КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Представляем факультет
    • »
    • Исторический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

    Исторический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

    Александр Касович

    Александр Касович

    За время своей работы исторический факультет УО «Белорусский государственный педагогический ­университет имени Максима Танка» пережил несколько реорганизаций и сегодня является одним из ведущих факультетов БГПУ. Исторический факультет – одна из основных платформ, где готовят лучших специалистов, которые способны исследовать и истолковать закономерности развития общества, а также спрогнозировать его дальнейший путь. Об особенностях новых специальностей, активной работе со студентами и профессиональной судьбе выпускников расскажет декан исторического факультета, кандидат исторических наук, доцент Александр Валерьевич Касович.

    – Александр Валерьевич, какие кафедры существуют на факультете? Какие специальности можно изу­чить?
    – В структуру факультета входят 3 кафедры: истории Беларуси и славянских народов, всеобщей истории и методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин.
    В 2016 году мы будем осуществлять набор по трем специальностям, две из которых – новые. Таким образом, абитуриенты могут поступить на следующие специальности:

    • «История и обществоведческие дисциплины»;
    • «История и мировая художественная культура»;
    • «История и экскурсионно-краеведческая работа».

    Срок обучения на дневной форме получения образования – 4 года, на заочной форме получения образования – 5 лет. По завершении обучения выпускнику присваивается квалификация «преподаватель».

    – Расскажите, пожалуйста, об особенностях каждой специальности.
    – Специальность «История и обществоведческие дисциплины» предусматривает изучение студентом следующих циклов: социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Выпускники этой специальности работают в учебных учреждениях всех типов, в научных учреждениях, в редакциях газет, радиовещания и телевидения, музеях, в органах внутренних дел, в государственных органах власти, на предприятиях и в других организациях.
    Спецификой специальности «История и мировая художественная культура» является культурологическое направление педагогического профиля, а предметной областью является система знаний о теории, истории и закономерности развития мировой художественной культуры.
    Специальность «История и экскурсионно-краеведческая работа» также является специальностью педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о методах организации деятельности учащихся по изучению истории и культуры родного края.

    – Кем представлен профессорско-преподавательский состав факультета?
    – На факультете работают высоко­квалифицированные преподаватели. Сегодня актуальной является задача формирования учителя нового типа, который имеет иновационное мировоззрение, инициативу и на высоком уровне владеет информационными технологиями. Кроме этого, он должен иметь лидерские качества и быть патриотом своей страны. На факультете трудятся 67 преподавателей, из них 13 докторов наук, 39 кандидатов наук. Процент остепененности преподавателей на факультете составляет 77,6 %.
    Хочу отметить, что преподаватели всех кафедр принимают активное участие в издании учебной и учебно-методической литературы.

    Профориентационная встреча с учащимися школ и гимназий г. Минска

    – Какие профильные дисциплины входят в блок теоретических предметов? Как проходят теоретические занятия?
    – Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, кон­трольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д.
    Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее, набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения.
    Для студентов 1 курса советом факультета введены в учебную программу новые курсы: «Введение в учебную деятельность студента», «Тренинг общения», «Введение в педагогическую профессию». У студентов 2-4 курсов есть право определиться с дисциплинами самостоятельно.
    Для глубокого усвоения студентами изучаемого материала преподаватели факультета активно используют рейтинговую систему оценки компетенций. Данная система предполагает постоянный контроль знаний, умений и навыков студентов, который осуществляется преподавателями после изучения отдельной темы учебной программы каждой учебной дисциплины с обязательным выставлением отметки. Контроль может проводиться в виде письменных работ или тестов.

    – Что представляют собой практические занятия?
    – Практические занятия по истории имеют большое значение для углубления и совершенствования знаний. Правильное распределение преподавателем и студентами предоставленного учебного времени способствует как более тщательному изучению истории, например, восточных славян, так и более качественной подготовке к сдаче экзамена по этой дисциплине.
    Практические занятия необходимы для решения целого комплекса научных и педагогических задач.
    Во-первых, важнейшей целью практических занятий является ознакомление студентов с материалами источников по истории. Чтение и комментарии источников дадут студентам более точную информацию о природе наших знаний по тем или иным аспектам славянской истории, позволят хоть в какой-то степени, насколько это возможно в рамках университетской аудитории, почувствовать особенности, дух изучаемой эпохи, ярче представить себе образы действующих лиц истории.
    Во-вторых, другой немаловажной задачей практических занятий служит всестороннее развитие у студентов навыков устной речи, а именно: умения четко и точно отвечать на вопросы преподавателя, правильно формулировать собственные вопросы, участвовать в дискуссиях.
    Задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать участие студентов в практических занятиях как можно более активным. Необходимо определять задания по учебнику и хрестоматии к каждому следующему занятию, что будет стимулировать подготовку студентов к практическим занятиям, а это, в свою очередь, приведет к постепенному, более тщательному усвоению полученных знаний по предмету и будет способствовать правильной и качественной подготовке к экзамену.

    Посещение Национального исторического архива Беларуси в рамках музейно-архивной практики

    – Как проходит практика студентов? В каких организациях практикуются ребята?
    – Практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится учреждениями высшего образования в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов. Основной целью практики является овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.
    Студенты 1 и 2 курсов проходят историко-краеведческую и музейно архивную практику на базе музеев и архивов Беларуси. Это ­Национальный художественный музей ­Республики Беларусь, Белорусский государственный музей истории ­Великой отечественной войны,­ ­Национальный исторический музей Беларуси, Белорусский государственный музей архитектуры и быта, ­Музей истории города Минска, ­Музей древнебелорусской культуры, Музей белорусской государственности, Национальный исторический архив Беларуси.
    В этом учебном году студенты 2 курса впервые приступили к освоению учебно-ознакомительного педагогического практикума, который проводится в форме практики на протяжении 15 недель по четвергам на базе 8 учреждений общего среднего образования г. Минска (гимназий и средних школ) под руководством преподавателей кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории.
    Студенты 3 курса проходят практику в качестве воспитателей в детских оздоровительных лагерях: «Звездный», «Зубренок», «Электрон», ­«Купалинка». Хотелось бы отметить, что на факультете действуют 2 педагогических отряда: «Ровесник», который в третьем трудовом семестре впервые базировался на базе Оздоровительного комплекса «Ракета», и «Сузор’е». Местом дислокации последнего является военно-патриотический спортивно-оздоровительный ТОК «Высокий берег».
    Педагогическую преддипломную практику выпускники проходят в учебных заведенях различного типа Республики Беларусь: средних школах, гимназиях, лицеях, средних специальных учебных заведениях и т.д.

    – Куда распределяются молодые специалисты? Кем могут работать выпускники исторического факультета?
    – Университет имени Максима Танка – старейший педагогический вуз страны. Наш выпускник Виктор Жук получил награду «Учитель года Республики Беларусь – 2014», что говорит о высоком уровне подготовки будущих специалистов и ответственном отношении к образовательному процессу. Но нельзя сказать, что наши воспитанники распределяются и трудятся исключительно на ниве образования. Работают они и в музеях, и в архивах, и в крупнейших библиотеках страны. Случается, что ребята-выпускники находят работу в милиции, пограничном ведомстве. Людям таких профессий также требуется знание обществоведческих дисциплин.
    Хочу отметить, что среди наших выпускников – депутат Парламента Таиса Ивановна Данилевич, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Марат Геннадьевич Жилинский, заместитель председателя Мингорисполкома по вопросам идеологии и социально-культурной сферы Игорь ­Васильевич Карпенко, основатель клуба «Что? Где? Когда?» в Беларуси Алесь Мухин, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси Вячеслав Викторович Данилович и многие другие.

    Старт Звездного похода по местам
    боевой и трудовой славы белорусского народа

    – Как факультет перенимает опыт и знания? Какие организации и учреждения помогают организовывать совместные образовательные мероприятия?
    – На факультете удельный вес методических мероприятий, проведенных с привлечением специалистов отрасли, находится на достаточно высоком уровне. Так, недавно прошел семинар-практикум «Современный урок истории и обществоведения: методические пути конструирования и анализа». В его проведении приняли участие заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории кандидат педагогических наук, доцент А.А. Корзюк и преподаватель социально-гуманитарных дисциплин УО «Минский государственный областной колледж», выпускник нашего факультета Т.О. Барткевич. В ходе семинара студенты представили разработанные сценарии уроков по предмету с использованием современных приемов и средств обучения с последующим обсуждением и по­этапным анализом их проведения.
    Также состоялся мастер-класс методиста 1 категории учебно-методического отдела социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Минский областной институт развития образования», учителя истории высшей категории О.В. Колтан по теме «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью мультимедийных презентаций». В ходе проведения мастер-класса студенты познакомились с технологией проектирования мультимедийных презентаций как эффективного инструмента управления учебной деятельностью учащихся, получили возможность опробовать некоторые методические приемы их использования, актуализировать и представить собственный опыт создания электронных средств обучения.
    В лаборатории педагогики и педагогических инноваций кафедры педагогики БГПУ для студентов 5 курса исторического факультета доцент кафедры педагогики Л.А. Козинец провела лекцию на тему «Развитие творческого потенциала личности как предмет научного знания и опыта». В онлайн-режиме будущие педагоги ознакомились с работой учителя истории гимназии № 22 г. ­Минска О.Э. Свидинского по развитию творческого потенциала учащихся 6 класса. В формате вебинара на базе системы Adobe Connect БГПУ пообщались с учителем и учащимися.
    Такие мероприятия стали неотъемлемой частью работы факультета. К примеру, хочется вспомнить вебинар-практикум «Технология конструирования многомерных дидактических инструментов в обучении истории», участие в котором приняли преподаватели и студенты исторического факультета, учителя учреждений образования, руководство университета и факультета, слушатели УО «Минский областной институт развития образования».
    В ходе семинара внимание слушателей обращалось на теоретико-методологические аспекты технологии многомерных дидактических инструментов, был представлен алгоритм использования методики в условиях современной школы. С собравшимися поделились опытом практического применения технологии многомерных дидактических инструментов в управленческой деятельности. Учителя истории обоб­щали свой опыт работы по использованию данной технологии в учебной и внеклассной работе. Студенты исторического факультета, несмотря на дистанционный ход вебинара, принимали активное участие в обсуж­дении, задавали вопросы выступающим в интерактивном чате.

    – Насколько развита научно-исследовательская работа на факультете? Над какими актуальными проектами трудятся студенты?
    – Одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки студентов на историческом факультете является организация научно-исследовательской работы студентов, которая традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных работ.
    Если провести сравнительный анализ по количеству написания дипломных работ, то можно отметить, что если в 2014-2015 учебном году их было 6, то в 2015-2016 учебном году дипломную работу пишут 23 студента. Как видим, наметилась положительная тенденция.
    Следует также отметить, что с начала 2015-2016 учебного года активно включены в научно-исследовательскую работу студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ) по ряду направлений, которые охватывают многие отрасли исторической науки. Высокое качество образования нельзя обеспечить без регулярных научных исследований. Их исполнение – обязательная часть работы как преподавателя, так и студента. На факультете существует 5 СНИЛ. Это «Западноевропейская цивилизация: становление, трансформация и перспективы развития» (20 участников), «Эволюция духовных основ и социальных систем западноевропейской средневековой цивилизации» (6 участников), «Визуальные модели исторического знания: технология создания и применения в образовательном процессе» (3 участника), «Беларусь в этнополитических процессах в XX столетии» (10 участников), «Актуальные проблемы отечественной и мировой истории» (10 участников).

    Кубок первокурсника

    – Какие значимые события произошли в студенческой жизни факультета за последний год?
    – Я бы хотел отметить высокий уровень волонтерской деятельности на факультете, одним из главных направлений которой является поддержка и оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с тяжелыми психофизическими нарушениями. Участники волонтерского клуба «Данко» работают на базе 5 различных профильных учреждений, в общей сложности было проведено около 25 благотворительных мероприятий, в которых приняло участие более 150 студентов.
    С 2015 года реализуется проект «Маленькая страна». Он является практической платформой программы по жизненному ориентированию, самопознанию и самоопределению для мальчиков «Путь мужчины: сын, воин, отец», которая включена в Комплекс мер по реализации государственной молодежной политики.
    Более 60 % студентов факультета дневной формы получения образования принимают участие в мероприятиях, проводимых молодежными общественными организациями исторического факультета. Профбюро студентов факультета, ПО ОО БРСМ выступают надежными партнерами при проведении ряда мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание молодежи. Это «Кубок первокурсника», «Исторический факультет собирает друзей», «День здоровья» и др.
    Спортивно-массовая и оздоровительная работа на факультете также ориентирована на вовлечение максимального количества обучающихся. Ежегодно на факультете более 150 студентов принимают участие в 30 спортивных мероприятиях по формированию здорового образа жизни: круглогодичной спартакиаде, спортивном празднике «Старт поколений», велопробеге «Будущие педагоги за здоровый образ жизни», плавательном марафоне «Сто по Сто», «День здоровья» и др.

    – Александр Валерьевич, какие важные преимущества обучения на историческом факультете ждут будущего студента?
    – Во-первых, наш факультет – единственный, где можно получить, как говорится, универсальное образование. Во-вторых, диплом нашего университета, перешагнувшего столетний юбилей, сродни знаку качества. Ведь исторический факультет – это один из старейших факультетов в БГПУ, который ценит и уважает свои славные традиции. Мы – дружное историческое братство, которое с радостью передает опыт поколений, помогает проявлять себя и получать максимум необходимых знаний.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia