КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Представляем факультет
    • »
    • Факультет мониторинга окружающей среды УО «Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета»

    Факультет мониторинга окружающей среды УО «Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета»

    Владислав Журавков

    Владислав Журавков

    Факультет мониторинга окружающей среды является площадкой, которая занимается подготовкой специалистов по самым перспективным направлениям не только республиканского, но и международного уровня. Факультет готовит студентов по группе инженерных специальностей, связанных с обеспечением рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности и охраны окружающей среды. О специфике работы будущих специалистов, процессе обучения и практической подготовке расскажет декан факультета Владислав Владимирович Журавков.

    – Владислав Владимирович, какие специальности существуют на факультете мониторинга окружающей среды?

    – Наш факультет обучает специалистов по следующим специальностям с присвоением соответствующих квалификаций:

    • «Ядерная и радиационная безопасность», квалификация «инженер»;
    • «Природоохранная деятельность», направления: «Экологический менеджмент и экспертиза» и «Экологический мониторинг», квалификация «эколог; инженер по охране окружающей среды»;
    • «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», квалификация «инженер-энергоменеджер»;
    • «Медицинская физика», квалификация «медицинский физик»;
    • «Информационные системы и технологии (в здравоохранении)», квалификация «инженер-программист»;
    • «Информационные системы и технологии (в экологии)», квалификация «инженер-программист-эколог».

     

    – В чем заключаются особенности каждой специальности?

    – Ядерная и радиационная безопасность является разделом прикладной ядерной физики и биофизики и включает совокупность средств и методов анализа радиационных полей источников ядерно-технических установок на этапах их проектирования, эксплуатации и снятия с эксплуатации, изучения воздействия излучений на человека, окружающую среду, биологические объекты и техногенную продукцию, а также разработку мер предотвращения неблагоприятных радиационных воздействий.

    Такой специалист обеспечивает радиационную защиту персонала и радиационную безопасность на атомных электрических станциях и в их зонах наблюдения, ядерную безопасность при эксплуатации ядерных объектов, безопасное использование источников ионизирующего излучения в промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, здравоохранении, науке и научном обслуживании, образовании, строительстве, геологии и разведке недр, связи и на транспорте.

    Природоохранная деятельность – процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

    В информационном центре АЭС во время лекции об устройстве и основных принципах работы будущей станции.

    Развитие природоохранной деятельности – необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии. Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле – как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились.

    Специалист, освоивший специальность «Природоохранная деятельность», работает в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве, гидрометеорологической службе, образовании, научно-исследовательской деятельности. Может трудоустроиться как инженер-эколог на предприятия, в районные инспекции Минприроды, в аналитические лаборатории Минприроды, а также работать инженером по охране окружающей среды.

    Студенты специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» овладевают знаниями, которые необходимы в работе в сфере топливно-энергетического комплекса, внедрения нового энергосберегающего оборудования, материалов и технологий, энергоэффективного использования зданий, сооружений, инженерных сетей, энергетической экспертизы и энергосберегающих проектов.

    Деятельность энергетического менеджера направлена на организацию эффективного использования энергии с минимальными неизбежными потерями.

    Знания, умения и навыки, приобретаемые за время учебы, позволяют выпускникам этой специальности работать на предприятиях и в организациях, которые являются потребителями энергии независимо от их профиля, на должностях энергоменеджера, энергетика.

    Медицинская физика – это область прикладной физики, в которой изучаются приборы, оборудование и физические факторы воздействия на человека, применяемые в медицине.

    Специальность открыта для ликвидации острого дефицита в кадрах для здравоохранения, способных обеспечить безопасную эксплуатацию сложного медицинского оборудования, главным образом, в онкологии и медицинской радиологии. Это новая и уникальная специальность, наши студенты изучают ее только третий год.

    Медицинский физик работает в учреждениях Министерства здравоохранения в области использования физических методов диагностики и лечения пациентов с помощью сложного технического оборудования, в т.ч. в целях безопасного использования источников ионизирующего излучения.

    Специалист готовит соответствующее оборудование, планирует и проводит медицинское облучение пациентов по предписанию врача.

    Медицинский физик должен быть способен к ведению фундаментальных и прикладных исследований в области действия физических факторов на организм человека, обеспечения радиационной безопасности персонала и обеспечения качества облучения пациентов при использовании источников ионизирующего излучения в медицине.

    Специальность «Информационные системы и технологии» является одной из наиболее престижных и востребованных в индустриально развитых странах. Подготовка специалистов, осуществляющих разработку и эксплуатацию инженерных систем промышленной безопасности, обусловлена возрастающими требованиями по обеспечению защищенности жизненных интересов технологического персонала, а также населения и общества в целом от аварий на опасных промышленных объектах.

    Выпускники обладают высоким уровнем знаний и подготовлены к решению задач по эксплуатации систем, действующих в комплексе мер по прогнозированию аварий в промышленности, обеспечению безопасности технологических процессов. Кроме того, такие специалисты осуществляют разработку и сопровождение инженерных систем обеспечения безопасности.

    Студенты этой специальности изучают проектирование вычислительных сетей и систем, их администрирование и применение для реализации информационных технологий, получают расширенную подготовку в области программирования (включая языки Visual C++, Visual С #, Delphi), Web-программирования (Java, Perl, PHP, HTML, XML, UML), проектирования и администрирования компьютерных сетей, разработки мультимедиа-технологий и баз данных (Oracle, MS SQL Server, MySQL Server и др.), изучают операционные системы и программирование для них, а также получают углубленные знания в области информационной безопасности и методов защиты в информационных системах на основе программно-аппаратных средств.

    Особое внимание уделяется изучению технологий разработки Internet-приложений, проектированию информационного обеспечения, организации информационно-вычислительных процессов и систем, систем сбора, передачи, обработки и хранения информации.

    С третьего курса в учебном плане этой специальности вводятся дисциплины специализации, которые определяются направлением. Так, для одних это дисциплины, связанные со здравоохранением, для других – с экологией.

    – Что изучают студенты в ходе теоретических и практических занятий?

    – Наши студенты изучают основы ядерной и радиационной безопасности на АЭС и при воздействии ионизирующих излучений на персонал и население, основы медицинской физики, использование радиоционных технологий в медицине, методы мониторинга окружающей среды, радиационного мониторинга. Они учатся рассчитывать энергоэффективность проектных решений, оценивать их экологическую безопасность, различные воздействия на окружающую среду. Специалист, владеющий такими навыками, может проанализировать полученные данные и принять соответствующие решения по управлению окружающей средой, провести системный энергоанализ (энергоаудит) предприятий, технологических процессов и устройств, оценить их функционально-экономическую и энергетическую эффективность.

    Студенты факультета на фоне Белорусской атомной электростанции.

    – Где студенты проходят практическую подготовку?

    – На каждой из шести кафедр существуют два типа лабораторий. Первый тип – это научные лаборатории, где работают преподаватели, второй тип – студенческие научно-исследовательские лаборатории, где студенты могут работать над собственными проектами.

    У каждой лаборатории есть своя специфика работы. К примеру, рассмотрим лабораторию кафедры ядерной и радиационной безопасности. Одно из направлений ее работы связано с государственной программой сопровождения безопасного развития строительства атомной электростанции. Таким образом, в лаборатории работают, к примеру, над вопросами влияния АЭС на основные компоненты экосистемы в результате ее работы или над оценкой выброса того или иного химиката.

    Соответственно, лаборатории на других кафедрах занимаются вопросами, которые связаны с их приоритетными, профильными направлениями. Такое деление позволяет уделить достаточное внимание той или иной теме, а также сконцентрировать студентов на конкретных проблемах, которые встретятся в их будущей трудовой деятельности.

    – В каких организациях студенты проходят практику?

    – Студенты факультета проходят хорошую практическую подготовку не только в лабораториях университета, оснащенных современным оборудованием, но и на базе предприятий промышленного и энергетического сектора, подразделений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, научно-исследовательских центров, Гидромецентра, проектных организаций, Парка Высоких Технологий, медицинских учреждений.

    – Где могут работать выпускники факультета?

    – Наши выпускники могут трудоустроиться в структурные подразделения (комитеты, инспекции, лаборатории) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; в специализированные службы промышленных предприятий и объединений, входящих в состав концерна «Белнефтехим» («Нафтан», Мозырский нефтеперерабатывающий завод и др.), в Министерства промышленности (Минский автомобильный завод, Белорусский металлургический завод и др.), в Министерства архитектуры и строительства и другие министерства и ведомства.

    Кроме этого, выпускники нашего факультета могут трудоустроиться в научные (институты Национальной академии наук и др.), конструкторские и проектные организации, которые работают в области охраны окружающей среды; в пусконаладочные организации, которые занимаются экологическим нормированием, проведением оценки воздействия на окружающую среду, экологическим аудитом.

    – Расскажите о новых подходах, которые используются в процессе обучения студентов.

    – Хочется сказать об очень перспективном направлении – сетевом образовании – относительно новой парадигме учебной деятельности, которая базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Особенность такого обучения заключается объединении высших учебных заведений с целью сотрудничества и обмена опытом. На практике это реализуется следующим образом: студенты могут обучаться не только в одном вузе, но и в других, где есть те дисциплины, которые помогут в освоении той или иной специальности.

    Кроме того, на некоторых предприятиях нашей республики есть филиалы наших кафедр, что говорит о практикоориентированном подходе в обучении. Это также говорит о том, что в процессе обучения мы задействуем ведущих специалистов-практиков, которые являются сотрудниками тех или иных организаций, предприятий. Конечно, такие специалисты не являются профессиональными педагогами, но зато они могут провести занятие, которое больше всего будет соответствовать рабочим реалиям. Безусловно, это обеспечивает высокое качество обучения студентов.

    На экологическом форуме в Грузии.

    – Как развивается международное сотрудничество факультета?

    – Наш факультет выполняет международные проекты TEMPUS HS и TEMPUS EcoBRU, которые направлены на разработку учебных программ для подготовки специалистов второй ступени высшего образования и переподготовки специалистов в области экологической безопасности.

    Мы сотрудничаем с Нови-Садским университетом (Сербия), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Иркутский государственный институт», Российским государственным гидрометеорологическим университетом, Объединенным институтом ядерных исследований г. Дубна, Ярославской сельскохозяйственной академией, Фондом охраны окружающей среды им. Зухова (Германия) и т.д.

    – Какие преимущества ждут будущих студентов факультета мониторинга окружающей среды?

    – Во-первых, все наши студенты получают актуальные знания, прекрасное образование, востребованную профессию. Во-вторых, абсолютно всех студентов, которые выбрали бюджетную форму получения образования, ждет распределение – то есть, первое рабочее место, трудовой опыт. В-третьих, квалификации, присваиваемые выпускникам, позволят им занимать самые высокооплачиваемые должности.

    Если говорить конкретно о плюсах процесса обучения, то стоит отметить следующее: 100 % первокурсников обеспечиваются общежитием, студентов ждет очень насыщенная студенческая жизнь, плата за обучение на сегодня подниматься не планируется. Хочется обратить внимание на то, что стоимость платного обучения на факультете одна из самых низких в сравнении с другими вузами, где есть подобные перспективные и актуальные специальности.

    Также важным является и то, что профессорско-преподавательский состав представлен ведущими докторами наук, остепененными преподавателями, а также молодыми и талантливыми работниками, которые вводят инновационные методы обучения.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia