Каждый день все, что мы видим и наблюдаем, даже мельком, оставляет отпечатки в виде визуальных образов и влияет на формирование нашего вкуса: фильмы, лента социальных сетей, случайные прохожие, архитектура любимого города, мода и многое другое. Мы можем не придавать этому значения, но окружающие нас образы регулярно вносят свой вклад в формирование насмотренности, развивают наш кругозор и визуальный вкус.
В данной статье мы расскажем о пользе насмотренности и поделимся советами, как ее развивать, чтобы постоянно генерировать новые идеи, креативные решения и расти в творческом плане.
Что же такое насмотренность? Это один из самых важных навыков современности, его даже называют «грамотность XXI века». Насмотренность – это комплекс визуального опыта человека. Изучая предметы искусства, просматривая фильмы или любуясь архитектурой города вы расширяете кругозор и формируете у себя визуальный вкус, который помогает улучшать качество собственных работ и быстрее адаптироваться к трендам.
Насмотренность жизненно необходима тем, кто работает в креативной индустрии – фотография, дизайн, кино и театр, SMM, журналистика, реклама и другие. Насмотренность – это такой же практический навык, как и умение читать или рисовать. Ее можно и нужно тренировать и прокачивать словно мышцу. В сети пока не так много информации о данном явлении, так как оно сравнительно недавно появилось в профессиональной среде. Но, все чаще изучая рекомендации для людей, работающих с визуалом, мы слышим упоминания о насмотренности. Ряд экспертов склоняется к тому, что это навык, другие настаивают на том, что насмотренность – это приобретенное качество наряду с чувством вкуса или видением эстетики.
Многие ассоциируют слово «насмотренность» исключительно с дизайнерской сферой. Но она нужна всем, чья работа связана с креативом. Насмотренность – это не только про то, как надо и не надо делать. Это про формирование вкуса в целом – как в визуальном плане, так и в текстах, методологиях и технических решениях.
Имея широкое представление о том, как одну и ту же задачу решают разные люди, вы сможете не только сформировать вкус, но и генерировать уже собственные работающие и ценные идеи.
Один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибука рассматривает две базовые активности, фундаментально влияющие на развитие ребенка в возрасте до пяти лет: общение с родителями и впечатления. По мере взросления способ развития не претерпевает кардинальных изменений, ведущим остается копирование. Взрослые становятся более разборчивыми и подвергают увиденное критике, но как бы там ни было, мы продолжаем копировать и привносить в свою жизнь то, что нам по каким-то причинам понравилось. В данном случае, копирование выступает как одно из примитивных проявлений насмотренности, к более сложным формам относится творчество.
Любопытный факт, а заметили ли вы схожесть понятия со словом начитанность? Можно сделать вывод, что человек, видевший в жизни много качественного визуального контента, обладает высокой насмотренностью. Но, как и в случае с книгами, визуал должен быть качественным. Информация, которую вы таким образом получаете, должна быть проанализирована и осмыслена вами, только в таком случае, специалист обретает «визуальную грамотность».
Предлагаем рассмотреть доводы в пользу развития у себя насмотренности:
Насмотренность является пусковым механизмом твореческого процесса. Важно не слепо копировать чужие идеи, а вдохновляться и развивать свое уникальное видение. Если вы работаете в креативной среде, то на формирование своего авторского стиля может уйти немало времени, но это хорошая возможность расти в профессиональном плане и копить идеи.
Повышается скорость выполнения задач, так как в вас самих уже существует целый банк идей и образов, словно «Pinterest в голове». Не нужно тратить время на поиски референсов (вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, – прим. авт.).
Развитие насмотренности – бесконечный процесс, вы всегда будете находиться в поиске нового. Этот процесс увлекает и не позволяет прийти к выгоранию или профессиональному пресыщению.
Наблюдение за чужими проектами позволяет находиться на профессиональном пике. Вы исследуете рынок и можете занимать пустующие ниши, внедряя свой уникальный и креативный продукт.
Результатом насмотренности является развитие чувства вкуса. Вы формируете свое уникальное эстетическое видение и приобретаете навыки для его реализации.
Насмотренность помогает избегать так называемого «визуального шума» и выбирать лучшее из доступного. Изучив множество работ высокого уровня, со временем вы сможете с легкостью отличить, где хорошо выполнена работа, а где плохо. Такая практика отлично развивает критическое мышление. С опытом вы научитесь и на результаты своего труда смотреть объективно критически, таким образом, повышая качество своих собственных работ.
Профессионализм тесно связан с развитием насмотренности и находится в прямой зависимости от нее, поэтому смеем предположить, что и успешность в профессии не заставит себя ждать, если уделять время «прокачиванию» визуального опыта.
Все вышесказанное очень вдохновляет и мотивирует развивать насмотренность, но с чего же начать? Давайте вместе познакомимся с основными способами развития этого супернавыка.
Способы развития насмотренности
Накопление. Насмотренность можно сравнить с сундуком, в который вы заботливо складываете красивые фотографии, яркие элементы декора, воспоминания о путешествиях и другие предметы, события и впечатления, которые созвучны вашему представлению о прекрасном.
Не упускайте возможности накапливать референсы и источники вдохновения. Сохраняйте сайты, профили в социальных сетях, локации в городе, которые вам понравились. Сначала фокусируйтесь на том, что привычно вам и вашему вкусу, а затем постепенно знакомьтесь с новыми авторами, произведениями искусства или местами. Насмотренность не любит ограничений, но и «не всеядна». Исследуйте как можно больше ресурсов и используйте как можно больше возможностей для наполнения своего «сундука».
Посещайте музеи, выставки и арт-пространства. Для формирования насмотренности важна природа. Она полна гармонии и прекрасного, в ней присутствует естественное сочетание цветов и фактур. Перенимайте готовые примеры, они вокруг нас, но не забывайте привносить в уведенное что-то свое.
Систематизация накопленного. Собирая различные визуальные примеры, не забывайте систематизировать накопленное. Другими словами, обязательно позаботьтесь и продумайте персональную систему хранения. Если все забрасывать в себя без разбора можно с легкостью спровоцировать хаос, как в мыслях, так и в работе. Рекомендуем для начала создать несколько папок с говорящими названиями «цвет», «текстура», «эмоция», «креативно» или любое другое «якорящее» именно вас слово или высказывание. Создав папки, начинайте разносить по заявленным категориям накопленный материал. Здорово после очередной проработки делать выводы и фиксировать их. В будущем это поможет вам вернуться к тем мыслям и ощущениям, которые вы испытывали в тот момент. За этот процесс отвечает наша следующая рекомендация – анализирование.
Анализирование. Медленно, но верно мы пришли к главному шагу для тренировки насмотренности. Важно заранее отметить, что проанализировать – это не только навесить ярлык о том, что что-то из предложенного хорошо, а другое – плохо. Гораздо большую ценность имеет способность смотреть на дизайн и понимать, почему один успешен и работает, а другой не пользуется популярностью. Насмотренность любит внимание к деталям, но и умение рассматривать образ целиком не менее важно. Чем больше вы уделяете времени тренировкам, тем лучше будете подготовлены для внедрения новых идей в свою работу. Думаю, вы уже догадались, что насмотренность, как и любой другой навык, можно и нужно тренировать.
Предлагаем вам примерный шаблон для анализа референсов (разумеется, вы можете дополнять его своими составляющими):
Какие эмоции вызывает дизайн?
Какой элемент первым привлекает ваше внимание и почему?
Какие мысли у вас возникают по поводу цветового решения, композиции, главных героев (если они есть), настроения?
Какие ассоциации вызывает изображение?
Какие идеи у вас возникают при просмотре дизайна?
Есть ли какие-либо заимствования или отсылки к уже существующим работам?
В чем заключается успех или провал концепции?
Напоследок раскроем вам еще немого «секретов»:
Ориентируйтесь на визуальные тренды: то, что востребовано и на пике отражается в идеях. Наблюдайте за тем, что больше всего волнует людей, следите за событиями, которыми живет весь мир.
Находите вдохновение повсюду: даже ваш путь от дома до школы (работы) может быть полон прекрасного визуала, который способствует развитию насмотренности. Не просто научиться находить удивительное в повседневном, дерзайте.
Заимствуйте удачные решения. Заимствовать не значит копировать весь дизайн или идею. Перенимайте небольшие элементы прежде, чем придете к своему оригинальному авторскому стилю.
Учитесь на плохих примерах: плохие примеры – хорошая возможность обучаться «от обратного». Исследуйте, что именно пошло не так в конкретном примере, чтобы в будущем избежать этого в своей работе.
Возвращайтесь к истокам: мода циклична, а история богата на вдохновение. Не пренебрегайте изучением тенденций прошлого. Перенимайте важные детали, преобразовывайте их или оставляйте узнаваемыми. Эпатируйте или придерживайтесь классики. Главное – продолжать развиваться и не стоять на месте.
Можно подумать, что насмотренность – это навык, присущий исключительно создателям визуального контента: стилистам, визажистам, дизайнерам, фотографам, копирайтерам и т.д. Но следует раздвинуть свои границы и смотреть шире, можно смело сказать, что насмотренность применима практически во всех сферах жизни современного человека. Например, при выборе обновки для гардероба или ремонте, когда вы визуализируете дизайн гостиной. Насмотренность может быть полезна и в любой профессии: от модельера до инженера.
И в заключении небольшой вопрос: как думаете сколько времени в день вы проводите в интернете? Согласно последним исследованиям компании We Are Social, среднестатистический житель планеты проводит онлайн почти семь часов ежедневно. А теперь оцените, какую часть этого времени вы реализуете с пользой для себя. Наверное, не так много, как хотелось бы. Попробуйте выделять по часу в день на просмотр полезных, вдохновляющих ресурсов с интересным контентом. Сделайте это своим ежедневным занятием, чтобы тренировать насмотренность и накапливать визуальный опыт, который поможет быстро находить креативные решения. Удачи в освоении творческих вершин и достижении профессиональных успехов!
Полезные онлайн-ресурсы для развития креатива
Предлагаем вашему вниманию подборку онлайн-ресурсов, на которые стоит обратить внимание, если вы заинтересованы в развитии насмотренности.
Pinterest – самый популярный и узнаваемый сервис для креаторов. Пожалуй, это один из базовых и стартовых ресурсов, с которых обычно начинают развитие насмотренности. У Pinterest есть два весомых преимущества: возможность создавать свои подборки (мудборды) и алгоритмы, которые формируют ленту с учетом прошлой активности и ваших предпочтений.
Awwwards – представляет собой коллекцию уникальных работ в области веб-дизайна с подборками лучших сайтов за день, неделю, месяц и год.
Behance – большинство дизайнеров пользуются именно этим пространством для публикации своих работ. Считается, что Behance – один из самых неисчерпаемых ресурсов для вдохновения и мотивации. Основной упор идет на графический дизайн. Вы также можете подписаться на авторов или дизайн-студии, работы которых вызвали у вас эмоциональный отклик, чтобы не упускать обновления и получать новую порцию кратива и эстетики.
Design Shack – один из самых необычных онлайн-ресурсов в нашей подборке, а примечателен он своей концепцией. Суть ее заключается в том, что одни дизайнеры критикуют других. Полезно как посмотреть, так и самому выслушать критику. Конструктивная критика способствует профессиональному росту.
Dribbble – онлайн-ресурс, на котором дизайнеры также публикуют свои портфолио. В отличие от предыдущего пространства это более закрытое комьюнити авторов – чтобы выложить портфолио, нужно сначала получить приглашение от друга.
One Page Love – ресурс для поиска идей и вдохновения качественными лендингами (одностраничными сайтами с краткой информацией о товаре, услуге или мероприятии).
It’s Nice That – онлайн-пространство, в котором собраны занимательные и необычные творческие работы из интернета и печати. Кроме того, It’s Nice That публикует информацию об интересных кейсах и событиях креативной индустрии и знакомит с новыми именами.
WePresent – ресурс, который включает в себя креатив и тренды со всего света. WePresent – это онлайн-галерея, в которой собраны произведения искусства современных авторов в различных форматах: дизайн, фотографии, подкасты, музыка и др. По отзывам пользователей можно с легкостью догадаться, что данный сервис является самым настоящим тригерром для идей.
Colossal – еще один представитель онлайн-галерей. В данном случае вашему вниманию будет представлено современное искусство с богатой коллекцией произведений, от дизайна и фотографии до анимации и граффити. Приятным бонусом будут статьи, в которых авторы берут интервью у создателей, анализируют и разбираются в значении творческих проектов.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог
Института интегрированных форм обучения
и мониторинга образования БНТУ