
Здравствуйте. Меня интересует такая специальность, как «Ядерная и радиационная безопасность». Расскажите, пожалуйста, подробнее, что она собой представляет и где ее можно получить. Заранее благодарю. Константин.
Ядерная и радиационная безопасность является разделом прикладной ядерной физики и биофизики и включает совокупность средств и методов анализа радиационных полей источников ядерно-технических установок на этапах их проектирования, эксплуатации и снятия с эксплуатации, изучения воздействия излучений на человека, окружающую среду, биологические объекты и техногенную продукцию, а также разработку мер предотвращения неблагоприятных радиационных воздействий.
Специалисты данной области предназначены для работы: по обеспечению радиационной защиты персонала и радиационной безопасности на атомных электрических станциях и в их зонах наблюдения; по обеспечению ядерной безопасности при эксплуатации ядерных объектов; по безопасному использованию источников ионизирующего излучения в промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, здравоохранении, науке и научном обслуживании, образовании, строительстве, геологии и разведке недр, связи и на транспорте.
Будущие специалисты будут уметь:
• вести радиационный контроль персонала и радиационный мониторинг в технологических помещениях радиационно опасных объектов;
• проводить радиационный мониторинг окружающей среды, правильно интерпретировать данные радиационного контроля и мониторинга;
• оценивать состав и характеристики выбросов в окружающую среду, степень приближения к критическим значениям параметров работы реактора или другого источника ионизирующего излучения, степень риска возникновения инцидента или аварии;
• вести учет и контроль ядерных и расщепляющихся материалов, источников ионизирующего излучения;
• проводить дезактивацию загрязненных поверхностей и объектов;
• разрабатывать инструкции, методические указания по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при проведении работ и защите населения.
Специальность «Ядерная и радиационная безопасность» можно освоить в Международном государственном экологическом институте имени А.Д.Сахарова БГУ.
Добрый день, журнал «Кем быть?» Расскажите, пожалуйста, в чем заключается профессия красильщика, а также, где ее можно получить. С уважением, Игорь.
Красильщик работает в организациях химической промышленности, текстильного производства и в сфере бытового обслуживания.
В организациях химической промышленности красильщик осуществляет крашение пластиков пигментными красителями, стеклоткани, покрытие лицевой пленки искусственной кожи полиамидными растворами.
В организациях текстильного производства красильщик ведет процесс крашения пряжи, волокна, тканей и различных изделий их них.
В организациях бытового обслуживания красильщик выполняет крашение изделий из шерстяных и шелковых волокон, меха, кожи и замши и др.
Виды работ, выполняемых красильщиком в организациях химической промышленности:
• ведение технологического процесса окраски различных изделий или выполнение отдельных стадий технологического процесса покрытия лицевой пленки искусственной кожи полиамидным раствором;
• приготовление раствора красителя, нейтрализация кислоты, оставшейся на поверхности изделий, промывка водой, окрашивание;
• регулирование работы узлов сушильно-красильного агрегата;
• наблюдение за равномерностью окраски и сушки изделий, за работой ножа автомата;
• периодическая смена рулонов с транспортировкой их от каландра к агрегату;
• чистка и промывка оборудования.
Виды работ, выполняемых красильщиком в организациях текстильного производства:
выполнение подготовительных работ перед процессом крашения: выгрузка окрашиваемого волокна, подготовка питателя к работе и др.;
ведение процесса крашения в хлопкокрасильных проходных аппаратах и аппаратах центрифугального типа, красильных машинах и аппаратах различных систем на линиях и агрегатах с автоматическим регулированием технологического процесса;
управление технологическим процессом с пульта управления;
наблюдение за натяжением ткани, ликвидация узлов и обрывов;
приготовление красильного раствора в соответствии с установленной дозировкой, наполнение красильных и промывных ванн красильным раствором, эмульсией, водой;
нагрев красильных растворов до необходимой температуры;
периодический отбор проб для контроля качества крашения;
проверка состояния оборудования и приспособлений, приборов и регулирование их работы;
наблюдение и проверка исправности паропроводной и водопроводной систем;
получение продукции, проверка соответствия партии сопроводительной документации;
запись хода технологического процесса и режима крашения в журнал.
Виды работ, выполняемых красильщиком в сфере бытового обслуживания:
ведение процесса крашения пряжи, отрезов ткани и изделий из хлопчатобумажных волокон, грубошерстных и грубосуконных тканей — в различные тона, а также изделий из натуральных шелковых и шерстяных волокон;
ведение процесса крашения изделий из синтетических и натуральных мехов, кожи и замши в красильных машинах, барках (ваннах) или вручную;
взвешивание, комплектование рабочих партий по способу крашения, ассортименту изделий, цвету окраски;
определение способа и технологического режима крашения в зависимости от вида, волокнистого состава и плотности материалов, класса и свойств красителей, цвета окраски;
расчет необходимого количества компонентов и приготовление красильных, химических и специальных пропиточных растворов по установленной рецептуре;
выравнивание или обесцвечивание окраски;
индивидуальное крашение изделий по образцу заказчика;
отжим изделий в центрифуге;
промывка изделий и закрепление окраски;
пропитка изделий специальными препаратами;
снятие пропиток;
сушка изделий из натурального меха, кожи и замши;
просмотр изделий и определение прочности кожевой ткани и волосяного покрова меховых изделий.
Должен знать:
• ассортимент и маркировку изделий, поступающих в обработку;
• вид и волокнистый состав материалов;
• сорта хлопка, ассортимент отвариваемых и окрашиваемых полуфабрикатов;
• виды и свойства красителей, химических растворов и действие их на изделия, способы их приготовления и правила обращения с ними;
• требования, предъявляемые к качеству крашения изделий;
• влияние температуры и других факторов на процесс крашения;
• способы корректировки технологических режимов отделки;
• правила ведения и регулирования процессов отварки и крашения, заправки и сшивки ткани, загрузки волокна, полуфабрикатов, ленты, пряжи;
• признаки определения качества крашения;
• режимы крашения, промывки, сушки, отжима, отварки;
• рецептуру и правила приготовления красильных, химических и специальных пропиточных растворов;
• требования, предъявляемые при обслуживании оборудования, работающего под давлением;
• правила пользования паропроводной, водопроводной системами и приборами, работы на аппаратах под давлением;
• устройство обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов, правила ухода за ними;
• инструкцию по очистке, смазыванию и промывке оборудования.
Для красильщика важны интересы к свойствам различных материалов (синтетических и натуральных), воздействию на них химических веществ и красителей. Он должен обладать склонностью к практической деятельности и физическому труду. Также необходимо обладать способностью сохранять работоспособность длительное время в особых условиях труда.
Обучение профессии красильщик проводится непосредственно на производстве. Для этого необходимо иметь общее базовое или общее среднее образование.
Здравствуйте, уважаемая редакция. Меня зовут Влада. В этом году я перешла в одиннадцатый класс и всерьез задумалась о своем профессиональном будущем. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой такая наука, как биоинженерия. Большое спасибо.
Биоинженерия – одно из самых востребованных междисциплинарных направлений современной науки. В ее основе лежат различные биологические, химические и технические науки. Особенно большое значение имеют генетика и информационные технологии.
Биоинженерия (она же биомедицинская инженерия) – это дисциплина, направленная на углубление знаний в области инженерии, биологии и медицины и укрепление здоровья человечества за счет междисциплинарных разработок. В основе биоинженерии – применение технических подходов для решения медицинских проблем в целях улучшения охраны здоровья.
Эта инженерная дисциплина направлена на использование знаний и опыта для нахождения и решения проблем биологии и медицины.
Биоинженеры имеют дело с живыми системами и применяют передовые технологии для решения медицинских проблем. Они участвуют в создании приборов и оборудования, в разработке новых процедур на основе междисциплинарных знаний, в исследованиях, направленных на получение новой информации для решения новых задач.
Интересы биоинженерии весьма обширны – от создания искусственных органов для замены утраченных (биомедицинская инженерия) до разработки генетически модифицированных организмов, например, сельскохозяйственных растений и животных (генетическая инженерия). Среди важных достижений биоинженерии можно упомянуть разработку искусственных суставов, магниторезонансной томографии, кардиостимуляторов, артроскопии, ангиопластики, биоинженерных протезов кожи, почечного диализа, аппаратов искусственного кровообращения и т.д.
Здравствуйте, уважаемая редакция. Подскажите, пожалуйста, в каких учебных заведениях нашей республики можно получить профессию парикмахера. С уважением, Елена.
Профессию парикмахера можно получить в следующих учебных заведениях:
УССО:
• УО «Бобруйский государственный технологический колледж»;
• УО «Брестский государственный колледж сферы обслуживания».
УПТО:
• УО «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания»;
• УО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»;
• УО «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»;
• УО «Могилевский государственный профессиональный лицей № 1»;
• УО «Осиповичский государственный профессионально-технический колледж»;
• УО «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»;
• УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»;
• УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»;
• УО «Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков имени Г.В.Семёнова»;
• УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения»;
• УО «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»;
• УО «Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»;
• УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии»;
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения»;
• УО «Борисовский государственный колледж».
Добрый день, журнал «Кем быть?» Расскажите, пожалуйста, о такой профессии, как летчик. Олег.
Летчик работает в военной и спортивной авиации. Он владеет техникой пилотирования и навигационной подготовки при различных метеорологических условиях.
В должностные обязанности летчика входит:
• умение владеть техникой пилотирования;
• изучение и выполнение требований документов, регламентирующих летную работу и безопасность полетов;
• соблюдение предполетного режима;
• умение анализировать и правильно оценивать метеорологическую обстановку при подготовке к полету и в полете;
• осмотр и прием летательных аппаратов перед полетом в объеме, установленном Руководством по летной эксплуатации (Инструкцией летчика);
• работа над повышением своих теоретических и специальных знаний;
• своевременное заполнение летной документации.
Должен знать:
• Воздушный кодекс Республики Беларусь;
• Правила использования воздушного пространства;
• документы, регламентирующие летную работу и безопасность полетов;
• авиационную технику, практическую аэродинамику;
• Руководство по летной эксплуатации летательного аппарата (Инструкцию летчика);
• аварийно-спасательные средства, авиационную метеорологию;
• тактико-технические данные средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
• Инструкцию по производству полетов на аэродроме;
• правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Очень важно, чтобы человек, избравший профессию летчика, интересовался техникой, управлением движущимся транспортом, физикой, химией, географией, математикой, астрономией, аэронавигацией. Необходима склонность к ответственной, опасной и вредной работе на высоте с большим эмоциональным напряжением. Эта профессия подойдет человеку с техническим мышлением и техническими способностями, богатым пространственным воображение, с хорошей зрительно-двигательной координацией, тонкой наблюдательностью и зрительной памятью, быстрой реакцией, хорошим глазомером, смелостью и находчивостью.
Анна ДЕНИСЕВИЧ