ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ 2015)

Здравствуйте, журнал «Кем быть?» Расскажите, пожалуйста, в чем заключается профессия штукатура, и в каких учебных заведениях Витебской области ее можно получить. С уважением, Фёдор.
Штукатур работает в строительных, ремонтно-строительных, реставрационных организациях, как в городской, так и в сельской местности. Штукатур – квалифицированный рабочий, выполняющий отделку зданий. Занимается приготовлением раствора и мастик. Выполняет покрытие стен и потолков слоем густого известкового раствора, выравнивает поверхности для дальнейшего покрытия краской, лаком, плиткой.
В обязанности штукатура входит выполнение следующих функций:
- • приготовление декоративных растворов и растворов для штукатурок специального назначения по готовым рецептам;
- • ручное и механизированное нанесение штукатурного раствора на поверхности различной конфигурации;
- • отштукатуривание растворами: гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими, термостойкими и рентгенонепроницаемыми;
- • насечка поверхностей вручную и с помощью механизированного инструмента;
- • натягивание металлической сетки по готовому каркасу, обмазка раствором проволочной сетки;
- • процеживание и перемешивание растворов;
- • перетирка штукатурки;
- • приклейка листов сухой штукатурки по готовым маякам и прибивка их к деревянным поверхностям;
- • отделка откосов сборными элементами;
- • затирка отделочного слоя с помощью механизмов и вручную;
- • торкретирование поверхностей с защитой их полимерами;
- • устройство цементно-песчаных стяжек под кровли и полы;
- • установка приборов жилищной вентиляции с проверкой их действия и укрепление подвесок и кронштейнов;
- • нанесение на поверхность декоративных растворов и их обработка вручную и механизированным инструментом;
- • ремонт обычных, особо сложных штукатурок и штукатурок специального назначения;
- • ремонт и покрытие штукатуркой поверхностей при реставрации старинных зданий, сооружений и памятников архитектуры.
Штукатур должен знать:
- • требования, предъявляемые к качеству штукатурных работ и применяемых материалов;
- • виды и свойства основных материалов и готовых сухих растворных смесей, применяемых при производстве штукатурных работ;
- • назначение и способы применения ручного и механизированного инструмента, а также различных приспособлений;
- • составы мастик для крепления сухой штукатурки;
- • виды и свойства замедлителей и ускорителей схватывания растворов;
- • способы устройства вентиляционных коробов;
- • технологию и способы выполнения декоративного и специального оштукатуривания поверхностей;
- • требования, предъявляемые к качеству штукатурных работ и беспесчаной накрывке поверхностей;
- • правила разметки и разбивки поверхности фасада и внутренних поверхностей;
- • методы выполнения художественной штукатурки;
- • способы ремонта и покрытия штукатуркой поверхностей при реставрации.
Человек, избравший профессию штукатура, должен обладать хорошей координацией движений, точным линейным глазомером и наглядно-образным мышлением. Кроме того, работа штукатура потребует от мастера наличия таких личностных качеств, как:
- • внимательность;
- • ответственность;
- • художественный вкус;
- • тактильная чувствительность;
- • отличное цветоразличение;
- • развитая память;
- • терпение;
- • находчивость;
- • исполнительность;
- • пунктуальность;
- • коммуникабельность;
- • уравновешенность;
- • аккуратность.
Обучение профессии штукатура осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования или непосредственно на производстве в результате профессиональной подготовки. Для прохождения обучения необходимо иметь общее базовое или общее среднее образование.
Профессию штукатура можно получить в следующих учебных заведениях Витебской области:
- УО «Борковичский государственный профессиональный лицей строителей»;
- УО «Видзовский государственный профессионально-технический колледж»;
- УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;
- УО «Витебский государственный индустриально-строительный колледж»;
- УО «Новолукомльский государственный профессиональный лицей строителей»;
- УО «Новополоцкий государственный профессионально-технический колледж строителей»;
- УО «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж»;
- УО «Полоцкий государственный профессиональный лицей строителей»;
- УО «Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства».

Добрый день, уважаемая редакция! Меня зовут Марина Владимировна. Мне хотелось бы с вами посоветоваться. Стоит ли тратить время детей на занятия в кружках? Ведь после этого у них не остается времени на выполнение домашнего задания. Может быть, посещать внешкольные учреждения вовсе не обязательно? Насколько увлечение и профессия связаны между собой?
Увлечение может стать профессией, а профессия может быть увлекательной. Идеальным вариантом для человека является ситуация, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще, а к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если вы умеете делать своими руками красивые вещи, шить, вкусно готовить, выращивать цветы, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, любите ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцевать, то вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое ваше хобби может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи сейчас предоставляют широкий выбор форм и направлений занятий, способствующих развитию способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению. Основные направления работы учреждений дополнительного образования – художественно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное. Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных видах творчества и в конечном итоге выбрать то, что ему нравится. Для кого-то занятия в кружках станут полезными хобби, а для кого-то – основой для выбора будущей профессии. Довольно часто дети, занимающиеся во внешкольных учреждениях, делают профессиональный выбор в соответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. К тому же, большинство учреждений дополнительного образования предоставляют свои услуги бесплатно.
Таким образом, советуем решить, стоит ли тратить время на занятия в кружках или нет, предварительно взвесив все факторы: объем школьной нагрузки, количество свободного времени, наличие желания и т.п.

Здравствуйте, редакция журнала «Кем быть?» Скажите, пожалуйста, в каких учебных заведениях Брестской области готовят швей. С уважением, Оксана.
- УО «Барановичский государственный колледж легкой промышленности»;
- УО «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания»;
- УО «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности»;
- УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»;
- УО «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»;
- УО «Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»;
- УО «Пинский профессионально-технический колледж легкой промышленности».