КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • РАЗВИВАЕМ КРЕАТИВНОСТЬ

    РАЗВИВАЕМ КРЕАТИВНОСТЬ

    kb10_2015-psi_01

    Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Сегодня в психологии под креативностью понимаются творческие способности человека, готовность создавать принципиально новые идеи.

    Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы. Сначала происходит развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Обычно этот период проходит в возрасте 3-5 лет. В это время творческая обстановка дома и в детском саду является основным механизмом формирования креативности. Следующая фаза наступает в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности. В этом возрасте развитию креативности способствует посещение различных кружков по интересам.

    Креативные профессии

    Список профессий, где необходимо проявлять креативность, достаточно многообразен. Остановимся на некоторых из них.

    Креативный директор. Основная задача этого специалиста – придумывать новые образы, нестандартные идеи и оригинальные ходы. Креативные директора требуются на телеканалах, в рекламных агентствах, прессе и книжных издательствах.

    Дизайнер. В сфере дизайна большой выбор специализаций. Одни дизайнеры занимаются созданием интерьеров, другие – ландшафтом, третьи шьют модную одежду. Чтобы стать дизайнером, нужно иметь креативное мышление и быть в курсе новых тенденций в профессиональной сфере.

    Ювелир. Ювелир разрабатывает эскиз изделия и воплощает свой творческий замысел в жизнь. Профессионал в своем деле должен, помимо художественного мастерства, в совершенстве владеть многими рабочими специальностями: быть отличным токарем, пайщиком, выполнять сложнейшие операции с миниатюрными деталями.

    Архитектор. Люди, работающие архитекторами, умеют видеть в заурядности объекты искусства. Планировка пространства города, проектирование жилых домов, обеспечение максимальной функциональности зданий и близлежащих сооружений – все это дарит городу некий образ, который формируют именно архитекторы.

    Стилист. Чтобы стать профессиональным стилистом, потребуются знания истории становления моды, основ парикмахерского мастерства и визажа, навыки искусства создания имиджа, а также чувство стиля. Стилисты участвуют в проведении фотосессий для печатных средств массовой информации, в показах моды и разнообразных проектах и телешоу.

    Режиссер. Мастерство и креативность режиссера заключается в том, каким образом и насколько точно он умеет передать через камеру человека с его эмоциями. Режиссер является организатором и творческим руководителем процесса создания фильма, эстрадного шоу, спектакля и многих других массовых мероприятий.

    Какими преимуществами обладают креативные люди?

    Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Что же присуще креативным людям?

    kb10_2015-psi_05
    • • Открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека.
    • • Способность к интуиции. Интуиция – это мгновенная, верная обработка информации без анализа и предварительных рассуждений. Современной науке до сих пор не удается понять, как работает это удивительное качество, поэтому людей, у которых хорошо развита интуиция, можно считать особенными.
    • • Способность к преобразованию. Прогнозирование – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества.
    • • Способность создавать ассоциации. Смысл этой способности заключается в умении сближать разные понятия, что позволяет отказаться от стандартных путей решения той или иной задачи и создать собственную неповторимую систему.
    • • Способность импровизировать. Эта способность возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки.
    • • Синестезия. Это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию. Оно возникает, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода: например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха.
    • • Способность продуктивно действовать в новых и неопределенных ситуациях, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
    • • Широкий фокус внимания.

    Проверьте свою креативность с помощью следующего теста.

    Тест «Ваш творческий потенциал»

    Выберите один из вариантов ответов:

    1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

    • а) да;
    • б) нет, он и так достаточно хорош;
    • в) да, но только кое в чем.

    2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

    • а) да, в большинстве случаев;
    • б) нет;
    • в) да, в некоторых случаях.

    3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете?

    • а) да;
    • б) да, при благоприятных обстоятельствах;
    • в) лишь в некоторой степени.

    4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

    • а) да, наверняка;
    • б) это маловероятно;
    • в) возможно.

    5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

    • а) да;
    • б) часто думаю, что не сумею;
    • в) да, часто.

    6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?

    • а) да, неизвестное привлекает;
    • б) нет, неизвестное не интересует;
    • в) все зависит от характера этого дела.

    7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

    • а) да;
    • б) удовлетворяюсь тем, чего успел(а) добиться;
    • в) да, но только если мне это нравится.

    8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

    • а) да;
    • б) нет, хочу научиться только самому основному;
    • в) нет, хочу только удовлетворить свое любопытство.

    9. Когда вы терпите неудачу, то:

    • а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
    • б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
    • в) продолжаете делать свое дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы.

    10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

    • а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
    • б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
    • в) преимуществ, которые она принесет.

    11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

    • а) да;
    • б) нет, боюсь сбиться с пути;
    • в) да, но только там, где местность понравилась и запомнилась.

    12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось?

    • а) да, без труда;
    • б) не могу вспомнить все;
    • в) запоминаю только то, что меня интересует.

    13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, можете ли повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения?

    • а) да, без затруднений;
    • б) да, если это слово легко запомнить;
    • в) повторю, но не совсем правильно.

    14. В свободное время вы предпочитаете:

    • а) остаться наедине, поразмыслить;
    • б) находиться в компании;
    • в) безразлично, будете ли вы одни или в компании.

    15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

    • а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
    • б) вы более-менее довольны;
    • в) вам еще не все удалось сделать.

    16. Когда вы одни, то:

    • а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;
    • б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
    • в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

    17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

    • а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
    • б) только наедине;
    • в) только там, где будет не слишком шумно.

    18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:

    • а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
    • б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
    • в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

    Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

    • • за ответ «а» – 3 очка;
    • • за ответ «б» – 1;
    • • за ответ «в» – 2.

    Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

    49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который может предоставить богатый выбор возможностей. Если вы сможете применить ваши способности на деле, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

    От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

    23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя и свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

    kb10_2015-psi_06

    Способы развития креативности

    Психологи установили, что креативность можно развивать. Ее можно активизировать и тренировать посредством специально смоделированных упражнений. Некоторые такие упражнения мы предлагаем нашему читателю.

    1. Упражнение «Что, если бы». Если вас что-то беспокоит, попробуйте продолжить фразу «Что, если бы». Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий, идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей.

    2. Упражнение «Как это можно использовать?». Суть упражнения заключатся в том, чтобы за две минуты придумать как можно больше вариантов альтернативного использования обычных вещей (стула, чашки и т.д.).

    3. Упражнение «Иностранец». Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять смысл некоторых высказываний. Иностранец понимает все слова буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе человека, который вешает нос. Для упражнения также подойдут следующие фразы:

    • • «Комар носа не подточит»;
    • • «Прошел огонь, воду и медные трубы»;
    • • «Зимой снега не выпросишь»;
    • • «Дом – полная чаша»;
    • • «На воре и шапка горит».

    kb10_2015-psi_07

    4. Упражнение «Что имеет…». Суть упражнения заключатся в том, чтобы вспомнить как можно больше предметов, которые имеют кнопки, ручки, крышки и так далее.

    5. Упражнение «Что делает буква». Предлагается выбрать какую-то часто встречающуюся букву и изобразить ее в виде человечка. После этого необходимо придумать как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек.

    Можно нарисовать человечка за каждым из этих занятий.

    Юлия Юрьевна ШИНКАРЬ, начальник отдела социально-психологической помощи Городского ресурсного центра

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia