Продолжаем публикации об одном из старейших столичных учреждений образования «Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е.П.Юшкевича» входящего в число лучших учебных заведений нашей страны. В его стенах готовят молодых специалистов, которые осваивают специальности машинистов тепловозов и электровозов, проводников пассажирских вагонов, кассиров билетных, монтеров путей, поездных электромехаников, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного состава.
О преимуществах обучения, планах набора на следующий учебный год, а также о том, какие конкурентные преимущества у колледжа перед учреждениями образования аналогичного профиля, рассказал директор учебного заведения Владимир Николаевич Русак.
– Владимир Николаевич, для начала расскажите, какие же квалификации, связанные с работой на железной дороге, сейчас наиболее востребованы на рынке труда.
– Всегда очень востребованы помощники машиниста тепловоза/электровоза, проводники, а также монтеры путей. Уже с этого учебного года наши учащиеся осваивают специальность помощника машиниста электропоезда, поскольку белорусской железной дорогой интенсивно внедряются новые скоростные виды транспорта, которые задействуются в пассажироперевозках региональных и межрегиональных линий. Естественно, возрос и спрос на кадры такого профиля. Время от времени возникает и необходимость в подготовке специалистов по системам сигнализации, централизации и блокировки. Набор на эту специальность осуществляется один раз в 3-4 года, в зависимости от потребности. Срок подготовки таких кадров на базе колледжа – 1 год. Вообще, если возникает дополнительная необходимость в каких-либо «дефицитных» кадрах, колледж предлагает освоить необходимые специальности на основе переподготовки, чтобы оперативно восполнить нехватку работников на выгодных условиях, как для нашего учебного заведения, так и для заинтересованных предприятий.
– А какие же тогда профессии можно выделить в топ-3 по популярности среди поступающих?
– Из года в год самая востребованная специальность среди абитуриентов – помощник машиниста (как тепловоза, электровоза, так и электропоезда): на нее претендуют выпускники с самыми высокими баллами в аттестате (средний балл в 2018 году: на базе 9 класса – 7,5 баллов; на базе 11 класса – 8,2). На втором месте по популярности специальность проводника (средний балл в 2018 году: на базе 9 класса – 7,4 балла; на базе 11 класса – 7,8). А вот третье место в данном рейтинге не столь очевидно, поскольку спрос со стороны поступающих на различные специальности то возрастает, то спадает, но все же наиболее близки к этой позиции поездные электромеханики (средний балл в 2018 году: на базе 11 класса – 7,5 баллов).
– Это стереотип, что проводники – это почти всегда представительницы прекрасной половины человечества?
– Да, это стереотип. У нас наравне с девушками эту профессию активно осваивают и парни. Причем в плане набора не регламентируется количество обучающихся того или иного пола, главное – средний балл аттестата.
– Насколько продолжительные периоды обучения для получения наиболее востребованных квалификаций?
– Продолжительность обучения зависит от того, на базе 9 или 11 классов осуществляется подготовка специалиста, а также от количества и специфики осваиваемых квалификаций. Однако в этом учебном году сроки обучения заметно сократились. Если в прошлом году продолжительнее всех – 3,5 года (прим.: здесь и далее в расчет берется учебный год) – осваивали профессию будущие помощники машиниста (на базе 9 классов), то сейчас этот термин уменьшился до 3 лет. За такой же период (2 года и 10 месяцев) сейчас, можно получить квалификации проводника пассажирского вагона и кассира билетного или же монтера пути (также на базе 9 классов). На базе 11 классов теперь проводники/кассиры билетные, а также осмотрщики путей/слесари по ремонту подвижного состава учатся 1,5 года; поездные электромеханики – 1 год и 8 месяцев.
– В обучении любому делу одной теорией не обойтись. Где постигают практические навыки, необходимые для получения выбранной квалификации, учащиеся колледжа?
– Производственное обучение начинается с первого курса. Первоначально практические навыки ребята отрабатывают в стенах колледжа, например, в слесарной мастерской, на базе вагона-тренажера или же в других лабораториях – здесь все зависит от выбранной квалификации. А вот второкурсники постигают азы будущей профессии уже на базе предприятий. В основном они выступают в роли дублеров опытных наставников-производственников. На последнем курсе обучения существует тенденция, когда наши учащиеся во время производственной практики знакомятся не только с профессий, но и, в буквальном смысле, с будущим рабочим местом. Ребятам доверяют выполнять самостоятельно обязанности штатного работника, за что они могут получать свой первый заработок. После завершения обучения полностью подготовленным молодым специалистам предприятие зачастую сразу же предлагает оформить трудовое соглашение. Многие настолько втягиваются, что даже отказываются от каникул, положенных перед началом обязательной работы по распределению, в пользу профессии.
– Нужно ли выпускникам самостоятельно искать место для распределения после окончания колледжа?
– Одно из преимуществ обучения в нашем колледже – это, в итоге, 100-процентное трудоустройство для всех наших молодых специалистов. Поскольку на постоянной основе в начале учебного года руководство колледжа ведет переговоры с представителями подразделений Минского отделения белорусской железной дороги, ведь именно для этой организации мы в основном готовим кадры. На основе общих интересов к нашему общему долгосрочному договору добавляются дополнительные соглашения, которые регулируют план набора по каждой специальности на будущий год. Сам факт такого взаимодействия – это гарант того, что выпускникам не придется самостоятельно искать рабочее место.
– Бывают ли у вас такие случаи, когда при распределении выпускники получают «свободный диплом»?
– Поскольку все наши кадры востребованы на рынке труда, то крайне редко бывают подобные случаи. Когда, например, за время обучения появляются проблемы со здоровьем у претендента на то или иное рабочее место, и он не может пройти медицинскую комиссию. Но после завершения обучения в колледже, нашим выпускникам присваивается несколько квалификаций: к примеру, помощника машиниста электропоезда и слесаря по ремонту подвижного состава, проводника пассажирского вагона и кассира билетного и т.д. Очевидно, что такая возможность освоить сразу несколько профессий дает им свободу выбора в направлении дальнейшей профессиональной деятельности, а также позволяет «подстраховать» себя при трудоустройстве в случаях с ухудшением состояния здоровья.
– Судя по тому, что уже приближается середина зимы, переговоры прошли. Поделитесь планами набора учащихся на следующий учебный год.
– В следующем учебном году колледж планирует принять 270 человек, которые смогут обучаться по следующим квалификациям: помощники машиниста тепловоза, электровоза, слесари по ремонту подвижного состава (на базе 9 классов); помощники машиниста электропоезда, слесари по ремонту подвижного состава (на базе 11 классов), проводники пассажирских вагонов, кассиры билетные (на базе 9 и 11 классов), операторы дефектоскопной тележки, монтеры пути (на базе 9 классов) и осмотрщики вагонов (на базе 11 классов). Из нововведений – в будущем учебном году по количеству обучающихся уменьшаются группы: вместо 30 человек будем набирать 27, чтобы расширить перечень подготавливаемых квалификаций, необходимых для нашего базового предприятия, не выходя за рамки контрольных цифр приема.
– Обучение в колледже происходит на платной или бюджетной основе?
– Все учащиеся дневного отделения учатся бесплатно, а вот «заочникам» приходится платить за обучение.
– Могут ли учащиеся вашего колледжа претендовать на стипендию? От чего зависит ее наличие?
– На первой ступени обучения стипендия предусмотрена только для тех ребят, которые учатся не больше 10 месяцев. Остальным учащимся, чье обучение превышает этот срок, предлагается бесплатное одноразовое или трехразовое питание (зависит от уровня дохода семьи, ее статуса или же наличия определенных льгот). На денежное поощрение со стороны государства могут рассчитывать только учащиеся второй ступени обучения, претендующие на специальность техника (младший инженерно-технический состав).
– Имеется ли на базе колледжа общежитие, и сложно ли получить в нем место?
– На территории колледжа имеется общежитие, рассчитанное на 500 мест. Однако число желающих получить место в общежитии превышает эту цифру, поэтому первокурсникам стоит учитывать, что в сентябре не всем могут предоставить место в общежитии, и жилье придется искать самостоятельно. Проблема существует, но как правило уже в феврале все желающие заселяются в общежитие. Как и во многих учебных заведениях, преимущество на получение общежития в нашем колледже получают учащиеся, которые имеют льготы. Комиссия по заселению учитывает также и доход в семье: обучающиеся из малообеспеченных семей имеют преимущество.
– Есть ли в Беларуси учебные заведения аналогичного профиля? В чем конкурентное преимущество колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П.Юшкевича?
– Колледжи и лицеи железнодорожного транспорта есть в Бресте, Гомеле и Орше. У нашего учебного заведения есть одно очевидное преимущество – это расположение в столице. Часто бывают такие случаи, когда к нам поступают ребята из Гомельской или Брестской областей, где имеются учебные заведения нашего профиля. И, наверное, в основном на их выбор влияет именно желание учиться в Минске, а не рейтинги учебных заведений. Естественно, везде свои подходы и методы работы, но конкуренции между учебными заведениями нашего профиля нет. Мы общаемся и с их руководством, и с преподавателями, стараемся поддерживать связь, чтобы обмениваться опытом на семинарах и других мероприятиях.
– С какими высшими учебными заведениями взаимодействует колледж? Есть ли привилегии у ваших выпускников, желающих получить высшее образование на базе этих учреждений образования?
– Мы активно сотрудничаем с нашим профильным заведением – Белорусским государственным университетом транспорта, также с БГУИР и с недавнего времени с Могилевским технологическим университетом. Эти учреждения предлагают нашим выпускникам получить высшее образование на условиях сокращенного периода обучения, которое занимает 3-3,5 года (в зависимости от специальности).
– Расскажите о специалистах, которые занимаются обучением и воспитанием будущих профессионалов железнодорожного дела.
– Наши преподаватели и мастера производственного обучения не только в теории отлично знают свои дисциплины, но и на практике. Ведь у многих за плечами богатый трудовой стаж на Белорусской железной дороге. Помимо этого, все наши педагоги постоянно поддерживают связь с предприятием. Один раз в 5 лет каждый специалист направляется на курсы повышения квалификации или стажировку, где изучает новые подходы в системе образования учащихся, знакомится с новыми прогрессивными технологиями и оборудованием. На основе имеющихся и полученных знаний наши преподаватели разрабатывают свои учебные пособия, интерактивные тренажеры и создают специальные обучающие программы в формате 3D. Оставаться в тонусе нашим педагогам помогает и постоянное участие в различных конкурсах.
– Чем в свободное от учебы время занимаются учащиеся колледжа?
– Что касается внеучебной деятельности, представители нашего колледжа стараются участвовать буквально во всех конкурсах, связанных со спортом, декоративно-прикладным творчеством и художественной самодеятельностью, которые проводятся на городском и республиканском уровне. Чтобы показывать достойные результаты, ребята регулярно занимаются в тренажерном зале, посещают различные кружки и спортивные секции. Хоть наш колледж технический, это не значит, что здесь нет места художественному творчеству и креативу.
– Молодежь влечет романтика профессий, ведь кажется, что вся жизнь – это сплошное путешествие. В завершение нашего интервью расскажите, к чему нужно быть готовым человеку, который решил связать свою жизнь с работой на железной дороге?
– Самое сложное, наверное, – работа по графику: и в ночь, и в день, не зависимо от погодных условий. Можно сказать, что специалисты отдельных профессий ведут «кочевой образ жизни», связанный с постоянным передвижением, ночевками вне дома. Проводники пассажирских вагонов должны быть коммуникабельными, в какой-то степени в определенные моменты своей деятельности совмещать в себе психолога, бухгалтера, работника сервисного обслуживания, следить за тем, чтобы в вагоне поддерживалась идеальная чистота и порядок и было все необходимое для комфортной поездки. Но, однозначно, для того, кто сможет влюбиться в железную дорогу и профессию, не существует никаких помех.
Мария ШНА