Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.
За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто, так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.
Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.
Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.
Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.
Удивительные, казалось бы, не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.
Белорусская соломка является своеобразным символом народного искусства Беларуси. Разнообразие и пластичность исходного природного материала позволяет мастерам создавать неповторимые самобытные изделия многообразных форм различного назначения: сувенирно-подарочные, утилитарные изделия, предметы интерьера и др. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов. В большинстве мировых культур вера в Духа урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна. Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. В Беларуси эту функцию выполняла «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры – для придания коричневого оттенка.
Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп (брылей), корзинок, кошей, шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров. Изготовленные из обыкновенного широкодоступного материала соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных. Царские врата, а также плетеные иконостасные вставки, воссозданные исследователями по сохранившимся образцам XVIII века и выполненные мастером Верой Евгеньевной Солдатовой, находятся в Музейном храме в честь Св. Пророка Иоанна Крестителя.
Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.
Самыми загадочными изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и его творение – Вселенную. Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма «пауков» – пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычное умиротворение. «Пауки» в форме шара символизировали солнце, разнообразно декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.
Соломоплетением при наличии желания может заняться любой человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навыки работы с ней.
В городе Минске кружки данного направления есть в следующих учреждениях дополнительного образования детей и молодежи:
Учреждение, название кружка | Адрес | Телефон |
1. ГУО «Дворец детей и молодежи «Золак» г. Минска» | ||
кружок «Работа с соломкой» (10-14 лет) | ул. Плеханова, 1А | 296-14-85 |
кружок «Аппликация соломкой» (9-15 лет) | ул. Ангарская, 22 | 242-56-98; 243-35-51 |
кружок «Белорусская соломка» (9-15 лет) | ул. Уборевича, 142 | 341-19-87 |
кружок «Соломоплетение» (8-15 лет) | ул. Ангарская, 22 | 242-56-98; 243-35-51 |
2. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г. Минска» | ||
народная студия «Берагіня» (8-15 лет) | ул. Лещинского, 19 | 257-50-66;202-44-40 |
3. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» г. Минска» | ||
кружок «Чароўная саломінка» | ул. Чкалова, 1 к.4 | 224-39-66 |
4. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г. Минска» | ||
кружок «Соломоплетение» (8-15 лет) | пр-т газеты «Правда», 50 | 272-79-87 |
5. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» г. Минска» | ||
народная студия соломоплетения «Золотые руки» (7-17 лет), «Цудоуная скарбонка» (8-14 лет) | ул. Плеханова, 42 (клуб «Ровесник») | 368-31-11 |
6. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» г. Минска» | ||
изо-студия «Солнышко» | ул. Уральская, 41 | 230-10-59 |
7. ГУО «Дворец детей и молодежи «Орион» г. Минска» | ||
творческая мастерская «Вдохновение» | ул. Ротмистрова, 28, п.1, к.1 | 344-82-15 |
8. УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» | ||
народная студия декоративно-прикладного творчества «Бусляня», мастерская «Золотые руки» | ул. Кирова, 16; ул. Фабрициуса, 5, каб. 301 | 327-08-75, 8 (029) 637-24-51 |