КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Это интересно
    • »
    • Учимся играя: финансовая "Своя игра"

    Учимся играя: финансовая «Своя игра»

    Своя игра

    Деньги – важная часть жизни. Постоянно пользуясь ими, мы находимся в непрерывном финансовом движении. Однако не каждый с уверенностью может сказать, что хорошо умеет распоряжаться своими финансами и знает, в какое русло их направить и как заставить «работать».

    На наш взгляд, это связано с относительно невысокой осведомленностью граждан о финансовой системе Республики Беларусь и функционировании личных финансов, в том числе об основах пенсионного и социального обеспечения, налогообложения, кредитования и инвестирования. Быстрыми темпами происходит замена банковского кассового обслуживания на систему безналичных расчетов, что добавляет неискушенному в сфере современных информационных технологий человеку массу трудностей и хлопот. Это порождает большое количество мошеннических инвестиционных и «псевдобанковских» услуг, финансовых пирамид, риск вовлечения населения в которые весьма велик.

    В этих условиях личная финансовая безопасность становится важным фактором обеспечения экономического благополучия людей. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику и укреплению финансовой стабильности страны. Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия для эффективного регулирования рынка, роста, здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг.

    Знания в области финансов позволяют человеку не зависеть от обстоятельств и воли других людей. Взрослым финансовая грамотность необходима для управления личными финансами и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, использовании различных финансовых продуктов и услуг, а также для планирования пенсионного обеспечения. Молодежи финансовые знания помогут в решении проблемы оплаты обучения или решения жилищного вопроса. Детям они дадут представление о сущности денег, заложат фундамент для дальнейшего развития навыков планирования собственного бюджета и сбережений.

    Немаловажную роль в процессе формирования финансово образованного человека играет школа. В нашем обществе именно на школу возложена обязанность подготовить и воспитать экономически и финансово грамотного человека. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.

    Важно помнить, что дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики, а также те, кто будет заниматься финансами на профессиональном уровне – будущие банкиры, менеджеры, инвесторы и т. д. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

    Национальным банком Республики Беларусь, банковскими учреждениями, а также рядом молодежных общественных организаций и объединений была взята инициатива по поддержке учреждений образования в деле повышения финансовой грамотности всех возрастных категорий учащихся. Однако в силу определенных обстоятельств, механизм взаимодействия между учреждениями общего среднего образования и вышеназванными структурами не налажен. Да и школьная программа в данном направлении не соответствует запросам времени. Примером этому является внедрение проекта «Карта учащегося» в рамках реализации программы «Электронная школа» в нашем учреждении образования. В вопросах использования карты как финансового инструмента администрация и педагоги столкнулись с недопониманием со стороны законных представителей и учащихся. Объяснением этому является недостаточный уровень знаний и навыков в области безналичных расчетов, умении пользоваться дистанционной системой банковского обслуживания (интернет-банкинг, М-банкинг), программно-технических комплексов банковских учреждений (банкоматы и инфокиоски). В этих условиях педагогическим коллективом средней школы № 165 г. Минска была разработана авторская программа по повышению финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов. Стоит отметить, что успешному внедрению в образовательный и воспитательный процесс программы повышения финансовой грамотности учащихся 5-7 классов способствует созданная многовекторная модель, целью которой является удовлетворение запросов современного подростка в знаниях, умениях и навыках в сфере финансов. Данный процесс был бы малоэффективен без использования современных информационно-коммуникативных технологий, новейших приемов и методов обучения и воспитания, привлечения банковских структур и организаций, непосредственно работающих в финансовом секторе.

    Программа состоит из теоретического, практического и творческого уровней, которые позволяют в доступной форме получить необходимую информацию из мира наличных и безналичных платежей, инвестирования и кредитования.

    Одним из элементов практического этапа программы по финансовой грамотности стала интерактивная интеллектуальная игра «Своя игра». Она позволяет в игровой соревновательной форме закрепить знания, полученные на теоретическом этапе.

    Структурные элементы были позаимствованы у телевизионной версии игры, транслируемой с 1994 года на российском телеканале НТВ. Правила же игры были скорректированы с учетом возрастных особенностей участников с опорой на командный вид деятельности.

    Своя игра - Основной этап

    Правила игры

    Учащиеся делятся на три команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Заранее определяются название команды и капитан, ответственный за принятие окончательного решения и оглашение ответа.

    Игра, разработанная на платформе офисной программы подготовки презентаций Microsoft Power Point, состоит из пяти рубрик по пять вопросов в каждой.

    Вопросы из рубрики «Банковские карты» посвящены основам обращения с пластиковой картой, ее составным частям и функциям.

    Пример: Это небольшое устройство, находящееся на карте, содержит полную информацию о счете владельца (чип/микропроцессор).

    Рубрика «Блиц-опрос» представлена пятью вопросами в виде незаконченных пословиц и поговорок на тему финансов.

    Пример: За что, согласно пословице, денег не берут? (за спрос).

    Вопросы рубрики «Знай свои деньги» проверят знания учащихся в области истории возникновения первых белорусских денег, отличительных чертах и элементах защиты белорусских банкнот образца 2009 года.

    Пример: Видимое изображение на бумажной купюре, который выглядит светлее при просмотре на просвет, используемое для защиты наших денег от подделок (водяной знак).

    Рубрика «Цифровая безопасность» дает возможность учащимся показать свои знания в области безналичных платежей.

    Пример: Обязанность банка по возврату украденных денег с банковской карты называется… (нулевая ответственность).

    Раздел «Отгадай-ка» проверит смекалку участников с помощью разнообразных загадок из мира финансовых услуг.

    Пример: И врачу, и акробату выдают за труд… (зарплату).

    Своя игра

    Каждому вопросу присваивается определенная стоимость (от 10 до 50), величина которой зависит от сложности вопроса. Капитан команды, которой выпал жребий начинать первой, выбирает рубрику и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После этого у команды есть 30 секунд, чтобы обсудить вопрос и прийти к окончательному ответу, который будет оглашен ведущему. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа либо же его отсутствия, команда теряет столько же очков и право ответа переходит к другой команде. Следующий вопрос получает возможность выбрать та команда, сумевшая правильно ответить на вопрос, при отсутствии правильного ответа со стороны всех команд, право выбора рубрики и стоимости вопроса остается у предыдущей команды.

    Своя игра

    Помимо обычных вопросов, в игре существуют специальные вопросы – «Кот в мешке». Вопросы данной категории скрываются за стоимостью, их точное количество участникам заранее неизвестно. При выборе данного вопроса у команды есть выбор: оставить его себе либо же передать другой команде. В нашей интерпретации игры, как и в телевизионной версии, вопрос связан с определенным изображением или отрывком музыкального произведения на финансовую тему.

    Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам игры, становится победителем.

    Авторская программа повышения финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов средней школы № 165 г. Минска была удостоена высокой оценки экспертной комиссии по присуждению грантов Мингорисполкома и стала лауреатом конкурса «Опыт и инициатива – образовательный ресурс столицы» в 2017 году. Мы надеемся, что полученные учащимися знания, приобретенные навыки и умения помогут им быстрее приспособиться к постоянно изменяющимся условиям современного мира.

    Будьте финансово грамотными!

     

    Андрей АРСЕНОВИЧ,
    учитель истории и обществоведения;
    Ольга СВИДИНСКАЯ,
    заместитель директора по воспитательной работе государственного
    учреждения образования «Средняя школа № 165 г. Минска»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia