КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Актуально
    • »
    • Драмкружок, кружок по фото... Плюсы и минусы различных секций и кружков

    Драмкружок, кружок по фото… Плюсы и минусы различных секций и кружков

    Вероника Власова

    Вероника Власова

    «Не хочу учиться, хочу гулять!» – пожалуй, эту фразу слышали все родители. Особенно, когда приходят теплые летние деньки и ребенку не хочется сидеть за учебниками, а хочется поиграть во дворе или сходить на речку покупаться. Детская энергия – штука коварная, ее нужно уметь направлять в правильное русло. Самый простой и полезный выход – записать ребенка в спортивную секцию или творческий кружок. Многие родители выбирают для своих детей несколько направлений сразу, ведь столько талантов можно развить в юном возрасте! Правда, стоит учитывать, что ребенку тоже нужно свободное время и у него есть право голоса.
    В плюсах и минусах большой загруженности разобрались с педагогом-психологом Центра коррекционного развивающего обучения и реабилитации Фрунзенского района г. Минска Вероникой Власовой.

    Начнем с положительных моментов.

    Широкий кругозор

    Танцы и вокал, игра на виолончели и плетение из соломки… Выбирая разноплановые занятия, вы воспитываете в ребенке всесторонне развитую личность, развиваете его творческую активность, стимулируете интерес к познанию. Позже с таким человеком будет интересно поговорить, он будет разбираться в различных областях и иметь друзей из разных сфер. Кроме того, сформированные в детстве навыки можно применить на практике в будущем. Например, навыки рукоделия помогут смастерить оригинальный подарок на праздник.

    Психолог: Все дети разные. Каждый имеет свой определенный ритм и темп развития. В зависимости от этого и стоит планировать занятость. Если родители будут чрезмерно усердствовать с кружками и секциями, ребенок может начать отвергать то, что ему предлагают взрослые. В то же время, есть много вопросов относительно малоактивных детей: им показаны физические нагрузки в умеренном для них режиме. И наоборот, гиперактивному ребенку не стоит посещать исключительно «двигательные» кружки, это его еще больше растормаживает.

    Планирование времени

    Плотное расписание – это отличная проверка на прочность. Умение совмещать школьные занятия, предметные олимпиады, танцы, спорт и еще уметь выкраивать свободное время – навык, который станет приятным дополнением в будущем. Ребенок не будет бояться нагрузки, он научится расставлять приоритеты, правильно распределять время и успевать абсолютно все. Согласитесь, приятно осознавать, что у тебя все под контролем и в то же время найдется минутка на отдых.

    Психолог: Время для ребенка – понятие слишком абстрактное. Поэтому нужно немного визуализировать то, что нельзя потрогать. На помощь придет старый добрый распорядок дня, который в своем детстве  составляли все папы и мамы. Планирование деятельности – это высокий уровень самоконтроля, этому обязательно нужно учить детей. Расписание на день и на неделю в целом составляется совместно с ребенком, он должен принимать активное участие в этом. Важно научить детей гибко подходить к изменениям в ситуации. Детская психика очень уязвима и хрупка, и наша важнейшая задача – сохранить ее.

    Социализация

    «Сегодня Маша на танцах, а Петя на хоккее. А Вика вместе с хором выступают на конкурсе…» Кружки – это хороший шанс обзавестись компанией, друзьями по интересам, единомышленниками. У ребенка будет много друзей, он научится легко и свободно общаться. Постоянное общение и новый коллектив учат легко находить контакт и не бояться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. А это полезное качество.

    Психолог: Если ваш ребенок робкий и застенчивый, помогите ему организовать общение, создайте соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

    Самое главное – ненавязчиво создать ребенку приемлемый круг общения. Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

    Самостоятельность

    Отдать ребенка в кружок – значит поручить его опытному преподавателю. Это успокаивает многих мам и пап. Ребенок занят интересным делом, он под присмотром взрослого человека, в компании таких же детей. Но в то же время, в таких условиях воспитываются навыки самостоятельности, развивается активность, инициатива.

    Психолог: Самое главное правило, которого следует придерживаться, если хотите привить ребенку самостоятельность, – не нужно все делать за него. Самостоятельность – понятие для каждого родителя индивидуальное, имеет множество вопросов и особенностей. А прививать ее надо с возраста, когда ребенок только научился ходить и способен выполнять простые поручения родителей (собрать игрушки, убрать посуду со стола и т.д.) Для детей более старшего возраста занятия в кружках способствуют развитию самостоятельности, воспитывают лидерские качества, развивают умение сотрудничать и работать в коллективе.

    Вариант профессии

    Занятия в кружках даром не проходят. Отдавая ребенка в спорт, родители должны быть готовы к тому, что их чадо может захотеть стать профессиональным спортс­меном. И никакие доводы «о престижных профессиях» его не переубедят. Дети ходят на занятия в кружки ради общения и удовольствия. И это приятное впечатление вполне может перерасти в желание остаться в выбранной сфере.

    Психолог: Занятия в кружках позволяют приобрести необходимые практические умения и навыки; способствуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, помогают в профессиональном само­определении.

    Многие психологи считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать способности, которые не используются в повседневной жизни. Рекомендуется выбирать увлечения, которые помогают компенсировать слабости. Например, детям, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения (например, плетение, вышивка).

     

    А теперь перечислим очевидные минусы большой загруженности для детей.

    Ограниченное время

    В 8:00 начинаются занятия в школе, в 13:15 нужно быть на гимнастике, в 15:00 – на рисовании, а в 18:00 ждут на английском. Вечер проходит по плану «ужин – сон». Отдавая ребенка в несколько кружков сразу, вы расписываете его день по минутам, практически не оставляя ему времени на себя. Конечно, занятия проходят увлекательно, и постоянная смена деятельности помогает расслабиться, но, все равно, это не то. У ребенка нет шанса погулять на улице или попробовать смешать Coca-Cola с Mentos, залив липким напитком половину квартиры. У него нет времени на собственную инициативу. А ведь даже скука иногда бывает полезной.

    Психолог: Каждый человек должен иметь свободное время, иначе это не жизнь, а «заключение строгого режима». Если «под завязку» загрузить ребенка кружками, репетиторами, секциями, он будет развиваться интеллектуально и физически, но не социально. А в жизни кроме интеллектуального багажа нужно и умение общаться, замечать, что чувствует другой человек, понимать, как на это реагировать. Не обольщайтесь насчет школы. В ней свободного общения крайне мало. Школа организована и структурирована уроками.

    Низкая успеваемость

    Соревнования, концерты и просто большая загруженность так или иначе будут отражаться на учебе. Скорее всего, не лучшим образом. Погружаясь в творчество или спорт, ребенок меньше внимания уделяет урокам, ведь сидеть за партой скучно. Важно понимать, что родители сами должны интересоваться успеваемостью ребенка. Планировать время правильно он научится, только если ему с этим помочь.

    Психолог: Как совместить творчество с учебой – вопрос извечный. Тут важен индивидуальный подход. Помогите ребенку в учебном процессе, чтобы в последующем он умел «разруливать» более сложные вопросы. Но никогда не решайте вопросы и проблемы за него, важно быть рядом и уметь оказать своевременную и корректную помощь. Тогда у ребенка сохранится мотивация к учебе и желание заниматься любимым увлечением.

    Финансовая сторона вопроса

    За многие кружки сейчас нужно платить. А если ребенок ходит сразу в несколько секций, то затраты будут приличными. Даже если это бесплатные занятия, трат все равно не избежать: на костюмы для выступлений, музыкальные инструменты, инвентарь и т.п. Конечно, если малышу нравится заниматься в кружке или секции, то родителям для него ничего не жалко. Но финансовую сторону все же нужно учитывать.

    Психолог: Ценность денег для детей в каждом возрасте относительна и непостоянна. Маленькие дети просто в силу своего возраста не понимают, откуда берутся деньги. Чтобы дети и деньги подружились, приобретите ребенку копилку. Желательно, чтобы вы выбирали ее вместе. Поставьте на видное место в комнате. Объясните, зачем нужна копилка и в чем заключается ее полезность. Откладывая понемногу, малыш сможет накопить на серьезную покупку и научится ценить деньги.

    Сложность выбора ведущего направления

    Чем больше разнообразных занятий и увлечений – тем больше у ребенка возможностей для реализации, но в тоже время возникают сложности с выбором одного конкретного направления для профессиональной деятельности.

    Психолог: Выбор профессии это сложный и постепенный период. Родителям в процессе выбора дальнейшего жизненного пути их ребенка полезно будет обратить внимание на его увлечения или хобби. Ведь любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. Если грамотно проанализировать желания и увлечения подростка, можно помочь ему выбрать достойную профессию и потом не жалеть об этом выборе.

     

    Анастасия КОНЧИЦ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia