
Олег Рахунок
«В будущее – с традициями» – таким девизом можно охарактеризовать почти 80-летний опыт подготовки новых высококвалифицированных кадров в УО «Гродненский государственный электротехнический колледж имени Ивана Счастного».
О специальностях, особенностях обучения и перспективах выпускников колледжа расскажет его директор – Олег Григорьевич Рахунок.
– Олег Григорьевич, в чем заключаются особенности специальностей колледжа?
– В колледже ведется подготовка по специальностям электротехнического и автомобильного профилей как в дневной, так и в заочной форме обучения. Поступить в колледж можно на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Изучив спрос рынка труда, в этом году мы расширяем перечень специальностей. С нового учебного года будет объявлен набор на новые специальности: «Электроника механических транспортных средств» и «Автосервис».
Специальности уровня профессионально-технического образования:
Специальности уровня среднего специального образования:
Учащиеся колледжа осваивают параллельно несколько профессий, изучая несколько технических специальностей. Соответственно, выпускникам присваивается несколько квалификаций. К тому же, во время обучения он может получить дополнительные квалификации: «водитель механических транспортных средств категории «В», «С» и «электросварщик ручной сварки».
В колледже работают объединения по интересам, в которых ребята дополнительно могут обучиться по квалификациям «автомаляр», «шиномонтажник» и «электросварщик ручной сварки». Есть учебная мастерская по шиномонтажу, где учащиеся проходят производственное обучение, а также оказывают услуги.

– Как проходят теоретические и практические занятия в колледже? Где студенты получают практические навыки на занятиях?
– Мы создали все необходимые условия для получения образования по всем специальностям колледжа.
Для качественного усвоения образовательных программ наши учебные кабинеты колледжа оснащены лабораторным, демонстрационным и компьютерным оборудованием. Также мы накопили обширный дидактический и методический материал, который используем в процессе обучения.
Теоретической подготовке будущих специалистов мы уделяем большое внимание: одновременно с практикой ребята изучают предметы, связанные с получаемой профессией. Так, для организации занятий по релейной защите и автоматике, теоретическим основам электротехники, промышленной электронике, оборудованию электростанций и сетей преподаватели колледжа разработали программные комплексы, позволяющие визуализировать невидимые процессы. Их используют с помощью интерактивно-мультимедийных систем в комплексе с действующими стендами.
Для организации производственного обучения на автомобильном и электротехническом отделениях в колледже оборудовано 17 производственных мастерских, оснащенных современным диагностическим оборудованием, стендами, инструментом, макетами и наглядными пособиями.
Для расширения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих, с 2017 года на базе нашего учебного заведения функционирует областной ресурсный центр по специальности «Техническая эксплуатация электрооборудования». На его базе изучается новейшее оборудование и приемы работы, используемые при организации электромонтажных работ.
– Кто обучает ребят?
– Образовательный процесс в колледже осуществляют преподаватели, мастера производственного обучения. Более 60 % из них имеют высшую и первую квалификационные категории. Более десяти наших выпускников работают мастерами производственного обучения.
Прочные знания и умения, которые дают наши преподаватели и мастера производственного обучения, а также творческое применение знаний помогают учащимся становиться победителями и призерами областных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, технического творчества.
– Расскажите о практиках студентов. Где они проходят?
– Знания и навыки, полученные в колледже на теоретических и практических занятиях, наши учащиеся закрепляют на базовых предприятиях города и области. На практиках у ребят есть возможность получить ценный опыт работы на предприятиях.
Мы накопили большой опыт по организации сотрудничества с партнерами, такими как ОАО «Гродноавтосервис», ОАО «Автобусный парк г. Гродно» и РУП «Гродноэнерго».
Взаимодействие с потенциальными работадателями, выявление компетенций, востребованных на современном производстве, позволяют в дальнейшем решать вопросы трудоустройства наших выпускников.

– Куда еще распределяются выпускники колледжа?
– После окончания обучения выпускники колледжа распределяются на предприятия автосервиса, агропромышленного комплекса и энергосистем Гродненской области и всей республики.
– Предоставляет ли колледж своим учащимся место жительства?
– Колледж располагает благоустроенным общежитием блочного типа. Все нуждающиеся обеспечиваются местом для проживания.
– Как организован досуг учащихся?
– Организация внеучебной деятельности и досуга – важная составляющая воспитательной работы. В данном направлении работа нацелена на приобщение к культуре, развитие общественной активности, художественного и технического творчества, навыков здорового образа жизни. В настоящее время много внимания уделяется организации мероприятий по принципу «равный обучает равного»: мастер-классы по обучению игре на гитаре, фотографии, приготовления блюд и др.
Особенная гордость колледжа – учащиеся, достигшие максимальных результатов в учебной деятельности. К ним относятся Таревич Евгений, победитель областного этапа Республиканского конкурса «WorldSkills Belarus – 2018», Сикора Виталий, стипендиат 2017 года специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов, Ишков Владимир, лауреат премии Гродненского облисполкома имени Александра Иосифовича Дубко особо одаренным детям, учащимся и студентам по итогам 2017 года.
– Объясните, пожалуйста, кто такой специалист со средним специальным образованием сегодня. В каких сферах деятельности пригодятся его знания и мастерство?
– Приоритет ближайшего этапа развития страны – создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, способные мыслить по-другому, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные.
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики высококвалифицированными специалистами. Нет сомнения в том, что в современной экономике специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи, очень востребованы. Вот почему мы считаем важным переход колледжа на среднее специальное образование, возможность получения учащимися специальностей электротехнического и автомобильного профилей на данном уровне.
Мы уверены, что в нашем обществе высококвалифицированный рабочий, техник, инженер должны отождествляться с успешностью в жизни, достатком и уважением.
– Какими качествами должны обладать ребята, стремящиеся освоить рабочую профессию и в будущем стать квалифицированными специалистами?
– Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия. Если вы выбираете профессию электрика, слесаря, то вам потребуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность, практическое мышление, техническая фантазия.
– Олег Григорьевич, как вы думаете, какие знания и навыки стоит приобретать и развивать школьникам уже сегодня, чтобы в будущем стать профессионалами своего дела?
– Современные тенденции в развитии общества показывают, что абитуриентам необходимо иметь не только прочные знания, но и развивать личностные компетенции, навыки работы в команде. И главное – иметь желание учиться и владеть профессиональными навыками!
Вера ЖИДОЛОВИЧ