Декорировать свадьбы Анастасия Булкина начала пять лет назад. Тогда девушка работала маркетологом в рекламной компании и абсолютно ничего не знала про свадебный бизнес. На открытие своего дела ее вдохновила подруга, которая занималась любимым хобби и при этом хорошо зарабатывала. Глядя на успех подруги, Анастасия начала анализировать различные сферы, в которых могли бы пригодиться ее навыки. Наиболее выигрышной на фоне многочисленных вариантов была идея декорировать свадьбы. В этом начинании Анастасию поддержал муж. Сейчас их «семейное дело» превратилось в успешную студию декора «Bulkini».
Мы решили узнать историю этого бизнеса «с нуля», чтобы понять, где найти первых клиентов и как правильно применять маркетинговые уловки в свадебной индустрии.
– В то время я еще работала маркетологом. Поэтому первым делом начала анализировать рынок. Поняла, что это прибыльное дело. Но искать первых клиентов и продвигать бизнес сразу было нелегко. Тогда мы просто сделали группу «Вконтакте», так как другие соцсети еще не были так популярны. И буквально за несколько недель нашли сразу три свадьбы в одни выходные. Но какими только способами мы не пытались найти этих клиентов. Сначала старались максимально высылать коммерческие предложения молодым людям, у которых «Вконтакте» был статус «помолвлен». Но процент попадания в цель был очень низким. Потом принялись мониторить группы салонов свадебных платьев и писать девушкам, которые на тот момент интересовались ценой на наряды. Постепенно таким замысловатым образом начали появляться первые молодожены, которые были заинтересованы в невысокой цене на украшение своего торжества. Позже к поиску клиентов стали привлекать программиста, который помогал автоматически составлять списки людей, которые в соцсетях интересовались свадебными темами. А спустя год работы у нашей студии появился сайт, который позволил многократно увеличить число клиентов.
Поскольку изначально своего портфолио у нас не было, группу наполняли фотографиями декора из интернета. Но при этом мы никогда не писали, что это наши проекты. Указывали, что готовы взяться за изготовление такого украшения, а фото – лишь наглядный пример. Мы и сейчас крайне редко можем позаимствовать некоторые идеи, например, на Pinterest, но всегда с пометкой на источник фото.
Мы начали работать в конце сентября 2013 года. Я подумала, что это идеальное время, чтобы научиться всему и к первому сезону быть во всеоружии. Одновременно начинали работать в Минске и в регионе. Я родом из Островца, поэтому развивать бизнес решили в моем родном городе, а также в Сморгони и Ошмянах.
Первоначальный капитал ($1000) мы вложили в ткани, конструкции, столики, ширмы и прочее. Я умела шить, и это было мне на руку. Самостоятельно отшивала все декоративные элементы. Но впрок мы никогда ничего не делали. Когда с невестой заключался договор на определенный дизайн в наиболее привлекательной цветовой гамме, я демонстрировала ей образцы тканей от поставщиков, а уже потом закупала метров 60 ткани и бралась за дело. Так постепенно формировался запас готовых работ. Сейчас у нас уже более 50-ти комплектов различных цветов и оттенков.
Изначально почти все необходимое для декора мы закупали в Минске, но это было не всегда выгодно. Сейчас мы часто ездим за закупками в Москву в «Ikea», «Флорэвиль», «Садовод». Сотрудничаем и с белорусскими поставщиками. Стекло, например, заказываем на отечественном стеклозаводе «Неман».
К первому сезону у нас уже было очень много проектов, поэтому мы смогли выйти на окупаемость и чистую прибыль. Но в нашем деле сложно подсчитать доходы, так как нужно постоянно вкладываться в новые проекты.
Уже в первый свадебный сезон мы осознали, что своими силами нам не справиться. Ведь уже тогда намечалось по несколько заказов в один день. Постепенно мы стали обращаться за помощью к друзьям и знакомым. Сейчас в сезон у нас могут работать до 10-ти человек. И я с уверенностью могу сказать, что самая лучшая команда – это близкие люди, которым можно полностью доверять. Иногда приходится сутками готовиться к предстоящим свадьбам, и помощники фактически живут в нашем доме перед мероприятиями.
Близкие родственники у нас есть и в Москве, поэтому со временем мы решили расширить географию клиентов и стали продвигать свои услуги еще в российской столице. В России на услуги по свадебному оформлению другие цены и наша работа стоит в два раза дороже. Тогда у нас уже было хорошее портфолио и большое количество заготовок, поэтому постепенно стали обучать родственников и передавать им все необходимые атрибуты для декора. Сейчас это наша отдельная российская студия – «Bulkini.ru».
Было тяжело, потому что нам никто не подсказывал. Мы не ходили на курсы, всему постепенно учились на практике. Мне повезло, что мой муж инженер-строитель. Я генерирую идеи, а он отвечает за техническую сторону их воплощения. Все конструкции мы делаем сами, а покупаем только то, что невозможно смастерить своими руками. Наш большой загородный дом одновременно сейчас является и нашей мастерской. Именно на своем участке работаем над проектами. Для декора нужно очень много места, чтобы изготавливать и хранить все элементы. А изначально все наше «добро» помещалось на шкафу в общежитии. Тогда в один наш Opel-хэтчбек мы загружали материалы сразу для 3-х свадеб. Сейчас нам для одного проекта и микроавтобуса бывает мало (иногда приходится выполнять и по восемь проектов в одни выходные).
Когда мы начинали, в моде было несколько иное украшение свадеб. Декораторы делали акцент на тканевом оформлении стульев и столов, иногда использовали ширмы и арки. Популярностью пользовались шары и тканевые цветы.
Поскольку мы начинали работать в нише бюджетных свадеб, то особого спроса на декор с живыми цветами еще не было. Постепенно мы стали добавлять в свои работы зелень.
И только спустя два года работы мы пришли к проектам с флористическими композициями.
Сейчас для украшения свадеб мы используем живую зелень. Большой популярностью пользуются композиции, где сочетаются свежие листья, качественные декоративные и живые цветы. Это придает работам дополнительный объем и увеличивает их стойкость.
Многие даже не догадываются, что не все украшено настоящими живыми цветами. Но сейчас в нашем портфолио постепенно начинают преобладать проекты именно с живой флористикой.
Работа с цветами – это всегда большой стресс. Особенно, если дело касается декора выездных регистраций. Нет никакой гарантии, что будет с украшением через пару часов: ведь его капризные составляющие могут просто завять или испортиться из-за погодных условий. Иногда подводят и поставщики: заказываешь синие розы, а они не приходят. А такие экзотические цветы нужны уже завтра. Тогда приходится искать их по всему городу или придумывать, как покрасить самостоятельно.
Работать с букетами я тоже начала не сразу. Как сейчас помню: первый букет невесты сделала в апреле 2015 года. Тогда я просто нашла оптовый склад цветов рядом с домом и купила все необходимое для задуманного. Потом открыла ролики на YouTube и начала творить. Хоть «спираль» тогда получилась не сразу, невеста осталась довольна.
Теперь в моем портфолио множество различных букетов. Училась их делать я по видео в интернете. Чуть позже открыла для себя приложение «FlowerBook», которое помогает подбирать и комбинировать оттенки цветов для букета.
И только совсем недавно я решилась сходить на курсы. Теперь я уже понимаю, что профессионализм стоит денег. Поэтому порой нужно потратить некоторые сбережения на обучение, чтобы потом сэкономить время и силы, которые уходят на ошибки.
У нас очень большой ассортимент готовых элементов декора: панелей, фотозон, арок, комплектов для президиума. И за счет того, что мы можем предложить клиентам взять за основу ранее разработанный проект, его цена становится доступнее. К тому же, у нас фиксированный ценник: мы не делим общую стоимость всего украшения на его составляющие. В пределах одной цены клиент может выбрать, например, деревянную ширму либо белые матовые панели. Если у нас не забронированы на эту дату еще какие-то детали, которые нравятся невесте, то мы без дополнительной платы всегда можем предоставить ей те же свечи или вазы. Нам не жалко, а молодые довольны. Такой подход я бы даже назвала нашей фишкой, которая отличает «Bulkini» от многих других студий. Это значительно повышает лояльность клиента.
В процессе развития такого бизнеса приходится продумывать, как правильно реализовывать новые проекты так, чтобы не уйти в минус в плане затрат. Например, если у нас в одни выходные планируются четыре свадьбы, то три из них мы стараемся сделать на основе уже разработанной атрибутики и только в один проект вкладываем значительные средства и реализовываем новую идею. Это помогает сохранять оптимальный баланс между доходами и расходами.
В своем бизнесе реально помогают базовые знания в области маркетинга. Мне было проще, поскольку приходилось иметь дело с графическими редакторами, с основными инструментами привлечения клиентов и т.д. Поэтому составить грамотное коммерческое предложение либо оформить рекламный буклет я могла самостоятельно.
На имидж любой компании влияет брендированная продукция – стоит уделять внимание оформлению своих визиток, договоров и т.д. Очень важно в свадебном деле уметь работать по принципу «услуга за услугу». Мы зачастую обмениваемся рекламной раздаткой со знакомыми фотографами, ведущими, стилистами, чтобы потом порекомендовать своим клиентам проверенного специалиста. Но в основном «продаем» себя сами. Многие декораторы сейчас работают под «протекцией» свадебных организаторов. У нас примерно 1% таких проектов. Мы больше стараемся работать на перспективу: дать молодым купоны на скидки для их друзей – и это работает.
Хотя с опытом постепенно пришли к выводу, что акции малоэффективны. Клиентов не привлекает снижение стоимости на 30%, а вот система бонусов отрабатывает «на ура». Например, если пара заказывает декор за $400, бонусом она может выбрать себе еще что-то дополнительное (фотозоны, украшение дополнительной зоны) стоимостью примерно в $80. Раньше пытались проводить на выставках розыгрыши бесплатного декора от нашего салона, но сейчас такого не практикуем. Убедились, что клиент не ценит работу, за которую не заплатил ни копейки.
Как и в любом бизнесе, здесь важно анализировать, откуда приходят клиенты. У нас лучше всего отрабатывает в этом плане сайт и «сарафанное радио». В межсезонье мы сами активно настраиваем таргетированную рекламу в Instagram – это тоже хороший источник клиентов. А вот участие в выставках нам уже не приносит большого количества сделок. Сейчас это единичные клиенты. Но мы все равно выставляемся: нам интересно показать себя и посмотреть, что предлагают другие.
Один из самых важных показателей в нашей работе – обратная связь от клиента. Самое приятное, когда в конце мы разбираем декорации, а довольные молодые благодарят нас, обнимают. Ради такого всегда хочется сделать гораздо больше, чем предусмотрено в договоре.
Иногда бывает такое, что невесты приходят к нам уже с готовой картинкой и просят украсить их свадьбу именно «как на фото». Если мы видим, что такой декор давно вышел из моды, то не боимся отговорить девушек и предложить им что-то другое. Мы всегда стараемся учитывать все желания клиента, но есть и такие случаи, когда просто нельзя не отказать в каких-то элементах или дизайнах. Я уже ни за что не соглашусь повесить для украшения качели или поставить буквы из пенопласта. Приносят и такие готовые эскизы, выполнить которые технически невозможно: конструкция, к примеру, просто не будет стоять. А вот необычным идеям мы всегда рады. В этом сезоне, например, делали «тропическую» свадьбу. Интересно было работать с антуриумом, монстерой и другой экзотической зеленью.
Мы всегда лояльны по отношению к клиентам, но придерживаемся железного принципа: в любом деле нужно всегда выполнять только свои обязанности. Потому что порой на декораторов стараются взвалить обязанности координатора. Некоторые считают, что мы должны не только украсить свадьбу, но и расставить столы и стулья, распределить гостей и прочее. У нас есть строго отведенное время именно на украшение. А лишние хлопоты и желание помочь порой приводят к тому, что команда в этот же день опаздывает на следующую свадьбу и выполняет там свою работу некачественно.
Раньше с нами случались неприятные ситуации, когда желания клиента резко менялись. То, о чем договаривались за несколько месяцев до свадьбы, на самом мероприятии начинало не устраивать молодых. Поэтому сейчас стараемся детально прописывать в договоре даже разные мелочи: составляющие цветочных композиций, цвет свечей, дизайн салфеток и прочее. А за несколько недель до мероприятия молодые утверждают наглядный вариант технического задания и вносят корректировки.
Всегда приходится продумывать все до мелочей не только в декоре, но и в самой стратегии ведения бизнеса. Если подходить ко всему грамотно и учиться на своих ошибках – свадебное дело будет приносить не только радость, но и хороший доход.
Мария ШНА
Фото из архива Анастасии Булкиной