Здоровье – самое ценное сокровище, которым может обладать каждый человек. Любые материальные блага теряют свою значимость, когда физические и духовные силы угасают.
О самочувствии населения заботятся медики – представители одной из самых сложных профессий. Получить соответствующее образование и стать медицинским работником предлагают не только высшие, но и средние специальные учебные заведения. Одно из таких – это Белорусский государственный медицинский колледж. Это ведущее учреждение среднего специального медицинского, фармацевтического образования Беларуси.
О том, на что делается упор при обучении и какие навыки приобретают учащиеся, рассказал директор БГМУ Владимир Александрович Крупенченков.
– Владимир Александрович, по каким специальностям ведется обучение в колледже?
– Белорусский государственный медицинский колледж обеспечивает получение среднего специального медицинского и фармацевтического образования и организует переподготовку и повышение квалификации медицинских, фармацевтических работников. Наш колледж входит в число ведущих учреждений республики по организации и качеству образовательного процесса.
У нас осуществляется подготовка специалистов по четырем специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Зубопротезное дело» и «Фармация». Все они пользуются популярностью среди молодежи, особенный интерес завоевала специальность «Фармация».
По окончании обучения по специальности «Сестринское дело» учащимся присваивается квалификация «медицинская сестра». Ребята учатся оказывать помощь отдельным лицам, семьям и группам населения. Выпускники специальности работают в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Медсестры обеспечивают комплексный уход за пациентами, выполняют назначения врача и контролируют выполнение пациентами рекомендаций врача.
Выпускники специальности «Лечебное дело» получают квалификацию «фельдшер-акушер; помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи». Этому специалисту вменяется гораздо больше обязанностей. Помощнику врача необходимо уметь оценивать состояние пациента, выделять симптомы заболеваний, диагностировать состояние человека и оказывать экстренную медицинскую помощь. Выпускники специальности «Лечебное дело» забирают материал для лабораторных исследований, проводят динамическое медицинское наблюдение и реабилитацию пациентов, выписывают лекарственные препараты в случаях наиболее часто встречающихся заболеваний или для продолжения лечения. Такие специалисты оказывают медицинскую помощь населению как в организациях здравоохранения, так и на дому.
Фельдшер-акушер наблюдает и обследует беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных, выявляет ранние признаки беременности, определяет сроки беременности, родов и декретного отпуска. Специалист способен обследовать состояние плода, определить его положение, принять физиологические роды, выявить факторы риска возникновения акушерской патологии, оказать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях. Он проводит первичную обработку и реанимацию новорожденных, ухаживает за новорожденным ребенком, проводит профилактические прививки.
Тот, кто освоил специальность «Зубопротезное дело», получает квалификацию «зубной техник». Наши выпускники умеют самостоятельно изготавливать модели и дублировать их, получать штампики из гипсовых моделей, загипсовывать модели в артикулятор и окклюдатор. Кроме того, специалисты, которые учились в нашем колледже, умеют моделировать из воска искусственные зубы, коронки, восковые базисы с окклюзионными валиками, кламмеры, каркасы бюгельных протезов. Они изготавливают из быстротвердеющей пластмассы индивидуальные ложки, челюстно-лицевые и ортодонтические аппараты, отбеливают металлические конструкции, создают коронки и мостовидные конструкции, штифтовые зубы.
Квалификацию «фармацевт» получают выпускники специальности «Фармация». Такой специалист разбирается в фармацевтической терминологии, знает строение тела человека и его органов. Он подкован в вопросах изготовления всех видов лекарств, помнит правила выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств по ним. Фармацевт знает особенности хранения, учета и отпуска лекарственных средств, показания к применению лекарственных средств, их основные побочные эффекты и противопоказания.
– Расскажите, как проходит вступительная кампания в БГМК.
– Для поступления в Белорусский государственный медицинский колледж экзамены сдавать не нужно. Зачисление по всем специальностям осуществляется по конкурсу общей суммы баллов среднего балла документа об образовании и результатов централизованного тестирования (ЦТ по биологии и русскому или белорусскому языкам).
Подготовка специалистов в медицинском колледже осуществляется на базе общего среднего образования (11 классов) или профессионально-технического образования с общим средним образованием. Абитуриенты, имеющие высшее образование, поступают в колледж на общих основаниях. Сроки обучения по специальностям «Сестринское дело», «Зубопротезное дело» и «Фармация» составляют 1 год и 10 месяцев, «Лечебное дело» – 2 года и 10 месяцев.
– Опишите, какие предметы включены в учебный план. На что делается упор в обучении каждой специальности?
– Учащиеся специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» углубленно изучают анатомию, фармакологию, сестринское дело и манипуляционную технику, а также клинические дисциплины – терапию, хирургию, педиатрию, акушерство и др.
Тем, кто учится по специальности «Фармация», понадобятся глубокие и прочные знания по химии за курс средней школы. Учащиеся, осваивающие эту специальность в нашем колледже, изучают органическую и неорганическую химию, фармацевтическую химию, фармакогнозию с элементами ботаники и другие предметы.
Учащиеся специальности «Зубопротезное дело» изучают методы остановки кровотечения, искусственного дыхания, даже учатся оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отморожениях, закрытых и открытых переломах. Однако больше всего внимания уделяется изучению строения и функций жевательного аппарата, а также стоматологическим заболеваниям. Таким учащимся также будут полезны прочные знания по химии: ребята изучают материалы зубопротезной техники, свойства фарфора и металлокерамики в зубопротезной технике.
– Как проходят занятия у учащихся БГМК? Как организован учебный процесс?
– Наши ребята учатся в двух учебных корпусах. Кроме того, учебные занятия проводятся и на клинических базах – в больницах, поликлиниках, республиканских научно-практических центрах, родильных домах. Всего насчитывается более 50 клинических учреждений, в которых учатся наши учащиеся.
Обучение в колледже носит практикоориентированный характер. Уже с 1 курса учащиеся проходят учебную практику в учреждениях здравоохранения республики. А на выпускном курсе им предстоит преддипломная практика, во время которой учащиеся закрепляют полученные знания, умения и навыки на своих рабочих местах. После преддипломной практики выпускники сдают Государственный экзамен по специальности.
– Кто обучает ребят? Расскажите о преподавателях колледжа.
– В колледже работает много опытных и высококвалифицированных преподавателей и врачей. Многие совмещают педагогическую работу в колледже с работой в здравоохранении. Некоторые наши преподаватели являются авторами медицинских учебников и монографий.
– Из каких городов и стран приезжают к вам учиться? Дают ли общежитие иногородним учащимся? Каковы условия проживания?
– В колледже обучаются ребята из всех регионов Республики Беларусь. Также есть учащиеся из России, Туркменистана, Армении, Азербайджана, Украины, Кыргызстана и Ирана.
Иногородним учащимся предоставляется место в общежитии. Условия проживания в нем соответствуют запросам учащихся.
– Есть ли у учащихся возможность заняться творческой и научной деятельностью в стенах учебного заведения?
– В колледже созданы все условия для самореализации: работают спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, проводится научно-исследовательская работа. Наши ребята принимают участие в республиканских и международных конкурсах и олимпиадах и занимают там призовые места.
– Какими качествами и способностями необходимо обладать, чтобы легко учиться в колледже?
– Важно быть стрессоустойчивым, организованным и ответственным. Режим труда медиков зачастую сменный, возможны суточные дежурства, они часто работают в выходные и праздничные дни.
Также, чтобы достичь успеха в профессии медика, необходимо уметь ладить с людьми, быть коммуникабельным и доброжелательным, ведь наши выпускники работают в постоянном контакте с людьми. Многое зависит от умения устранять преграды в общении, выстраивать доверительные отношения с пациентом. Ведь именно в этом случае пациент будет уверен в правильности диагноза и проводимом лечении.
– Каковы перспективы выпускников колледжа?
– Все выпускники колледжа распределяются в соответствии с полученной квалификацией в учреждения здравоохранения Республики Беларусь: поликлиники, больницы, диспансеры, станции скорой медицинской помощи, республиканские научно-практические центры. Для дальнейшего изучения медицины они могут продолжить обучение в любом из медицинских университетов.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ