Монтессори-педагогика – система воспитания, появившаяся еще в начале XX века. Ее главный принцип – свободное, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка. Наиболее популярной она стала после Второй мировой войны. Сегодня по всему земному шару создаются ассоциации педагогов Монтессори, а в Нидерландах по этой системе работают около 30 % всех школ.
История становления педагогики Монтессори в Беларуси отличается от других стран. Активное распространение этой системы на территории нашей страны началось в 80-х годах прошлого века, однако сейчас она так и не установилась. Кроме этого: многие ничего не знают о таком способе воспитания. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социально-психологической реабилитации «ДРОЦ «Ждановичи» Елена Лабуда рассказывает, чем отличается группа, работающая по системе Монтессори, от обычных групп в детских садах и на каких принципах основана эта система.
Впервые Монтессори-группу я увидела в Могилеве. В ней было 26 человек. Каждый знал, чем хочет заниматься, брал нужные материалы в оборудованных рабочих зонах, аккуратно ставил их на место после занятия. И эта упорядоченность, увлеченность, это спокойствие диссонировали с шумом обычных детских садов. И вот почему: традиционно все дети занимаются одним и тем же делом. Им говорят: «Сейчас мы будем лепить». Пусть пять из них действительно хотят этого, а остальные двадцать – нет. В Монтессори-группах дети выбирают занятие сами. Поэтому почти сразу определяются наклонности ребенка, то, к чему лежит его душа.
Все материалы скомпонованы по зонам и нацелены на развитие определенных умений. Есть сенсорная зона, лингвистическая, бытовая, зона математики, зона «Земля – человек». Нужно, чтобы дети понимали: это не игрушки, а материал для занятий.
Во второй половине дня, когда Монтессори-занятий нет, проходят дополнительные занятия: музыка, физкультура, театр. Есть возможность поиграть. То, в какую зону ребенок чаще идет заниматься, показывает его предрасположенность. У нас есть девочка Ира, она уже прекрасно знает состав числа 10 в 3,5 года. А Осип знает названия животных и рыб океана. Дети осмысливают информацию, закрепляют ее, рисуют и лепят – развиваются творчески. Они просто развиваются. Не отбывают время в саду, а развиваются.
Дети все закрепляют в кружках. До занятий они вместе с педагогом рассаживаются на ковриках, разговаривают о том, что будут делать сегодня, обсуждают погоду. В кружке после занятий они делают своеобразные доклады, отчеты о том, что узнали за день.
Система Монтессори способствует развитию сенсорных зон, поэтому, занимаясь в такой среде, дети мыслят активно, и к первому классу школы они уже умеют писать. Сначала дети трогают шершавые буквы пальцами, пытаются в лотке с манкой рисовать рукой, потом пишут карандашом или ручкой.
Удивительно вот что: дети, научившись писать, лишь потом делают большое открытие: то, что ты сам написал, можно прочитать. Обычно наоборот: ребенка заставляют учить буквы, читать по слогам. Система Монтессори предполагает, что ребенок поймет это сам – и это будет его личным открытием. Каждое открытие ребенка – его личное достижение, его заслуга.
Одно из самых важных умений, которое дает Монтессори-педагогика, – умение проговаривать свои эмоции, свои желания и вопросы. Дети понимают, что если им что-то не нравится, если кто-то обидел, можно просто сказать: «Пожалуйста, не делай так, мне неприятно», если нужна помощь: «Пожалуйста, помоги мне». Дети учатся говорить о своих чувствах, учатся понимать их. Если ребенок плачет, важно вместе с ним разобраться, почему. Когда он понимает, почему это происходит, тут же появляется осознание, как с этим справиться. В нашей группе есть девочка Аня. Бывало, ей хотелось к маме, и она тут же начинала плакать. Сейчас она расстроится, поплачет и скажет сама себе: «Ой, я буду глубоко дышать». Уже в 3 года она учится управлять своими эмоциями.
Дети – такие же люди, как взрослые. Это не существа с другой планеты. Это люди, и с ними надо общаться точно так же, как мы общаемся с вами, то есть на равных. Только так. Детей не заставляют есть самостоятельно. С ними договариваются, находят компромисс, как со взрослым.
Неимоверно важную роль в воспитании детей играет воспитатель. В работе с детьми его не видно, а зачастую и не слышно. Но он всегда рядом, он направляет.
Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». Его задача – не просто знать эту систему, а выполнять свои функции добросовестно. Важно, чтобы воспитатель рос вместе с детьми, чтобы он понимал, в каком ключе развивать ребенка.
Очень много постулатов, которые помогают решить сложные житейские детские проблемы: проблемы детских кризисов, проблемы взросления, проблемы отрыва от родителей. Именно поэтому роль педагога колоссально велика. Когда собираются родители, воспитатели и все те, кто заинтересован в этой системе, эта группа превращается в большую семью.
Некоторых родителей не устраивает, что в Монтессори-садах группы разновозрастные. Но дети гораздо больше запомнят и возьмут от своего друга, чем от воспитателя. Старший ребенок – авторитет для младшего. В могилевской группе мы видели такую картину: шестилетний мальчик объяснял трехлетнему, что такое Марианская впадина. Он показывал ее на карте, рассказывал, какая у нее глубина. Не каждый ребенок начальных классов и не каждый взрослый знает, где находится Марианская впадина. Старшие дети помогают малышам обуться, одеться, спуститься или подняться по лестнице. Взаимовыручка, умение общаться друг с другом – это очень дорогого стоит.
Родители приводят малышей в 2,5 года в группу и говорят: «Он с чашечки не пьет, сам не ест». Воспитатель отвечает «А мы не кормим». Мама в шоке уходит. А через два дня наблюдает картину: ребенок ест ложкой сам.
Конечно, в воспитании большую роль играют и родители. И для блага ребенка, они должны быть заодно с воспитателем. Некоторые родители не понимают, что дома нужно поддерживать систему, правила, которые в ней существуют. Мы всем родителям предлагаем книги по теме. Многим нужно время, чтобы принять эту педагогику.
Я думаю, мы уже пришли к пониманию, что назиданием умное и перспективное поколение не вырастить. Человек только тогда достигнет больших высот, когда он сам захочет этого, когда сам захочет развиваться.
Сколько бы ты ни заставлял ребенка учиться, результата не будет. Если есть интерес, желание – тогда будет результат. И система помогает эту заинтересованность определить в раннем возрасте. Учит ребенка понимать, что он сам должен дойти до сути, а не на блюдечке с голубой каемочкой ему обязаны все принести. И чем быстрее это поймут родители, тем лучше.
Сегодня существует очень много направлений в воспитании, и система Монтессори однозначно имеет место быть и развиваться. Я уверена, найдутся профессионалы, которые ее усовершенствуют и будут продвигать.
Хотелось бы, чтобы ассоциация Монтессори-групп и педагогов возникла и в нашей стране. Это даст возможность подпитываться друг от друга, конкурировать и становиться лучше.
Анна БЕЛЬСКАЯ