КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Представляем учебное заведение
    • »
    • УО «Бобруйский государственный механико-технологический колледж»

    УО «Бобруйский государственный механико-технологический колледж»

    kb10_2015-uch_01

    Бобруйский государственный механико-технологический колледж является одним из ведущих учебных заведений региона в сфере подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованиями. Выпускники колледжа – это квалифицированные рабочие, которые трудятся в разных отраслях хозяйства республики. Директор колледжа Аушев Валерий Николаевич рассказал о нынешнем процессе обучения и поделился мнением о новых технологиях подготовки учащихся.

    – Валерий Николаевич, какие специальности существуют в колледже?

    – C 1 июля 2015 года произошло объединение УО «Бобруйский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж» и УО «Бобруйский государственный механико-технологический колледж». Реорганизация привнесла ряд изменений, главное из которых: открытие новых отделений. Теперь в нашем учебном заведении представлены специальности по двум направлениям.

    Если говорить о дневной форме обучения по программам среднего специального образования, то на основе общего базового образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев существуют следующие специальности.

    • • «Монтаж и эксплуатация электрооборудования»;
    • • «Промышленная теплоэнергетика»;
    • • «Технология машиностроения»;
    • • «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов»;
    • • «Химическая технология органических веществ, материалов и изделий».
    • • «Аналитический контроль химических соединений»

    На дневную форму обучения на основе профессионально-технического образования со сроком обучения 1 год и 10 месяцев можно поступить на специальность «Оборудование и технология сварочного производства».

    На дневную форму обучения по программам профессионально-технического образования на основе общего базового образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев существуют следующие специальности.

    • • «Механическая обработка металла на станках и линиях» (станочник широкого профиля 4 разряда);
    • • «Технология сварочных работ» (электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4 разряда; электрогазосварщик 4 разряда);
    • • «Техническая эксплуатация оборудования» (слесарь механо-сборочных работ 4 разряда; слесарь-ремонтник 3 разряда; слесарь-инструментальщик 3 разряда);
    • • «Эксплуатация и ремонт автомобилей; Техническая эксплуатация оборудования» (слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда; слесарь механо-сборочных работ 4 разряда);
    • • «Техническая эксплуатация оборудования; Технология сварочных работ» (слесарь механо-сборочных работ 4 разряда; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4 разряда).

    На дневную форму обучения на основе общего среднего образования со сроком обучения 10 месяцев можно поступить на специальность «Технология сварочных работ» (электрогазосварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4 разряда).

    Заочная форма обучения возможна на базе профессионально-технического образования, срок обучения составляет 2 года 10 месяцев. На бюджетной основе можно поступить на специальность «Оборудование и технология сварочного производства», на платной основе – на специальность «Технология машиностроения» и «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов».

    На все специальности дневной формы обучения зачисление проводится на основе конкурса среднего балла документа об образовании. На заочную форму обучения по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» зачисление проводится на основе среднего балла документа об образовании; по специальностям «Технология машиностроения» и «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» – по результатам экзамена по спецтехнологии.

    kb10_2015-uch_02

    – Расскажите, пожалуйста, о специфике обучения. Какие важные преимущества ждут учащегося, который поступил в ваш колледж?

    – У нас представлены все три формы обучения: дневная, вечерняя и заочная. На дневном отделении мы готовим учащихся уровня среднего специального и профессионально-технического образования. На вечернем и заочном отделении – только учащихся уровня среднего специального.

    Главный плюс образования, которое сейчас можно получить в нашем учебном заведении, заключается в интеграции специальностей. К примеру, учащийся, окончив обучение на дневном отделении уровня профессионально-технического образования, может перейти в рамках учебного заведения на уровень среднего специального образования и учиться по сокращенному сроку. Важным является и то, что обучаться на сокращенном сроке можно и на дневном отделении.

    К тому же, у нас представлена возможность обучения и на заочном отделении уровня среднего специального образования. К примеру, в этом году мы набрали группу заочного отделения на бюджетной основе – к нам приехали учащиеся из Лунинца, Рогачева и других городов, которые территориально находятся довольно далеко. Это говорит о том, что наше учебное заведение действительно располагает необходимыми и, главное, востребованными возможностями получения профессии.

    Дневное отделение (как уровня среднего специального, так и уровня профессионально-технического образования) мы комплектуем из числа выпускников базовой школы, но одну специальность уровня профессионально-технического образования мы формируем из выпускников средней школы. Это или «Технология сварочных работ», или «Механическая обработка металла на станках и линиях» – специальность мы чередуем через год.

    – С какими учебными заведениями сотрудничает колледж?

    – У нас заключены договоры со многими учебными заведениями республики уровня среднего специального образования. К тому же, учащийся, получивший в нашем учебном заведении среднее специальное образование по любой из специальности, может продолжить обучение в высшем учебном заведении по сокращенной форме обучения. Например, в УО «Белорусский государственный технический университет», Белорусском национальном техническом университете, УО «Гомельскийгосударственный технический университет имени П.О. Сухого», ГУВПО «Белорусско-российский университет», УО «Могилевский государственный университет продовольствия»и некоторых других вузах страны.

    Такая возможность не только хороша сама по себе, но и довольно легко реализуема: выпускник, который решил продолжить обучение по своей специальности в высшей школе, должен сдать только один тест по языку, а остальные баллы он получит за счет сдачи экзамена по профильным предметам.

    К примеру, наши выпускники уровня среднего специального образования специальности «Технология сварочных работ» могут продолжить обучение в УО «Полоцкий государственный университет», Белорусском национальном техническом университете и ГУВПО «Белорусско-российский университет». С ПГУ у нас уже заключен договор о том, что с 2016 года наши выпускники смогут получать высшее образование сокращенно на дневной форме.

    Помимо плодотворного сотрудничества с белорусскими вузами, хочется рассказать и о серьезном общении с Новомосковским институтом Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. Сейчас идет диалог об обучении наших выпускников в этом институте очно, заочно и по сокращенной форме. Для наших выпускников это хорошая возможность получить высшее образование, и сейчас я объясню, почему. Важно, что правила приема в высшую школу в Республике Беларусь и России отличаются: наши абитуриенты сдают ЦТ, а их – ЕГЭ. Это отличие позволяет белорусским абитуриентам поступить в российские вузы, сдав только внутренние экзамены вуза. По законам Российской Федерации получение высшего образования на базе среднего специального образования должно составлять не более 3 лет. В связи с этим граждане Республики Беларусь могут поступить даже на дневное бюджетное отделение и за три года получить высшее образование.

    kb10_2015-uch_03

    – Валерий Николаевич, расскажите о такой важной составляющей колледжа, как материально-техническая база.

    – После реорганизации, о которой я говорил выше, обучение происходит в двух корпусах. Важным является то, что наши корпуса – это не обычные приспособленные здания, а специально спроектированные здания для учебных заведений.

    Такие мастерские, как в нашем колледже, в республике есть только в трех учебных заведениях. Представьте: мастерская – это завод на 160 рабочих мест в одну смену. Для примера: раньше в Бобруйске функционировала зеркальная фабрика, где было 105 рабочих мест, а у нас их 160. В 2 смены за станками, верстаками и сварочными аппаратами стоят 320 человек. Следовательно, теоретически наша мастерская по производительности и возможностям мощнее целой фабрики.

    У нас имеется ресурсный центр по сварке, и оборудование, которое сейчас там установлено, по современности находится на втором месте в республике после Республиканского института профессионального образования. В 2013 году мы приобрели сварочное оборудование почти на миллиард белорусских рублей. Куплены специальные тренажеры, которые позволяют учить детей так же, как и на западе. Я дважды был на образовательных выставках в Германии и Франции. В учебных заведениях профессиональной направленности этих стран, которые мы посещали, нет станков, везде стоят компьютеры, тренажеры с соответствующими обучающими программами. Сегодня у нас сделан первый шаг к освоению таких же технологий.

    Примерно такие же тренажеры, как мы приобрели, я видел на выставке в Ганновере. Представьте: ребенок надевает маску, где стоит специальный дисплей, посредством которого видно, как формируется шов, имитируется формирование шва, как стекает капля шлака. Я считаю, что благодаря таким технологиям детям не только проще, но и интереснее овладевать мастерством.

    kb10_2015-uch_04

    – Что представляет собой практика учащихся?

    – На уровне профессионально-технического образования программой заложено получение практических навыков в мастерских учебного заведения. Один-два дня в неделю учащиеся работают на шестичасовом уроке в мастерских учебного заведения в течение двух лет. Такую работу, к примеру, на станках нельзя назвать просто учебной. Учащиеся трудятся с настоящими чертежами, инструментами, металлом, в результате чего получается не стружка и не металлолом, а настоящая деталь. Когда выпускник, который получил такую основательную подготовку, выпускается и приходит работать на завод, он легко адаптируется как специалист, так как становится за такой же станок, за которым уже работал во время обучения.

    На третьем курсе есть такой элемент обучения, как производственная практика. Она проходит на штатных рабочих местах предприятий, практиканты не входят в их штатную численность. В зависимости от специальности учащиеся работают в режиме предприятия, их включают в состав бригад, они получают определенные задания. Такая практика длится от 4 до 6 месяцев, в зависимости от специальности.

    Выпускники уровня среднего специального образования так же проходят подготовку по рабочим профессиям, которая проходит в несколько этапов. Существуют программы, рассчитанные на то, чтобы учащиеся получали рабочие квалификации. В пределах учебного заведения есть так называемые «практики»: приблизительно в течение месяца (этот срок зависит от специальности), ребята осваивают элементарные, первоначальные навыки, например: управлением станком, заточкой инструмента, операциями по снятию стружки. Помимо теории, здесь, в стенах учебного заведения, осваиваются реальные навыки работы.

    После третьего курса по всем специальностям предусмотрена практика, которая направлена на получение рабочей профессии в условиях предприятия. Учащиеся трудятся на определенных рабочих местах, и после окончания практики им присваивается минимум третий разряд по одной их рабочих специальностей, которые требуются предприятию.

    С 1 сентября 4 курса учебный план предполагает выход на технологическую практику. Программа предполагает примерно 50 дней (количество дней зависит от специальности) работы на штатных рабочих местах. То есть, учащийся, который уже получил рабочую специальность, пока учился, работает на предприятии. К примеру, будущий химик-технолог приходит на шинный комбинат ОАО «Белшина» и, работает, например, вальцовщиком, параллельно собирая материалы для курсового проекта. В конце ноября либо начале декабря практика заканчивается, а учащийся повышает свою квалификацию до 4 разряда по рабочей специальности. После этого будущий выпускник обучается в учебном заведении еще 2-3 месяца (срок зависит от специальности) и приступает к преддипломной практике. Получив задание и тему дипломного проекта, учащийся уже не работает, а собирает необходимые материалы, консультируется, пишет дипломный проект, который связан с производством, конкретными марками оборудования, определенными технологиями, экономическими расчетами и так далее.

    Завершающим этапом обучения на уровне среднего специального образования является защита дипломного проекта, а на уровне профессионального технического образования – государственный экзамен, который проходит в виде ответов на вопросы по 3-м дисциплинам в зависимости от профиля.

    – На каких предприятиях могут работать выпускники колледжа?

    – По договорам мы готовим специалистов для всех предприятий региона, которые связаны с министерством промышленности и министерством энергетики. Если говорить конкретно, то это ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «БЗТДиА», концерна «Белнефтехим», ОАО «Белшина». Сегодня это очень мощные предприятия, где используется новейшие техническое оборудование и передовые технологии.

    До 2015 года 100% выпускников после окончания колледжа получало трудоустройство. Сейчас в связи с плановыми сокращениями штатной численности на предприятиях министерства промышленности и положением в экономике мы не смогли трудоустроить, к примеру, выпускников специальности «Механическая обработка металла на станках и линиях».

    – Валерий Николаевич, есть ли какие-нибудь мечты, которые, если реализуются, позволят колледжу стать еще лучше?

    – Сейчас весь мир использует специальные обучающие программы, которые полностью моделируют в компьютере все операции: например, выбор резца, установку, проектирование и обработку деталей. В результате работник со своего компьютера может просто установить программу, которую он составил, и станок в автоматическом режиме выточит необходимую деталь. Хотелось бы, чтобы учащимся стали доступны такие программы.

    Можно сказать, что начало этого этапа уже положено. К примеру, выпускник нашего учебного заведения, Поминов Александр, стал победителем в Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Первый чемпионат WorldSkills Belarus-2014». Освоив практические навыки на бобруйском заводе по производству тормозной аппаратуры и механизмов (ОАО «ТАиМ»), он стал специалистом по токарной обработке металла на станках с программным управлением. Сейчас Александр вернулся из Сан-Паулу, где проходил Всемирный конкурс профессионального мастерства «WorldSkills», там он показал отличные результаты. Этот пример ярко демонстрирует не только личные успехи нашего выпускника, но и направление совершенствования подготовки специалистов самого высокого уровня.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia