Профессиональная ориентация – это государственная система мероприятий по оказанию социально-экономической поддержки в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту).
Профориентация позволяет решать многие личностные и общественные проблемы: одной из задач профориентации является оказание помощи лицам, потерявшим работу или желающим найти другую, в поиске адекватной социальной ниши и вида профессиональной занятости.
Профориентацию можно рассматривать как один из важных механизмов сознательного, целенаправленного регулирования социальной и профессиональной структуры общества.
Структура профориентации может быть выражена в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй стороной – учет требований рынка профессий. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических и других особенностей оптанта, профессионально-важных качеств (ПВК) его личности. ПВК или ПЗК (профессионально значимые качества) могут быть обусловлены направленностью личности, ее социальным опытом, индивидуально-типологическими и психофизиологическими особенностями, могут зависеть от условий обучения, воспитания, самовоспитания, тренировки.
В профессиональной ориентации традиционно выделяются следующие компоненты:
Профессиональное просвещение – научно-организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет оптанту профинформацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии.
Источники информации о профессиях:
Профпропаганда – формирование положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
Профессиография – это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим и личностным качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы.
Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.
Профессиональная консультация – непосредственная помощь оптанту в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
Профконсультация стимулирует размышления человека о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. Может быть подготовительной, завершающей и уточняющей, носить как справочно-информационный, так и рекомендательный характер. В профконсультации широко используются психодиагностические средства.
Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Существует медицинский профотбор, учитывающий состояние здоровья, и психологический отбор, выявляющий индивидуально-типологические и личностные особенности личности. Профотбор целесообразен при комплектовании профессий, связанных с ответственностью, опасностью, экстремальными условиями.
Если профессия не предъявляет особых требований и ограничений к возможностям человека, то в этом случае имеет место смягченный вариант профотбора – подбор. Отличие профотбора от профконсультации заключается в том, что отбор идет от требований профессии к возможностям человека, а профконсультация – от соответствия его способностей требованиям профессии.
В системе психологического отбора важное место занимает теоретическое и экспериментальное изучение проблемы профессионально важных качеств, физических, анатомических, индивидуально-типологических и психологических особенностей человека, проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Профотбор основывается на определении профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.
Обследование на профпригодность включает следующие функции:
К. М. Гуревич разделяет все профессии на два типа:
Профпригодность позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности личности. Прогнозирование (психопрогностика) представляет собой составление прогноза, то есть вероятностного, аргументированного заключения о результативности будущей профессиональной деятельности.
Выявление профессиональной пригодности при помощи современных методов психодиагностики придает консультационной работе и профотбору научно-обоснованный характер. При этом принимаются во внимание следующие критерии:
Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к выбранной профессии, рынку труда, особенностям конкретной профессиональной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу, условиям труда и обучения. По мнению А. Маслоу, в каждом человеке заложены природой способности к приспособлению.
Существует мнение, что благодаря пластичности нервной системы большинство людей может овладеть любой профессией, адаптироваться к ней и испытывать удовлетворение от выполняемой деятельности. Однако есть профессии, овладение которыми доступно не каждому, а тем, кто обнаруживает к ним профессиональную пригодность.
Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.
Профессионализация – завершающий этап профориентации. Представляет собой процесс вхождения в профессию, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Условием успешной профессионализации выступает профадаптация.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа с оптантами.
Профориентационная работа проводится в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности, мотивации и уровня ее готовности к совершению профессионального выбора, ограничений по состоянию здоровья. Ее содержание и технологии зависят от объекта, на который она направлена:
Профориентация, как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из принципов сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать у выпускников школы готовность к общественно полезному труду и самостоятельному выбору профессии.
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»