КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Вопрос-ответ
    • »
    • Ответы на вопросы читателей («Промышленная теплоэнергетика», трудовой арбитр, инженер водного транспорта, «Компьютерная безопасность», мастер производственного обучения)

    Ответы на вопросы читателей («Промышленная теплоэнергетика», трудовой арбитр, инженер водного транспорта, «Компьютерная безопасность», мастер производственного обучения)

    Добрый день, уважаемая редакция. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой специальность «Промышленная теплоэнергетика» и в каких высших учебных заведениях ее можно получить. Какие требования предъявляются к таким специалистам и где впоследствии можно будет трудоустроиться? Заранее благодарен.

    Сергей Эдуардович

    Промышленная теплоэнергетика – раздел энергетики, включающий совокупность средств, способов и методов инженерной деятельности, предназначенных для производства, преобразования, передачи, распределения и использования энергии в виде теплоты применительно к промышленным предприятиям.

    Подготовка специалистов по данной специальности предусматривает глубокое изучение вопросов технической термодинамики, теории тепло­ и массообмена, гидроаэродинамики, знание которых необходимо не только для освоения прикладных дисциплин специальности в области теплоэнергетики, но и позволяет легко ориентироваться в промышленных технологиях различного профиля (металлургии, химии, нефтехимии, машиностроения, производства стройматериалов, переработки газообразного и твердого топлива и т. п.).

    Во время обучения студенты учатся проектировать, разрабатывать и эксплуатировать теплоэнергетические и теплотехнологические установки, системы энергоснабжения, системы производства и распределения энергоносителей.

    Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

    • проектная, техническая и технологическая документация;
    • системы стандартизации;
    • теплоэнергетические системы;
    • системы топливо­ и теплоэнергоснабжения;
    • тепломассообменные и высокотемпературные технологии;
    • энерготехнологии, аппараты и технические устройства.

    После окончания высшего учебного заведения выпускники работают инженерами в службах главного энергетика, в подразделениях теплового хозяйства предприятий различного профиля, на котельных и тепловых электрических станциях (в том числе атомных), на компрессорных и газоперекачивающих станциях. Они обслуживают газо­ и теплораспределительные подстанции, установки по производству технологических атмосфер (углекислого газа, кислорода, азота), сушильные и термические печи, тепло­массообменные аппараты.

    Инженеры­теплоэнергетики также занимаются проектированием, наладкой теплофикационных установок и систем энергоснабжения, трансформации теплоты, кондиционирования воздуха как на промышленных предприятиях, так и в жилищно­коммунальном хозяйстве.

    Специальность «Промышленная теплоэнергетика» вы можете получить в Белорусском национальном техническом университете и в УО «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого».

     

    Здравствуйте. Меня зовут Евгения. Расскажите, пожалуйста, кто такой «трудовой арбитр». Спасибо.

    Арбитр (трудовой) – должностное лицо, наделенное правом в установленном порядке разрешать коллективные трудовые споры. Арбитрами (трудовыми) могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, иные лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности.

    Основной задачей трудового арбитра является разрешение коллективных трудовых споров.

    Председатель Республиканского трудового арбитража, его заместитель, руководители структурных подразделений арбитража являются по должности арбитрами (трудовыми) и выполняют свои обязанности на штатной основе. Внештатные арбитры приглашаются на работу в соответствии с кадровым реестром арбитров, составленным Республиканским трудовым арбитражем. Полномочия арбитра (трудового) устанавливаются специальным документом (удостоверением), которое выдается Республиканским трудовым арбитражем.

    В должностные обязанности арбитра (трудового) входит:

    • разрешение споров в соответствии с законодательными и другими нормативно­правовыми актами Республики Беларусь (законами, декретами, указами, положениями, уставами);
    • объективное, честное и беспристрастное разрешение споров с соблюдением норм служебной этики;
    • рассмотрение всех аспектов конфиденциально;
    • изучение причин и условий, способствующих возникновению споров;
    • содействие взаимопониманию и примирению сторон;
    • представление сторонами спора равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов;
    • разрешение споров с учетом интересов, мнения и предложений сторон трудового спора;
    • внесение предложений по мирному разрешению споров, устранение причин и условий, способствующих возникновению споров;
    • рассмотрение споров в установленные законодательством сроки;
    • неразглашение информации, составляющей государственную и коммерческую тайну;
    • представление решения по существу спора в Республиканский трудовой арбитраж в течение трех дней после завершения спора;
    • контроль выполнения решений арбитража, обязательных для сторон.

    Арбитр (трудовой) имеет право:

    • беспрепятственно (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещать республиканские органы государственного управления, местные органы и т. д., знакомиться с документами, необходимыми для рассмотрения споров, и получать соответствующие объяснения от должностных лиц;
    • требовать от государственных органов, сторон спора, а также должностных лиц документы и иные доказательства, необходимые для разрешения спора;
    • назначать экспертизу;
    • представлять государственным органам, другим нанимателям информацию о нарушениях законодательства, выявленных при рассмотрении споров, с рекомендациями об их устранении;
    • запрашивать информацию от государственных органов, научных учреждений, информационных центров и иных организаций, необходимую для рассмотрения споров;
    • отказаться от рассмотрения спора при наличии уважительных причин.

    Успеху в деятельности арбитра способствуют следующие качества личности: принципиальность; ответственность; честность; добросовестность; настойчивость; вдумчивость; объективность. Ему необходимо обладать обширными знаниями в различных областях экономики, быть весьма эрудированной личностью. Спектр интересов арбитра распространяется, в первую очередь, на такие правовые дисциплины, как хозяйственное, административное право, трудовое законодательство, а также на ряд экономических дисциплин: бухгалтерский учет, экономический анализ, финансирование и кредитование.

    Должность арбитра (трудового) подойдет человеку, склонному к умственному роду деятельности, сопряженному с анализом создавшейся ситуации. Особое значение для успеха в деятельности имеет способность быть объективным, беспристрастным при решении различных споров и конфликтов, коммуникабельным при общении с людьми.

     

    Добрый день, журнал. Объясните, пожалуйста, в чем заключается работа инженера водного транспорта? Где можно получить соответствующее образование? Заранее благодарен.

    Арсений

    Инженеры водного транспорта подготовлены к выполнению проектно­конструкторской, конструкторско­технологической, организационно­управленческой, производственно­технологической, технико­эксплуатационной и научно­исследовательской профессиональной деятельности. Могут работать как в проектных бюро, так и на открытом воздухе, в цехах.

    Проектно­конструкторская, конструкторско­технологическая и научно­исследовательская деятельность осуществляется с использованием персонального компьютера, чертежных принадлежностей, нормативной документации и литературы.

    Организационно­управленческая деятельность предполагает работу с персоналом предприятия и руководящими органами, работу с нормативными документами, решением организационных вопросов по управлению производством и обеспечению экономически выгодных взаимодействий с партнерами.

    Производственно­технологическая и технико­эксплуатационная деятельность связана с производством и ремонтными работами судов, эксплуатируемых в организациях внутреннего водного транспорта (работа на станках по изготовлению деталей, работа на слипе по ремонту, очистке, окраске судна).

    Каждый инженер имеет дело с техникой, с техническими объектами и техно­логическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение. Труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей. Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, так как от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.

    Должен знать:

    • нормативные материалы по вопросам выполняемой работы;
    • перспективы технического развития и особенности деятельности организации;
    • принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойств;
    • системы и методы проектирования;
    • принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
    • основы изобретательства; основами технической эстетики и художественного конструирования;
    • организацию и технологию ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования;
    • порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации;
    • правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;
    • требования организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования;
    • технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции;
    • виды брака и способы его предупреждения;
    • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
    • основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
    • действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации;
    • методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
    • достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области деятельности;
    • основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

    Подготовка специалистов водного транспорта с высшим образованием осуществляется на кафедре «Гидравлика» в Белорусском национальном техническом университете по специальности «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» с квалификацией «инженер», с правом занятия таких первичных должностей как инженер, инженер­исследователь, инженер­механик (механик), инженер­технолог.

     

    Добрый день. Меня зовут Кирилл. Через год я оканчиваю школу. Мне нравится заниматься всем тем, что связано с компьютерами. Хочу, чтобы вы рассказали мне о такой специальности, как «Компьютерная безопасность». Какие функции выполняют специалисты данной специальности? Большое спасибо.

    Компьютерная безопасность – область знаний, охватывающая модели, методы, программные, аппаратно-­программные средства, системы защиты информации при ее обработке, хранении и передаче с использованием информационных технологий и компьютерных систем.

    Объектами профессиональной деятельности специалиста являются модели, методы, программные, аппаратно­программные средства, системы защиты информации при ее обработке, хранении и передаче с использованием информационных технологий; математические методы решения задач естествознания и техники; математическое, программное и аппаратное обеспечение современной вычислительной техники и систем телекоммуникаций.

    Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения в области разработки, внедрения и эксплуатации программных, аппаратно­программных средств и систем защиты информации; осуществления контроля за их использованием; выполнения и/или организации оценки безопасности эксплуатируемых средств и систем защиты информации, разработки физических и математических моделей явлений, процессов или систем при организации защиты информации; выбора необходимых методов исследования, модифицирования существующих, разработки новых методов и применения их для решения поставленных задач при организации защиты информации и др.

    В число основных функций специалистов входят: компьютерное управление техническими системами и технологическими процессами; компьютерное моделирование и оптимизация параметров функционирования технических систем и технологических процессов; компьютерное проектирование технических систем и технологических процессов; обработка, анализ и систематизация информации научно­технического, производственного и коммерческого характера с помощью компьютерных средств, ее адресная передача по информационным сетям, создание технической и организационно­методологической базы информационного обеспечения административного управления производственной деятельностью.

    В обязанности специалистов входит: проведение научных исследований по направлениям создания вычислительной техники, компьютерных систем и сетей, а также их практическое использование, включающее компьютерную архитектуру и дизайн, структуру данных и баз данных, разработку алгоритмов, создание искусственного интеллекта и промышленных робототехнических систем и комплексов; оценка, планирование и разработка структуры программного и технического обеспечения для специального применения; разработка, печатание, проверка и обслуживание компьютерных программ; подготовка научной документации и отчетов.

     

    Здравствуйте, журнал «Кем быть?». Расскажите, пожалуйста, в чем заключается работа мастера производственного обучения. Заранее благодарна.

    Ксения

    Основной задачей мастера производственного обучения учреждения образования (кроме высшего учебного заведения) является обучение учащихся в соответствии с требованиями стандартов к уровню освоения базовых программ производственного обучения.

    В его должностные обязанности входит выполнение следующих основных работ:

    • разработка планов учебно­производственного обучения;
    • подготовка оборудования, инструмента, рабочего места к проведению практических занятий;
    • подбор учебно­технической документации;
    • подбор видов и номенклатуры учебно­производственных работ, необходимой учебно­технологической документации для их выполнения;
    • нормирование учебно­производственных работ;
    • заполнение инструкционных и технологических карт;
    • участие в работе по подготовке договоров с организациями на проведение учебно­производственных работ и осуществление контроля за их выполнением;
    • формирование умения и навыков работы у учащихся в условиях различных форм организации труда;
    • содействие в освоении учащимися современной техники и технологии производства, передовых методов труда, профессионального мастерства;
    • профориентация и подготовка учащихся к сдаче квалификационных экзаменов;
    • учет успеваемости и контроль за качеством выполняемых работ;
    • содействие развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, рационализаторских способностей;
    • обеспечение сохранности материально­технической базы;
    • составление заявок на необходимое оборудование; осуществление учебно­воспитательной работы с учащимися во внеурочное время, индивидуальных занятий, кружков технического творчества, занятий по профессиональным интересам и др.;
    • обеспечение соблюдения учащимися правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
    • проведение работы по профилактике производственного травматизма;
    • участие в работе методических объединений, семинаров и систематическая работа над повышением своего профессионального уровня.

    Чтобы быть успешным в своей деятельности, мастеру производственного обучения необходимо призвание, то есть сочетание конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей. Важна любовь к подросткам, склонность к обучению и воспитанию. Кроме этого, важны развитые интересы не только в области своей профессии, но и в области педагогики, психологии, вопросам методики обучения.

     

    Анна ДЕНИСЕВИЧ

     

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia