принимает участия в общественной жизни. Реализовать себя в профессии администратора ей мешает трудность в общении с окружающими. При этом девочка обладает творческими способностями, хорошо рисует, создает красивые вещи своими руками. Ей нравится делать прически и макияж.

     

    Задание:

    • Внимательно прочитайте текст.
    • Какие проблемы здесь раскрыты?
    • Подумайте, какая профессия подойдет Марине и почему.
    • Какую профессию в гостиничной сфере она сможет легко освоить, учитывая ее способности и особенности личности?
    • Если девушка выберет профессию «администратор», то какие профессионально важные качества ей необходимо развивать и как?

     

    Кейс 3. Олег учится в 8 классе. В детстве он очень любил играть с конструктором, собирать и разбирать машинки, простые механизмы. Сейчас без труда может починить бытовую технику. В свободное время отлично рисует, обладает выдержкой, терпением, хорошим вниманием. В последнее время у него появился интерес к компьютерным играм, мальчик проводит много времени за компьютером.

    Парень планирует стать инженером-программистом. Родители одобряют профессиональный выбор ребенка, готовы поддержать его материально в обучении, т.к. профессия программиста востребована и хорошо оплачивается.

    Но на уроках Олег выполняет задания медленно, усваивает учебную программу на слабую «5», особенно тяжело ему даются математика и физика. Учителя предпринимают все попытки устранить пробелы в знаниях Олега, но занятия не дают результатов.

     

    Задание:

    • Внимательно прочитайте текст.
    • Какие проблемы здесь раскрыты?
    • Как вы думаете, сможет ли Олег освоить профессию «инженер-программист», какие требования предъявляет данная профессия к знаниям и умениям человека?
    • Какие профессии подойдут Олегу с учетом его интересов, склонностей и способностей?

     

    Учащиеся, как правило, положительно воспринимают информацию с помощью кейс-метода, они рассматривают решение проблемы кейса, с одной стороны, как игру, а с другой как дополнительную возможность использовать знания на практике, так как ситуации, которые предложены для анализа в рамках кейса, чаще всего берутся из жизни.

    Решение кейсов позволяет учащимся быть вовлеченными в процесс профориентации, предлагает им посмотреть со стороны на знакомую ситуацию. Решая проблемную ситуацию, школьники объективны в своих выводах, так как решать и оценивать действия других людей гораздо легче. Между тем ситуация, описанная в кейсе, может быть схожей с проблемой самого школьника, что заставляет его задуматься при принятии решения о выборе профессии, проанализировать все условия и возможные варианты.

     

    Доменика БАРАНОВА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia