Работа на себя подойдет не каждому: требуется дисциплинированность, ответственность, целеустремленность. А еще в большинстве случаев не обойтись без прирожденного таланта, причем не важно – к рисованию, управлению персоналом или продажам. Новая героиня «Кем быть?» как раз из таких: она умеет строить планы и выполнять поставленные задачи, а еще талантлива и оригинальна. Знакомьтесь: Анастасия Эрентраут из Волгограда – основательница собственной мастерской FullFrames по созданию изделий из дерева на заказ. Она рассказала о том, каким был путь к собственному бизнесу, чему учат ошибки и почему не стоит бояться пиариться.
Путь к собственному делу
В детстве у меня не было идей, кем быть в будущем. Наверное, как и многие в детском возрасте, хотела «быть как мама». В моем случае – сметчиком.
Позже, в школьные годы, мне стали пророчить творческое будущее. На то были основания: я очень любила вязать крючком, вышивать, лепить, мастерить что-то интересное из подручных материалов. Поэтому дом всегда бы завален поделками и различным творческим хламом.
После школы я не знала, кем хочу стать и что хочу делать в жизни, но понимала, что в будущем открою свой бизнес. Я поступила на факультет «Экономика и управление» в Волгоградском государственном техническом университете. Можно сказать, пошла по линии наименьшего сопротивления: выбрала направление, которое мне пригодится и не будет отравлять прекрасные годы студенчества. В целом, пошла учиться и-за того, что «так надо».
На 3 курсе я страстно желала работать, но никто не спешил брать студентку на 2-3 часа в день. Удачное знакомство и случай привели меня в рекламное агентство. Сначала я была помощником: делала много подготовительной и черновой работы, параллельно самостоятельно обучалась работе в графическом редакторе, осваивала базовые навыки рисования рекламных макетов. Спустя полгода я заняла должность графического дизайнера…
Так я пришла в мир рекламы и дизайна. Узнала много интересного о производстве, материалах и технологиях изготовления рекламы, научилась общаться с клиентами, почерпнула некоторые основы ведения бизнеса. В рекламном агентстве я проработала 5 лет. А потом решилась все силы посвятить своему собственному проекту, и уволилась.
Зарождение идеи для своего дела
FullFrames родился одним зимним вечером, когда мы с мужем (на тот момент парнем) сидели в съемной квартирке на кухне, пили чай и думали, как заработать денег. Нужно было найти такое занятие, которое можно было бы совмещать с учебой и другой работой. При этом это «что-то» не должно требовать финансовых вложений: у студентов, живущих отдельно от родителей на крошечную зарплату и степендию, денег не очень много. Тогда я предложила создавать аксессуары для фотосессий: слова, усы на палочках, флажки, качели, гигантские цветы и так далее. Идея нам показалась интересной. Решили, что если ничего не получится, то оставим весь реквизит и используем на своей свадьбе для декора.
Мы смотрели Pintеrest с фотографиями иностранных свадеб, черпали идеи. За неделю придумали название, сделали логотип и выбрали ряд изделий, которые будем мастерить. Первые буквы и слова были из пенопласта. Мы сформировали несколько наборов с усами и прочей бутафорией, начали вести группу Вконтакте. Изделия поступили в продажу уже в мае. Все создавали по наитию, методом проб и ошибок. Потихоньку меняли фокус, пробовали новые направления: делали реквизит для съемки новорожденных, для фотостудий.
Через полгода мы отказались от использования пенопласта и перешли на пластик. Позже для одного из проектов привлекли столяра – так в нашей работе появилось дерево. Начали разбираться в морилках и красках, создали сайт. Через 2 года смастерили первую шкатулку и коробку для подарков на свадьбу близких друзей. Это и стало началом нашей «деревянной истории».
Трудности ремесла
Самая большая сложность на начальном этапе (хотя и сейчас такое случается) – это оценка собственного труда. Ты берешься за то, что раньше не делал, и не можешь адекватно оценить изделие. Прикидываешь на глаз время, затраченное на его создание, количество материалов и общую степень сложности. Первое время мы часто выходили «в минус» или «в ноль»: не было опыта, портфолио, понимания, на чем конкретно мы хотим сосредоточиться.
Также раньше мы брались за любую работу, хотели попробовать все. Это сейчас у нас есть определенная линейка изделий: делаем только то, что нам нравится и интересно, технологию чего мы отточили до идеала. Теперь нам не страшно отказать клиенту, если это не наш сегмент, теперь мы заняли свою нишу. Хотя в то же время продолжаем поиски новых идей, продуктов, пробуем внедрять новое.
Сложности возникают и с покупкой материала. Даже выбрав одного поставщика, ты не всегда можешь быть уверен, что завтра береза будет того качества, что тебе нужно. Слишком много факторов влияют на качество материала. Но мы привыкли работать с такими нюансами. Просто выбираем лучшее, что можно купить в конкретный момент времени.
Источники вдохновения
На создание деревянных аксессуаров вдохновляют прежде всего заказчики, их индивидуальность, их большие и маленькие события. Одна голова хорошо, а 100 – еще лучше. Бывает, клиент ставит перед нами сложные, но интересные задачи, и ты воспринимаешь их как вызов. Например, одному нужен набор с веточками оливы, другому – с гранатами, третьему – целующиеся рыба и еж, четвертому – енот в смокинге. Такие идеи никогда не пришли бы тебе в голову, но ты раскрываешься и реализуешь заказ. И получается здорово, с характером, с душой. Восторженные отзывы клиентов – это и есть самое мощное вдохновение и стимул двигаться вперед.
Приходят идеи и от иностранных коллег, каллиграфов. Бывает, просто увидишь картинку гор и уже знаешь, какой блокнот сделаешь. В то же время, мы никогда не воруем чужие идеи. Даже если что-то понравилось у коллег, всегда адаптируем и делаем совой вариант: взять и полностью скопировать изделие непрофессионально и некрасиво.
Процесс создания изделия из дерева
Объясню этапы создания изделий на примере шкатулки для обручальных колец. Сначала мы закупаем материал и передаем его столяру. Он создает заготовку шкатулки. У нас уже есть несколько моделей, мы придерживаемся определенных форм и размеров. Далее я рисую дизайн: обязательно представляю 3-4 варианта на выбор, чтобы удалось максимально точно передать индивидуальность пары. Вношу правки, если нужно.
После утверждения макета коробочка отправляется на лазерную гравировку, далее – на покраску. Теперь я вооружаюсь морилкой или краской, беру кисточку и приступаю: наношу 2 слоя морилки, 2 слоя лака, затем тонкой кисточкой прокрашиваю отдельно части и выгравированные буквы, чтобы они были четкими и контрастными, и снова покрываю лаком.
Помимо этого, нужно еще сделать наполнение: валики, подушечку или мох, чтобы колечки удобно и красиво лежали в коробочке. Если речь о текстиле, то беру иголку, нитку, ткань – и шью. Теперь мы делаем фото для заказчика, запаковываем и отправляем посылку.
Особенности работы с людьми
Я довольно впечатлительный человек, поэтому мое общение с заказчиками сведено к минимуму. Общается с клиентами и принимает заказы мой муж. Он как скала: спокоен, уравновешен, вежлив и тактичен, но в тоже время держит свою позицию довольно жестко.
В целом, есть разные заказчики, и не всегда нам удается понять, чего они хотят. Несколько раз нас подводила Почта России. Бывало, клиенты забывали забрать вовремя свои посылки или неверно указывали адрес: в таком случае изделия возвращались обратно, а клиенты обращались с претензиями. Но мы всегда мирно решали эти конфликты.
Помню, в начале работы я столкнулась с очень безответственной дамой – декоратором свадьбы. Она заказала у нас свадебный логотип для пары. Этих молодожен я знала, поэтому сделала все без предварительной оплаты. Помню, как они долго и мучительно выбирали вариант, около двух недель я вносила правки. Когда макет наконец был согласован, заказчица просто мне не заплатила. Аргументировала тем, что я не предоставила заказ вовремя, мол, он ей нужен был в 2 часа ночи, и она мне не дозвонилась (естественно, ведь 2 часа ночи). А потом она попросила другого дизайнера срисовать логотип по моему эскизу и не брала трубку. Деньги мне так и не заплатили. С тех пор мы всегда бреем предоплату, размером в 50 %, до начала создания дизайна – это наша страховка.
Был еще один случай. Детский фотограф заказала у нас 4 изделия: самолет, месяц, грузовик и сани. Первые 2 – это большие декорации по 1,2 м в длину. Ей они нужны были срочно, а мы как раз уезжали в отпуск. Быстро приняв заказ и получив предоплату, мы нагрузили нашего столяра работой и уехали. По приезду через 2 недели все покрасили, выслали фото, мол, готовы отправлять. И тут выясняется, что девушка из Южно-Сахалинска! Отправка такого большого груза туда стоит в 2,5 раза дороже суммы за весь заказ. Она видела, что мы из Волгограда, но не подумала о доставке. А мы поторопились принять заказ и не спросили. В итоге она его не выкупила, а мы долго и нудно это продавали. В данной ситуации невнимательными оказали все – и мы, и она. Зато теперь самый первый наш вопрос к клиенту: «А вы из какого города?».
Команда и график FullFrames
В нашей команде трудится 5 человек. Я занимаюсь дизайном, фото, покраской, доведением изделия до финальной стадии, упаковкой посылок. Саша – мой муж – принимает заказы, общается с клиентами, занимается продвижением нашего продукта, отправляет посылки, закупает материалы. Миша и Толя – наши столяры. Андрей – человек за лазерным станком: он занимается резкой и гравировкой.
У каждого из нас свой собственный график работы. У нас с Сашей двухлетняя дочь, так что мой рабочий график подчинен только ей: работаю по вечерам, выходным и когда она спит.
FullFrames – это мое детище и моя основная работа. Для Саши это скорее подработка и помощь мне: он руководит студией интернет-маркетинга, большую часть времени проводит там. Остальные ребята занимаются работой тогда, когда им хочется, мы не контролируем их. Могут хоть ночью работать, главное – сдавать работу в срок.
Мы пишем планы на день и неделю, планируем закупки, делаем контент-план, ставим спринты на месяц. Времени на жизнь остается очень мало, ведь у нас есть маленький ребенок. Зато в выходные стараемся всегда уделить время семье: организовываем походы, поездки, энергетические зарядки, чтобы избежать эмоционального выгорания.
В целом, у нас всегда много творческих планов: создание новых моделей изделий, улучшение старых… Сейчас планируем запустить линейку разделочных досок и деревянной посуды с индивидуальной гравировкой. Также занимаемся разработкой и подготовкой прототипов.
Нам очень нравится работа в онлайн-формате, поэтому на офлайновый рынок мы выходить пока не планируем. Мы создаем изделия с индивидуальными гравировками. Не тиражируем и не ставим производство на поток. В этом и заключается вся прелесть нашей работы, за это нас и выбирают.
Ассортимент
Сейчас мы сократили свой ассортимент и сосредоточились на изготовлении блокнотов, фотоальбомов, книг рецептов, различных коробок (для вина, специй, карандашей, подарков и т. д.) и свадебных аксессуаров (коробок для обручальных колец, для конвертов, папок для свидетельств, книг пожеланий).
Уголок мастера
Учитывая, что работаю я преимущественно по вечерам, то не всегда получается доехать до мастерской в это время. Так что пришлось организовать рабочее место прямо в квартире. Конечно, выглядит оно не так, как на картинке с Pinterest. Но мне нравится – это мой уголок спокойствия.
Помещение, в котором стоит станок – это не красивая чистая комната, а пыль, сажа и копоть, рядом – огромная вытяжка, которая помогает справиться с гарью. Зато в центре города и совсем близко к дому.
У ребят в столярке свой дзен – там свое оборудование, в работу которого я не вникаю.
Не вижу ничего обязательного в рабочем месте. Главное – настрой и желание создавать что-то крутое, качественное и восхитительное. И так хоть в гараже можно работать.
Совет начинающим
Тому, кто хочет открыть свою хенд-мейд-мастерскую, в первую очередь советую работать с душой. То есть не браться за изделия, которые не нравятся, которые не зажигают огонь в душе.
Кроме того, желаю не бояться ошибаться, пробовать новое, допускать брак материалов – это тоже часть хенд-мейда. Это опыт, который в перспективе сделает товар лучше, качественнее, привлекательнее.
А еще будьте готовы к тому, что придется продавать свой товар, позиционировать его. Мало просто самому любить то, что делаешь, – надо еще и других влюбить. Я знаю много примеров хороших ребят с классными изделиями, у которых ничего не получилось. Они хотели делать классные вещи и думали, что информация о них разойдется по миру по сарафанному радио. Так не бывает: чтобы о тебе услышали, надо пиариться, а если тебя не знают, то ничего не выйдет.
В целом, творите, создавайте и работайте на себя – это действительно круто. От хенд-мейда получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие, потому что в этот товар ты вложил душу. Ради таких приятных ощущений хочется работать еще больше.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ