КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Актуально
    • »
    • Профориентация и ее структура

    Профориентация и ее структура

    Структура профориентации

    Профессиональная ориентация – это государственная система мероприятий по оказанию социально-экономической поддержки в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту).

    Профориентация позволяет решать многие личностные и общественные проблемы: одной из задач профориентации является оказание помощи лицам, потерявшим работу или желающим найти другую, в поиске адекватной социальной ниши и вида профессиональной занятости.

    Профориентацию можно рассматривать как один из важных механизмов сознательного, целенаправленного регулирования социальной и профессиональной структуры общества.

    Структура профориентации может быть выражена в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй стороной – учет требований рынка профессий. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических и других особенностей оптанта, профессионально-важных качеств (ПВК) его личности. ПВК или ПЗК (профессионально значимые качества) могут быть обусловлены направленностью личности, ее социальным опытом, индивидуально-типологическими и психофизиологическими особенностями, могут зависеть от условий обучения, воспитания, самовоспитания, тренировки.

     

    В профессиональной ориентации традиционно выделяются следующие компоненты:

    • профессиональное просвещение (включает профинформацию и профпропаганду);
    • профессиография;
    • профессиональная консультация;
    • профессиональный отбор (подбор);
    • профессиональная адаптация и профессионализация.

    Профессиональное просвещение – научно-организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет оптанту профинформацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии.

    Источники информации о профессиях:

    • СМИ и интернет;
    • справочная литература (справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в учебные заведения; а также сведения о перспективных тенденциях занятости населения);
    • дни открытых дверей в УПТО, УССО, УВО;
    • родители, друзья, знакомые;
    • ярмарка вакансий и т.п.

    Профпропаганда – формирование положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.

    Профессиография – это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим и личностным качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы.

    Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.

    Профессиональная консультация – непосредственная помощь оптанту в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.

    Профконсультация стимулирует размышления человека о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. Может быть подготовительной, завершающей и уточняющей, носить как справочно-информационный, так и рекомендательный характер. В профконсультации широко используются психодиагностические средства.

    Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Существует медицинский профотбор, учитывающий состояние здоровья, и психологический отбор, выявляющий индивидуально-типологические и личностные особенности личности. Профотбор целесообразен при комплектовании профессий, связанных с ответственностью, опасностью, экстремальными условиями.

    Если профессия не предъявляет особых требований и ограничений к возможностям человека, то в этом случае имеет место смягченный вариант профотбора – подбор. Отличие профотбора от профконсультации заключается в том, что отбор идет от требований профессии к возможностям человека, а профконсультация – от соответствия его способностей требованиям профессии.

    В системе психологического отбора важное место занимает теоретическое и экспериментальное изучение проблемы профессионально важных качеств, физических, анатомических, индивидуально-типологических и психологических особенностей человека, проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Профотбор основывается на определении профессиональной пригодности.

    Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.

    Обследование на профпригодность включает следующие функции:

    • консультирование;
    • планирование карьеры;
    • индивидуальное развитие;
    • отбор (подбор), а также аттестацию, продвижение, сокращение, увольнение персонала.

    К. М. Гуревич разделяет все профессии на два типа:

    • первый тип требует абсолютной профессиональной пригодности и, следовательно, профессионального отбора;
    • ко второму типу относятся профессии массового характера, которые доступны каждому желающему при наличии интереса, склонностей, знаний и социально-психологической готовности к выбору профессии.

    Профпригодность позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности личности. Прогнозирование (психопрогностика) представляет собой составление прогноза, то есть вероятностного, аргументированного заключения о результативности будущей профессиональной деятельности.

    Выявление профессиональной пригодности при помощи современных методов психодиагностики придает консультационной работе и профотбору научно-обоснованный характер. При этом принимаются во внимание следующие критерии:

    • профессиональная направленность личности, ее интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации, эмоционально-волевая готовность;
    • профессиональные способности;
    • знания, умения, навыки, необходимые для конкретной профессии.

    Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к выбранной профессии, рынку труда, особенностям конкретной профессиональной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу, условиям труда и обучения. По мнению А. ­Маслоу, в каждом человеке заложены природой способности к приспособлению.

    Существует мнение, что благодаря пластичности нервной системы большинство людей может овладеть любой профессией, адаптироваться к ней и испытывать удовлетворение от выполняемой деятельности. Однако есть профессии, овладение которыми доступно не каждому, а тем, кто обнаруживает к ним профессиональную пригодность.

    Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

    Профессионализация – завершающий этап профориентации. Представляет собой процесс вхождения в профессию, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

    Условием успешной профессионализации выступает профадаптация.

     

    Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа с оптантами.

    Профориентационная работа проводится в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности, мотивации и уровня ее готовности к совершению профессионального выбора, ограничений по состоянию здоровья. Ее содержание и технологии зависят от объекта, на который она направлена:

    • оптанты-школьники (это первичная профориентация);
    • лица, выбирающие специализацию обучения после общетеоретической подготовки (УПТО, УССО, УВО), смены профессии, работы, ее потери (это вторичная профориентация).

    Профориентация, как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из принципов сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать у выпускников школы готовность к общественно полезному труду и самостоятельному выбору профессии.

     

    Надежда ЕРМАЛОВИЧ,

    директор ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia