Начальник отдела кадров, эколог, методист, налоговый инспектор

Добрый день, уважаемая редакция. Через два года я окончу школу, но вопрос выбора профессии для меня актуален уже сейчас. Мне было бы интересно работать с документами и одновременно с людьми. Поэтому я решила, что стану «кадровиком» – специалистом отдела кадров. Представляю, как буду оформлять сотрудников на работу, составлять необходимые документы, выдавать справки, оформлять отпуска, заполнять трудовые книжки и т.д. По характеру я лидер, думаю, со временем смогу занять руководящую должность. Меня интересует, что входит в обязанности начальника отдела кадров.
Ольга. П., г. Мозырь
Начальник отдела кадров возглавляет работу по комплектованию организации кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификаций в соответствии с целями, стратегией и профилем организации; формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении.
В его должностные обязанности входит:
- разработка прогнозов, определение текущей и перспективной потребностей в кадрах и источников их удовлетворения на основе изучения рынка труда;
- установление прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с организациями аналогичного профиля, информирования работников внутри организации об имеющихся вакансиях;
- использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников;
- участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии организации;
- работа по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств;
- обеспечение приема, размещение и расстановка молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью;
- планомерная работа по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное передвижение руководителей и специалистов;
- аттестация работников организации, ее методическое и информационное обеспечение;
- участие в разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального продвижения персонала, подготовке предложений по совершенствованию проведения аттестации;
- своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя организации, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовку материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям;
- подготовка документов по пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначения пенсий работникам организации и их семьям, а также представление их в орган социального обеспечения;
- работа по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы, внедрению современных методов управления кадрами, созданию банка данных о персонале организации, его своевременному пополнению, оперативному представлению необходимой информации пользователям;
- методическое руководство и координация деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений организации, контроль исполнения руководителями подразделений законодательных актов и постановлений правительства, приказов и распоряжений, указаний руководителя организации по вопросам кадровой политики и работы с персоналом;
- систематический анализ кадровой работы в организации, разработка предложений по ее улучшению;
- табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков, контроль состояния трудовой дисциплины в подразделениях организации и соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, анализ причин текучести;
- разработка мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контроль их выполнения.
Должен знать:
- язаконодательные и нормативные правовые акты, другие руководящие, методические материалы по управлению персоналом;
- трудовое законодательство;
- структуру и штаты организации, ее профиль, специализацию и перспективы развития;
- кадровую политику и стратегию организации;
- порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах;
- источники обеспечения организации кадрами, состояние рынка труда региона;
- системы и методы оценки персонала, методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров;
- порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;
- порядок формирования и ведения банка данных о персонале организации;
- организацию табельного учета;
- методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности;
- возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб;
- передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом;
- основы социологии, психологии и организации труда;
- основы экономики, организации производства и управления;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Здравствуйте, уважаемая редакция. Расскажите, пожалуйста, о профессии «инженер по охране окружающей среды».
Олег. Р., г. Молодечно
Инженер по охране окружающей среды (эколог) осуществляет свою деятельность в организациях всех отраслей экономики. Он осуществляет контроль над соблюдением в подразделениях организаций действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, контроль над снижением вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.
В должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) входят следующие функции:
- разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль их выполнения;
- участие в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования;
- разработка мероприятий по внедрению новой техники;
- участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращении загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу;
- уменьшение или полная ликвидация технологических отходов, рациональное использованию земельных и водных ресурсов;
- осуществление контроля над соблюдением технологических режимов природоохранных объектов;
- анализ и наблюдение за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения организаций;
- составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспорта, инструкций и другой технической документации;
- составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды;
- участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности организации.
Должен знать:
- экологическое законодательство;
- нормативные правовые акты и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- системы экологических стандартов и нормативов;
- производственную и организационную структуру организации и перспективы ее развития;
- технологические процессы и режимы производства продукции;
- порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;
- методы экологического мониторинга;
- средства контроля соответствия технического состояния оборудования организации требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Человек, избравший профессию инженера по охране окружающей среды, должен иметь разносторонние интересы. Он должен интересоваться физикой, химией, природоведением, экологией, санитарией и гигиеной, особенностями работы различных вредных производств. Необходима склонность к анализу работы различных вредных производств и составлению контрольных актов, в том числе и со штрафными санкциями. Важное значение приобретает способность отстаивать и защищать свою точку зрения, убеждать людей, сохранять выдержку и беспристрастность.
Добрый день, журнал «Кем быть?». Мне бы хотелось знать, в чем заключается работа методиста. Знаю, что в большинстве учреждений образования есть такие специалисты.
Елена Л. г. Орша
Методист (от греч. methodos – следование чему-нибудь) – педагог, изучающий и разрабатывающий методы преподавания, ответственный за их качественную реализацию в педагогическом коллективе; специалист по методике какого-либо предмета.
Методист осуществляет научно-методическое и организационно-методическое обеспечение деятельности учебных заведений и учреждений системы образования.
В должностные обязанности специалиста входит:
- организация работы по совершенствованию системы образования;
- организация работы по совершенствованию системы разработки учебной книги и средств обучения;
- анализ и обобщение материалов отечественных и зарубежных научных исследований по проблемам создания учебников и учебно-методических комплексов;
- участие в создании государственных и региональных программ учебного книгоиздания, разработка систем их реализации; разработка научно-методических, аналитических и нормативных материалов по организации учебного книгоиздания;
- участие в подготовке и проведении республиканских и региональных научно-методических мероприятий по проблемам учебного книгоиздания, выставок учебной книги;
- организация опытной проверки и изучения рейтинга новых учебников и учебно-методических комплексов, разработка методических рекомендаций авторам по доработке изданий;
- анализ обеспеченности учебных заведений и учреждений республиканской системы образования учебной и учебно-методической литературой, средствами обучения;
- формирование банка данных учебной и учебно-методической литературы и средств обучения;
- подбор авторов (авторских коллективов), рецензентов, научных экспертов, оказание им методической помощи;
- подготовка аналитических материалов к научно-методическому совету, координация подготовки к изданию рукописей учебной и учебно-методической литературы и производства средств обучения;
- организация рекламы издаваемой учебно-методической литературы и производимых средств обучения; взаимодействие с зарубежными, республиканскими, региональными ассоциациями, творческими союзами, фондами.
Для выполнения профессиональных обязанностей методисту необходимо знать:
- законодательные акты в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования и издательской деятельности, концептуальные и программные документы, определяющие цели и содержание современного образования;
- перспективы и направления развития современного образования; учебные планы, программы;
- учебники по предмету;
- учебно-методическую литературу по проблемам образования и воспитания;
- состояние и перспективы учебного книгоиздания в республике; достижения и перспективы развития общепедагогических, специальных дисциплин, психологической науки и практики;
- современные образовательные технологии.
Методисту важно наличие интереса в области, соответствующей профилю его работы, а также в таких областях знаний, как философия, психология, библиография. Должность требует наличия необходимых склонностей к научно-исследовательской и просветительской работе, важное значение имеют ораторские способности.
Здравствуйте, уважаемая редакция. Мне нравится профессия «налоговый инспектор». Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
Виктория Т., г. Минск
Налоговый инспектор осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства, за своевременным поступлением налоговых и других платежей в бюджет всеми категориями налогоплательщиков. Кроме того, налоговый инспектор взимает налоги с юридических и физических лиц; оформляет декларации о доходах населения; определяет процент взимаемых налогов в зависимости от доходов; проверяет и анализирует бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и другие денежные документы. К нарушителям налогового законодательства налоговый инспектор применяет финансовые санкции и административные штрафы, приостанавливает банковские операции предприятия по его расчетным счетам.
Человеку, выбравшему профессию налогового инспектора, необходимо обладать склонностью к учетно-аналитической работе, хорошей оперативной и долговременной памятью, развитым логическим мышлением, устойчивым вниманием. Характер деятельности налогового инспектора требует усидчивости, сосредоточенности, способности быстро усваивать поступающую информацию. Большое значение имеет способность запоминать и длительное время удерживать в памяти ряд нормативных документов и правовых актов, а также своевременно отслеживать все изменения в них. Важно обладание такими качествами, как корректность, принципиальность, честность, конфиденциальность (умение хранить производственные секреты), эмоционально-волевая устойчивость.
Анна ДЕНИСЕВИЧ