Чтобы поверить своему сердцу и направиться в неизвестное, нужна отвага. Однако наша героиня нашла в себе силы последовать за мечтой. Талантливый керамист Наталия Гузева начинала свой путь с аренды стола в одной из мастерских. Сегодня она выполняет заказы для крупных ресторанов России и СНГ и дает мастер-классы. Она расскажет, каким был ее профессиональный путь, с какими трудностями пришлось столкнуться и как создает свои изделия.
Модельер или дизайнер интерьера?
Искусство пришло в мой мир в раннем детстве, когда я разрисовывала обои в нашей квартире. В 6 лет мама отправила меня в художественную школу. Пожалуй, именно тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь с творчеством.
Сначала я планировала стать модельером, потом задумалась о профессии дизайнера интерьеров. Первый вариант со временем отпал сам собой. Не стала заниматься и дизайном интерьеров, так как чтобы трудиться в этой сфере, нужно постоянно работать в специальных компьютерных программах. Я не настолько усидчива, чтобы спокойно часами сидеть за рабочим столом, создавать интерьер и доводить его до идеала. Кстати, я в совершенстве владею программами ArchiCAD, AutoCAD, 3ds Max и тому подобными: меня это порой выручает в керамике. Но постоянно этим заниматься не хочу.
Спасибо большое родителям за то, что не ограничивали меня в выборе профессии и не заставляли получить сначала «базовую профессию». Сейчас я понимаю, что бухгалтер или юрист из меня вышел бы никакой.
Ростовская Академия Архитектуры и Искусства
Я поступила в художественный вуз. Ростовская академия архитектуры и искусства – это единственное учебное заведение в моем городе, которое связанно с искусством. Именно поэтому я решила поступить в это учебное заведение, и оно зажгло во мне страсть к керамике.
Кстати, на факультет керамики я попала случайно. Жизнь сама направляла меня в нужное русло. В университете был огромный конкурс, особенно на курс по дизайну интерьера. Именно на этот курс я поступала. Было очень обидно, когда мне не хватило всего одного балла, чтобы пройти. Тогда мне предложили пойти на курс декоративно прикладного искусства. И я подумала: «Почему бы и нет?».
Когда я поступила на факультет керамики, я не совсем хорошо представляла, что это за направление и чему нас будут учить. Некоторое время я даже планировала перевестись и изучать графический дизайн. Но по мере знакомства с миром керамики я настолько влюбилась в этот вид искусства, что все мои сомнение отпали и я уже не мыслила себя в другом деле.
В нашем университете работали уникальные и талантливые преподаватели. Их объем знаний, профессионализм и умения дали мне и многим моим сокурсникам огромную уверенность в правильности своего выбора. Особенную благодарность я испытываю к Вере Елизаровне, которая начала преподавать у меня, когда я училась на 3 курсе. Она перевернула мой взгляд на керамику. В то время меня привлекала черно-белая керамика с минимальным количеством художественных украшений. В общем, именно такие изделия были тогда в тренде. Но преподаватель раскрыла для меня мир глазурей, показала, как работать с цветом, эффектами и химическими составами. За это я благодарна ей до сих пор: это определило мой почерк как мастера, и я нашла себя.
Еще одна история, которая оставила след в моей памяти, также связана с уникальным преподавателем из академии – Жанной Ивановной Заболотной. Она была руководителем моей дипломной работы, которую я создавала на тему «Балетные сезоны Дягилева». Жанна Ивановна – человек яркий, харизматичный и авторитетный. Она видела мой проект цветным и живописным. Но мне хотелось передать жемчужную эпоху 20-х годов в благородных монохромных, белых и серебряных оттенках, и приняла решение создать огромное интерьерное зеркало в этой палитре. Было много споров, бессонных ночей и пролитых слез. Итог – полное отсутствие желания работать над проектом согласно ее видению. Но мне удалось взять ее измором буквально за неделю до защиты. Накал страстей дошел до такой степени, что мое изделие в прямом смысле слова взорвалось в печи. Пришлось по частичкам склеивать шедевр. Комиссия выделила мой проект как один из лучших на курсе благодаря нюансам и тонкостям передачи атмосферы эпохи того времени. Я ликовала! Это была победа!
Начало творческого пути
После Академии я практически сразу переехала в Москву. Проработав три месяца в продажах, поняла, что мое призвание – керамика.
Для начала разместила объявление в интернете о том, что нахожусь в поиске места для керамической мастерской. Мне повезло: на следующий день мне позвонили с предложением. Я была безумно рада. Девиз моего дела был «Делать непримитивное из примитивного». Через мои руки проходили десятки гипсовых форм. Для каждой я старалась находить нестандартную идею и воплощение. Моей целью было наработать качественное, профессиональное портфолио. В этом также помогали первые приглашения на проведение детских мастер-классов на арт-пространствах города.
Конечно, сначала было страшно. Зажмурив глаза, я арендовала крохотный столик в студии на севере столицы. Когда я начинала свою компанию, у меня было 50 тысяч рублей в кармане. Что такое эти деньги для Москвы? Ничего. Маленький человечек с большими амбициями задумал совершить нереальное.
Трудности на пути
Главным моим препятствием стало отсутствие знаний о раскрутке бренда. Каждый творческий человек должен пройти это путь. Я ведь художник, а не менеджер или маркетолог. Поэтому мне было сложно заявлять о себе, рекламировать изделия. Я совсем не знала, как это делается. Поэтому читала очень много литературы в интернете. Методом проб и ошибок работала над продвижением продукции. Это сегодня у нас керамический бум, есть очень много коллег, море информации. А когда я начинала, мало кто знал, что такое керамика.
Источники вдохновения
Меня очень вдохновляют природа и путешествия в разные страны. Особенно повлиял Парижский Лувр с работами древних мастеров. Помню, я пробыла почти весь день на нижних этажах, где выставлены работы ремесленников. На верхние этажи с живописью я поднялась лишь на пару часов. Было очень интересно вживую видеть все, что мы изучали в институте на истории искусства и на истории декоративно прикладного искусства, вспоминать эпохи, стили, техники изготовления.
Вдохновляют также необыкновенные и одновременно простые и жизненные истории обычных людей. Еще нравится наблюдать за достижениями современных художников-керамистов в России и за рубежом.
Индивидуальные заказы
Основное направление моей работы – создание посуды для дизайна интерьера в ресторанах. Мы с ресторатором стараемся уйти от обыденности и банальности в мироощущение и мировоззрение клиента, поэтому все заказы получаются индивидуальными, особенными. Ведь когда мы посещаем ресторан, то стремимся получить наивысшее наслаждение от слияния творчества архитекторов, дизайнеров интерьера, обслуживающего персонала и шеф-поваров, а это не произойдет, если атмосфера и окружающие предметы будут похожими на что-то, что есть повсюду.
История европейской культуры слишком велика и насыщена. Поэтому я принципиально работаю в России и странах СНГ. Здесь есть потребность в красоте, поэтому и тяга к прекрасному набирает новые обороты. Можно сказать, мы вершим «новейшую» историю.
Кроме создания посуды, я участвую в эксклюзивных частных проектах, связанных с экстерьером жилых зданий, интерьеров, делаю светильники.
Сегодня у меня выработан фирменный стиль. Также я создаю спирали и раковины из фарфора для интерьера. Приятно видеть подражание молодых керамистов в этом направлении.
Достоинства и недостатки занятия керамикой
Преимущество моей работы в том, что каждый наш проект уникален независимо от того, с кем мы работаем: с большим рестораном или небольшой провинциальной кондитерской. Каждый проект мы выполняем с душой.
Каждый частный интерьер – это совместная уникальная работа с дизайнером. Керамика находит свое место и подчеркивает особенности интерьера: красоту зеркал, панно, каминов, ванных комнат и т. д.
Минусом работы можно считать нагрузку. Керамика – трудоемкий процесс, на это нужно тратить много энергии и сил. Но оно того стоит!
Процесс создания изделий из керамики
Создание изделия начинается с лепки. На это примерно уходит 2-3 дня с учетом времени, в течение которого изделие сохнет естественным образом. После чего оно проходит этап шлифовки и оправки. Далее вещица отправляется на первый высокотемпературный обжиг, в профессиональной сфере он называется «утильный».
Как только изделие прошло первый этап, можно приступать к глазури. Результат цветового решения в моей работе непредсказуем, и если со стороны кажется, что она проста в исполнении, то это глубокое заблуждение. Чтобы добиться красивых переливов и смешения цветов, я предварительно делаю целый ворох пробников для того, чтобы понять и увидеть, что будет происходить при взаимодействии разной глазури друг с другом. Одна и та же глазурь при взаимодействии с новой может повести себя совершенно не так, как вела себя раньше.
Быстро научиться удачно и правильно смешивать глазурь практически невозможно. В этом и заключается задача керамиста: методом проб и ошибок понять, какую глазурь взять, как накладывать, какую толщину слоя выбрать, каким методом наносить…
После глазурования наступает следующий этап, когда изделие проходит еще одни высокотемпературный обжиг – политой. Один обжиг в среднем длится одни сутки. Для некоторых изделий требуется третий обжиг, если нужна какая-то роспись надглазурными красками или работа с люстровыми оксидами металлов.
Как видим, на производство каждого изделия уходит минимум 7-8 дней. И это если заниматься только одним заказом, что чаще всего не совпадает с реальностью. Обычно я работаю над несколькими заказами одновременно, поэтому количество дел растет в геометрической прогрессии. Поэтому для меня реальный и комфортный срок выполнения заказа – это 1 месяц.
Рабочее место
Как я уже говорила, в начале я арендовала столик у коллеги практически с пустыми руками. Купила мешок гипса, 10 килограмм глины и пару баночек глазурей. Позже накопила денег и купила свою первую маленькую печь для обжига. Постепенно мастерская заполнялась работами, стало тесно. Пришло время переезжать в отдельную мастерскую.
На новом рабочем месте я оказалась только с одной печью и работами, что успели накопиться. Не было даже мебели. Не было и денег, чтобы все это купить, ведь я все сбережения потратила на печь. Повезло, что на производственной территории, куда я переехала, постоянно что-то выкидывают соседние мастерские. Мне быстро удалось найти себе и столы, и стулья, и даже стеллажи. Эта мебель была старенькой и ветхой, но с этим уже можно было работать.
Со временем я приобрела хорошую удобную мебель, стеллажи и шкафы для посуды. Появилось и оборудование: компрессоры и краскопульты, аэрограф, раскаточный стол и даже гипсомодельный станок. Очень не хватает гончарного круга, но пока без него обхожусь.
Не знаю, как у других, но у меня рабочий кабинет – это творческое пространство. Из-за катастрофического отсутствия времени (правда, друзья говорят, что все дело в спонтанном характере) в мастерской царит творческий хаос. Кусочки шоколада, пирамиды из множества чайных кружек повсюду… Зато у меня все под рукой – для удобства.
Продвижение продукции
Керамика – это мой основной заработок. Время расписано по минутам, как у президента. У меня нет своей техники по тайм-менеджменту. Однако отсутствие методики по распределению времени мне совершенно не мешает: я успеваю и работать, и проводить время с семьей.
С моей продукцией знакомятся в профилях в инстаграмм и вконтакте. Сейчас мы занимаемся созданием нового профессионального сайта.
Также я принимаю участие в маркетах. Очень помогает в продаже продукции именно сарафанное радио. Практически все мои клиенты возвращаются и приводят своих друзей.
Кроме того, я провожу платные мастер-классы по вдохновению. Это двухдневные занятия, этакий керамический интенсив, на котором мы детально изучаем весь процесс создания керамического изделия, работаем с глинами и глазурями. Мои мастер-классы рассчитаны на людей с нулевым уровнем владения искусством керамики, приглашаю всех, кто старше 15 лет, так как с детьми я не работаю. Каждый, кто даже не держал ни разу кусок глины в руках, может научиться делать очень красивые вещи. Приходят в основном взрослые девушки и парни, которые хотят ощутить, каково это – создать посуду для себя.
Команда
Я тружусь не одна: у меня есть помощники, которые популяризируют мое направление в интернет-пространстве, участвуют в различных хендмейд-фестивалях и маркетах. У нас есть много идей и планов, но пока рано говорить об этом.
Развитие
Я пока не стремлюсь к созданию своей школы керамики. Сейчас в приоритете создавать керамику, а не передавать знания… Я подумаю об этом завтра. Сегодня развитие своего направления вижу в производстве продукции в заводском масштабе.
Дам банальный совет начинающим керамистам: избавьтесь от страхов, идите вперед даже с зажмуренными глазами и верьте в себя.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ