Одним из наиболее эффективных методов профориентационной работы со школьниками является кейс-метод.
Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т.д. Как правило, кейсы – конкретные задачи-ситуации, требующие активного поискового анализа. Они содержат не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строятся на реальных фактах.
Родиной кейс-технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета.
Решить кейс – значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Людям многих профессий приходится постоянно решать кейсы. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Учитель решает кейс, когда составляет план урока, подбирает учебный материал для проверки знаний в конкретном классе. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Предприниматель решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать. Логист решает кейс, организуя транспортные потоки, координируя доставку товаров от производства до точек реализации.
В классическом кейсе проблема, которую необходимо решить, представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного ответа. В этом случае, прежде чем найти решение проблемы, необходимо выделить ее.
Чтобы успешно решать кейсы, важно учиться работать с информацией, «примерить» роли разных профессий, анализировать, оценивать разные варианты и выбирать лучший.
Решение кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Кейсы не просто дают знания, а учат действовать в определенных условиях, применяя знания. Результатом применения метода являются не только знания, но и начальные навыки профессиональной деятельности. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.
Кейсовые практики особенно важны для проведения полноценной профориентационной работы. И если создание профессиональных проб требует от педагогов, администрации и обучающихся больших временных и организационных затрат, то профориентационные кейсы, не заменяя профессиональных проб, представляют собой упрощенный вариант практического ознакомления с конкретной профессией, который может реализовываться прямо в условиях школы.
На уроках и, прежде всего, во внеурочной деятельности предлагаемый материал позволяет активизировать процесс самоопределения учащегося, приблизить школьника к практическому осмыслению профессии, т.е. к тому, на основе чего он мог бы сделать приблизительный вывод о привлекательности той или иной профессиональной деятельности для себя и собственной успешности в ней.
Технология метода кейсов довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые школьникам нужно получить. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли модератора процесса сотворчества.
Применение метода кейсов выполняет несколько функций: обучающую, воспитывающую, организующую и исследовательскую.
Кейс составляется по определенным правилам:
описывается проблемная ситуация, требующая разрешения;
эта ситуация не имеет однозначного решения;
приводится набор данных (цифры, факты, иные сведения, либо ссылки на источники, где они содержатся), позволяющих выработать решение задачи;
решение проблемы, описанной в кейсе, требует активного использования тех или иных компетенций (а в ряде случаев – приобретения новых знаний или умений).
Работа с каждым кейсом предполагает целый комплекс действий (ценностно-ориентировочных, поисковых, проектировочных, имитационно-практических, рефлексивно-самооценочных), что обеспечивает «прокачку» различных компетенций, значимых для профессионального самоопределения.
Разбор кейсов, как правило, осуществляется при работе в малых группах, что обеспечивает обсуждение процесса и результатов совместных действий всех участников по решению поставленной задачи.
Алгоритм работы в группе:
Выступая в роли ведущего (модератора), учитель задает вопросы, фиксирует ответы групп, поддерживает дискуссию, которая ведется в группах, помогает правильно оценить решения, к которым пришли участники группы. Выход на дискуссию говорит о том, что учащиеся владеют некоторой степенью самостоятельной мыслительной деятельности, умеют аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
В рамках кейс-метода могут применяться: «мозговой штурм», деловая игра, дискуссия – фактически занимает центральное место в кейс-методе.
Педагог вместе с учащимися подводит итоги, делает выводы, выбирает наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
По комплектации:
По направленности:
По способу реализации:
«Обратный кейс» – задача на формирование кейса, требующая подбора необходимых материалов, исходя из заданного типа ситуации и способа решения.
В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами, используемыми в профориентационной работе? Назовем три самых главных:
Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия школьников. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя школьник и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которые необходимы в реальном рабочем процессе.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и учащиеся забыли, что он придуман, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
Кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в нем была описана личная ситуация центральных персонажей – во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
В качестве примера использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками, могут служить следующие ситуации:
Кейс 1. Одиннадцатиклассник Саша скоро оканчивает школу. Молодой человек очень хочет стать журналистом и планирует подать документы на факультет журналистики в БГУ. В свое время Саша даже пробовал брать интервью у своих одноклассников. Однако родители Саши считают, что он должен быть юристом ведь это «престижная и высокооплачиваемая профессия», к тому же отец Саши – юрист в крупной компании, а значит проблем с трудоустройством не будет.
Задание:
Кейс 2. Марине 14 лет, она мечтает работать в сфере гостиничного бизнеса, например, администратором отеля, ведь сфера туризма активно развивается, данная профессия хорошо оплачивается, предусматривает заграничные стажировки. Администратор – это «лицо» отеля, он консультирует постояльцев гостиницы, расселяет их, знакомит с правилами проживания, выдает и забирает ключи от номеров, отвечает за корреспонденцию, т.е. данная профессия предполагает постоянное общение с людьми. По характеру Марина спокойная, необщительная, даже можно сказать, замкнутая, имеет узкий круг друзей. В классе занимает позицию наблюдателя, не принимает участия в общественной жизни. Реализовать себя в профессии администратора ей мешает трудность в общении с окружающими. При этом девочка обладает творческими способностями, хорошо рисует, создает красивые вещи своими руками. Ей нравится делать прически и макияж.
Задание:
Кейс 3. Олег учится в 8 классе. В детстве он очень любил играть с конструктором, собирать и разбирать машинки, простые механизмы. Сейчас без труда может починить бытовую технику. В свободное время отлично рисует, обладает выдержкой, терпением, хорошим вниманием. В последнее время у него появился интерес к компьютерным играм, мальчик проводит много времени за компьютером.
Парень планирует стать инженером-программистом. Родители одобряют профессиональный выбор ребенка, готовы поддержать его материально в обучении, т.к. профессия программиста востребована и хорошо оплачивается.
Но на уроках Олег выполняет задания медленно, усваивает учебную программу на слабую «5», особенно тяжело ему даются математика и физика. Учителя предпринимают все попытки устранить пробелы в знаниях Олега, но занятия не дают результатов.
Задание:
Учащиеся, как правило, положительно воспринимают информацию с помощью кейс-метода, они рассматривают решение проблемы кейса, с одной стороны, как игру, а с другой как дополнительную возможность использовать знания на практике, так как ситуации, которые предложены для анализа в рамках кейса, чаще всего берутся из жизни.
Решение кейсов позволяет учащимся быть вовлеченными в процесс профориентации, предлагает им посмотреть со стороны на знакомую ситуацию. Решая проблемную ситуацию, школьники объективны в своих выводах, так как решать и оценивать действия других людей гораздо легче. Между тем ситуация, описанная в кейсе, может быть схожей с проблемой самого школьника, что заставляет его задуматься при принятии решения о выборе профессии, проанализировать все условия и возможные варианты.
Доменика БАРАНОВА