Для истории развития человечества 85 лет – это лишь миг, но для учебного заведения – это годы упорного труда нескольких поколений педагогических работников, сотрудников и учащихся. За это время техникумом, а затем колледжем подготовлено более 38 тысяч квалифицированных специалистов для экономики Республики Беларусь. Особая гордость колледжа – выпускники, которые своими делами приумножают славу своей страны, своей альма-матер.
О развитии, совершенствовании и создании условий для успешного обучения в ГУО «Минский финансово-экономический колледж» расскажет директор Оксана Анатольевна Бесько.
– Оксана Анатольевна, расскажите, какие специальности можно освоить в колледже?
– В настоящее время в колледже осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием по дневной форме обучения по специальностям:
Подготовка специалистов осуществляется за счет собственных средств учащихся и за счет средств республиканского бюджета. Все бюджетные места подкреплены заявками заказчиков кадров.
Заказчиками кадров являются Комитет по образованию Мингорисполкома, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, БРУСП «Белгосстрах», ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «БПС- банк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Технобанк», Министерство культуры Республики Беларусь и др.
После окончания колледжа выпускники могут поступать на сокращенное обучение по заочной форме в вузы Республики Беларусь. Колледжем заключены договоры о непрерывной подготовке с 22 вузами Республики Беларусь.
– Где проходит практика учащихся?
– Каждая специальность – это своя отдельная история. Если мы говорим о специальности «Финансы», то учащиеся по специализации «Налоги и налогообложение» проходят практику в налоговых органах Республики Беларусь, учащиеся по специализации «Страхование» проходят практику в страховых компаниях Республики Беларусь, учащиеся по специализации «Бюджет и бюджетный учет» проходят практику в бухгалтериях бюджетных организаций.
Учащиеся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», «Экономика и организация производства» и «Маркетинг» проходят практику на различных предприятиях в соответствующих своей специальности отделах.
Учащиеся по специальности «Банковское дело» проходят практику только в банках.
– Как организована работа педагогического состава колледжа?
– Колледж располагает кадровым потенциалом, способным обеспечить качественную подготовку специалистов. Высшую квалификационную категорию имеет 44 % преподавательского состава, первую квалификационную категорию имеет 42 %.
В педагогическом коллективе колледжа сохраняются и совершенствуются устоявшиеся принципы и подходы к организации образовательного процесса, внедряются новые формы и методы работы. Преподаватели колледжа наряду с традиционными формами и методами проведения учебных занятий широко применяют деловые и ролевые игры, пресс-конференции, диспуты и другие формы работы, которые способствуют активизации учебного процесса, развитию интереса учащихся к усвоению и применению знаний и умений.
Колледж является ответственным за разработку и обновление стандарта специальности среднего специального образования «Финансы» со специализациями «Бюджет и бюджетный учет», «Налоги и налогообложение», «Страхование».
Педагогический коллектив колледжа является активным участником в разработке учебно-планирующей и учебно-методической документации для всей республики по экономическому профилю. Также преподаватели колледжа принимают участие в издательской деятельности в качестве авторов и рецензентов.
В колледже уделяется внимание работе с молодыми преподавателями. За каждым из них закреплены опытные наставники, которые оказывают методическую помощь в подготовке материалов к занятиям, текущей и итоговой аттестации. На протяжении многих лет успешно функционирует школа «Начинающий преподаватель».
– Оксана Анатольевна, расскажите, какие предметные комиссии существуют в колледже и в чем заключается их работа?
– В целях совершенствования качества образования, повышения педагогического мастерства педагогических работников, методического обеспечения образовательного процесса в колледже создано 8 предметных (цикловых) комиссий.
Комиссия социально-экономических дисциплин является выпускающей комиссией по специальности «Маркетинг». Первый выпуск учащихся по специальности состоялся в ноябре 2009 года. Комиссия активно участвовала в разработке типового учебного плана по специальности «Маркетинг», учебных программ для данной специальности.
Учащиеся колледжа в рамках учебной практики провели маркетинговые исследования для ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», банка ВТБ, ООО «Агентство Владимира Гревцова». В рамках учебной практики по маркетингу организуется посещение предприятий ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», Парка высоких технологий; тематических выставок – «Мир упаковки», «Турбизнес» и др.
Цикловая комиссия банковских дисциплин и бухгалтерского учета осуществляет работу по двум направлениям:
Цикловой комиссией проводятся разнообразные внеаудиторные мероприятия, способствующие профессиональному становлению учащихся, такие как олимпиады по специальным дисциплинам, встречи с выпускниками – банковскими и бухгалтерскими работниками, конкурсы рекламных проспектов по банкам, проведение экскурсий в организации – заказчики кадров, посещение ежегодной выставки «Банк. Страхование. Лизинг», дней открытых дверей в банках и др.
Основные задачи работы цикло- вой комиссии социально-философских дисциплин – формирование мировоззрения, системного мышления, социально значимых личностных качеств, гражданственности и патриотизма, правовой культуры будущих специалистов.
Преподаватели комиссии совершенствуют учебно-методическую работу, воплощают принципы личностно-ориентированного обучения, используют как традиционные формы и методы обучения, так и деловые игры, конкурсы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся («Брейн-ринг», «IQ-аукцион», «Избирательная кампания» и др.). Формированию активной гражданской позиции, общей культуры учащихся способствуют внеаудиторные формы работы: конкурс «Я и имидж МФЭК», открытые кураторские часы («Изучаем международное гуманитарное право», «Молодежь и избирательное право», «Маркс на новый лад» и др.), учебные занятия в форме экскурсии, создана богатая видеотека по темам цикла.
Основными направлениями работы комиссии информационных технологий, математики, статистики являются формирование информационной культуры у учащихся колледжа; развитие навыков самостоятельной работы учащихся, воспитание их активной жизненной позиции, развитие профессиональной компетентности.
Для эффективной организации обучения преподавателями комиссии поддерживается тесная связь колледжа с базовыми организациями с целью использования современных информационных технологий. Проводится совместная работа по разработке практических заданий, выполняемых с использованием персональных компьютеров.
Большое внимание уделяется внеаудиторной работе с учащимися. Ежегодно комиссия проводит олимпиады по информационным технологиям, конкурсы по скоростному набору текста в MS Word, по статистике «Беларусь в цифрах».
Свой вклад в подготовку квалифицированных специалистов вносит и комиссия белорусского и иностранных языков, которая помогает учащимся овладеть родным и иностранным языком как средством общения в рамках избранной специальности.
Для того, чтобы процесс обучения иностранному языку был максимально эффективным, преподаватели комиссии широко используют аудио, видеоматериалы, ситуативноролевые игры, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, помогают решать многие задачи. Ежегодное участие в научно-теоретической конференции учащихся колледжа, проведение олимпиады, викторины, внеаудиторных воспитательных мероприятий комиссии на иностранном языке позволяет создавать ситуации, стимулирующие заинтересованность в изучении иностранных языков как средства меж- национального общения и способа получения дополнительных профессиональных знаний, что является сегодня ключевым фактором подготовки конкурентоспособного молодого специалиста.
Цикловая комиссия планово-экономических дисциплин и налогообложения осуществляет организацию учебного процесса и его методическое обеспечение по двум блокам дисциплин: планово-экономическим дисциплинам и налогообложению.
Блок планово-экономических дисциплин включает такие учебные дисциплины, как «Экономика организации», «Анализ хозяйственной деятельности», «Организация производства», «Ценообразование», «Логистика», «Внешнеэкономическая деятельность». Ключевым объектом изучения указанных дисциплин является предприятие и его деятельность.
Блок дисциплин по налогообложению включает такие учебные дисциплины, как «Налогообложение», «Налогообложение организаций», «Налогообложение физических лиц», «Система налогообложения».
Цикловая комиссия ответственна за подготовку специалистов по двум специальностям: «Финансы» (специализация «Налоги и налогообложение», квалификация «экономист»), а также «Экономика и организация производства» (специализация «Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности», квалификация «техник-экономист»).
Цикловая комиссия финансовых дисциплин ответственна за подготовку и выпуск специалистов по специализациям «Бюджет и бюджетный учет» и «Страхование» специальности «Финансы».
Основными целями, которые ставят перед собой преподаватели комиссии финансовых дисциплин, являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся в овладении профильными дисциплинами и формирование положи- тельного отношения к избранной профессии. Особое внимание преподаватели комиссии уделяют работе с организациями-заказчиками кадров. Используются различные виды сотрудничества с бюджетными и страховыми организациями.
Одним из направлений работы колледжа является содействие формированию здорового физически активного образа жизни молодежи и воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как социальной ценности. Данное направление работы помогают реализовать преподаватели цикловой комиссии физического воспитания.
Преподаватели комиссии ежегодно принимают участие в отраслевой спартакиаде работников Министерства финансов Республики Беларусь, осуществляют подготовку команд колледжа для участия в спортивно- массовых мероприятиях Советского района и города Минска.
Наши учащиеся во время обучения в колледже занимают призовые места в различных республиканских, городских и районных соревнованиях.
– Оксана Анатольевна, какие структурные подразделения существуют в колледже?
– Во-первых, это общежитие. Оно состоит из двух зданий, соединенных между собой переходом. Колледж на 100 % обеспечивает всех своих учащихся местами в общежитии. Для проживания в нем созданы условия в соответствии с действующими нормами. Вся работа в общежитии строится по принципу самоуправления, основным органом которого является Совет общежития. Он, совместно с воспитателями общежития, организует различные досуговые мероприятия, праздничные концерты, познавательно-развлекательные конкурсы, а так- же шахматно-шашечные турниры, соревнования по настольному теннису.
Во-вторых, следует упомянуть библиотеку. На абонементе библиотеки читатели имеют право пользоваться электронными каталогами: алфавитным и систематическим, получать учебную и художественную литературу для работы дома. В читальном зале одновременно может работать 68 человек.
В-третьих, к структурным подразделениям колледжа относится вычислительный центр. ВЦ обеспечивает нормальное функционирование имеющейся в колледже вычислительной техники, подбор и содействие в приобретении, настройку и установку новых персональных компьютеров, периферийных устройств и оборудования, проводит работу по обеспечению бесперебойного функционирования учебного процесса, а также оказывает содействие в автоматизации работы других служб колледжа.
В-четвертых, нельзя не сказать про нашу бухгалтерию. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных и материальных ценностей, экономным расходование материальных трудовых и финансовых ресурсов.
– Оксана Анатольевна, каких учащихся ждет колледж в новом учебном году?
– Хочу обратить внимание, что в нашем колледже получить образование будет легче тем ребятам, которые обладают, как говорится, математическим складом ума. Ребятам, для которых предпочтительны гуманитарные дисциплины, будет очень тяжело не только учиться, но и работать в финансово-экономической сфере.
Также хочу отметить, что всем нашим выпускникам приходится работать в коллективе и общаться с клиентами, поэтому и обучение, и будущая работа будет приятной для коммуникабельных ребят. Конечно, развить те или иные навыки можно в ходе обучения, чему в нашем колледже уделяется значительное внимание.
Желаю удачи в выборе будущей профессии.
Вера ЖИДОЛОВИЧ