
Игорь Иванов
Металлургия и технология литейного производства, обработка материалов давлением, процессы сварки, термическая обработка металлов, материаловедение, композиционные и порошковые материалы и покрытия – области знаний, от которых напрямую зависит работа реального сектора экономики. Именно поэтому сегодня очень востребованы высококвалифицированные специалисты-инженеры, знающие специфические аспекты организации работы на предприятиях.
Об особенностях специальностей механико-технологического факультета БНТУ, значимости практического обучения и роли современного специалиста расскажет декан факультета, профессор, доктор технических наук Иванов Игорь Аркадьевич.
– В чем заключаются особенности специальностей и специализаций, представленных на факультете?
– Выпускник, освоивший специальность «Материаловедение в машиностроении», имеет достаточно широкую сферу деятельности. Его задача: выбор, создание новых и улучшение комплекса свойств существующих металлических и неметаллических материалов. Он должен понимать технологические процессы, обеспечивающие получение новых материалов, знать, как обработать существующие материалы и улучшить их свойства.
Его задача на предприятии – контроль качества технологического процесса. Данные специалисты имеют широкие знания, поэтому востребованы также и в научно-исследовательских институтах. Хорошие знания материаловедческих аспектов стали, сплавов, композиционных материалов, основ их проектирования и использования позволяет им работать не только в инженерных сферах, но и, к примеру, в маркетинговых центрах по продаже стали.
Студенты этой специальности детально изучают аналитические методы, микроструктурный анализ, проводят механические испытания. Они обеспечивают качественную работу всех участков на промышленном предприятии.
В процессе обучения по специальности «Машины и технология литейного производства» студенты изучают современные средства для исследования физико-механических свойств и физических процессов в области литейного производства. Помимо этого, они знакомятся с современными методами получения всевозможных отливок. И поскольку отливки применяются для проектирования и производства различных изделий, специалисты должны обладать знаниями, которые позволят им организовать технологический процесс, учитывая специфику того или иного изделия. К примеру, есть литейные стали, которые плохо обрабатываются, и чтобы все-таки это сделать, нужно четко знать состав, понимать, как изготовить форму.
При обучении студентов по этой специальности уделяется большое внимание изучению различных программ, которые позволяет им рассчитывать отливки, температурные поля застывания и так далее. Сегодня литейное производство, особенно цветное литье, очень сильно автоматизировано. Поэтому специалисты, которые после университета будут работать в этой сфере, должны хорошо знать всю аппаратуру.
Специалист, освоивший специальность «Машины и технология обработки материалов давлением», владеет знаниями в областях кузнечноштампового производства, систем автоматизированного проектирования, технологическими процессами обработки металлов давлением.
Их основное направление – машиностроительные предприятия. К примеру, если взять легковой автомобиль, то он приблизительно на 60 % является штампованным изделием.
Специалист, освоивший специальность «Оборудование и технология сварочного производства», умеет разрабатывать инновационные технологические процессы сварки изделий. Он владеет современными компьютерными методами управления сварочными комплексами, методами сварочного контроля. Выполняет задачу инженера: разрабатывает технологический процесс и контролирует его исполнение работником. При этом он знает все виды сварочных процессов, которые существуют. Такой специалист также знает особенности управления автоматизированным сварочным оборудованием и аспекты проектирования сварочных процессов.
Мы все помним фильмы, снятые еще в прошлом столетии, в которых показывали работу металлурга, который для выполнения своей работы прикладывал немало физической силы. Сегодня эта отрасль шагнула далеко вперед: практически все теперь автоматизировано и компьютеризировано. Выпускник специальности «Металлургическое производство и материалообработка» знает, как организован процесс работы современного металлурга, умеет пользоваться специальными программами.
Эта специальность будет интересна тем, кто увлекается химией. Химию изучают на всех наших специальностях, однако здесь ей уделяется больше внимания.
Эта специальность включает в себя несколько специализаций. Специализацию «Литейное производство черных и цветных металлов» получают будущие технологи, которые изучают оборудование и условия эксплуатации, задача которых – разработать технический процесс и подобрать исходные материалы, дать задание на закупку того или иного оборудования и сырья, рассказать, в какой последовательности и при каких режимах изготовить необходимое.
Специализация «Металловедение, технология и оборудование термической обработки металлов» присваивается инженеруметалловеду, который знает особенности термической и химикотермической обработки, что помогает ему разработать технологии получения сплавов с наилучшими свойствами.
Такой специалист знает, как термически обработать заготовку из сырого металла, который не имеет прочностных свойств, чтобы изделие обладало определенными свойствами: износостойкостью, твердостью, ударостойкость, коррозионную стойкость и прочее.
Специалист, получивший специализацию «Электрометаллургия черных и цветных металлов» владеет знаниями, умениями, навыками в области теории и технологии прокатного и волочильного производств, моделирования технологических процессов, расчета и проектирования металлургических нагревательных устройств, оптимизации ресурсо и энергoсберегающих теплотехнологий. Выпускники с такой специализацией устраиваются на работу преимущественно на Белорусский металлургический завод.
Специалист, получивший специализацию «Металлургическое производство и мтериалообработка (промышленная безопасность)», знает особенности организации работы в области металлургии и машиностроения, владеет определенной нормативной базой по охране труда и пожарной безопасности, разбирается в различных требованиях по организации работы в цехах и принципах функционирования того или иного оборудования.

В лаборатории

В цеху

В цеху
– Расскажите про процесс обучения на факультете.
– Обучаясь на факультете, студенты получают классическое академическое образование. Как в любом университете, оно включает теоретическую, практическую и научную подготовку. Занятия проходят в форме лекций, лабораторных и практических работ. Практическая подготовка заключается в прохождении учебных практик в мастерских факультета и практик на предприятиях. Также студенты активно участвуют в научной жизни факультета.
В время обучения студенты изучают специальные дисциплины, которые должен знать будущий инженер. Практические навыки ребята отрабатывают на лабораторных занятиях, ход которых зависит от того, что должен усвоить студент, и в механических мастерских.
К примеру, если студент прослушал теоретический курс по организации литейного производства, его знания были бы неполными, если бы он не имел возможности самостоятельно нагреть заготовку до определенной температуры и охладить ее с разной скоростью. Так он может пронаблюдать, как изменяется такой показатель металла, как твердость. У нас есть специальные классы с определенным оборудованием, где студент может изучить, как структура металла влияет на его свойства, чем одна структура отличается от другой и по какой причине, почему различаются прочностные свойства метала и прочее.
Также у нас есть полностью оборудованные рабочие места, где студент может самостоятельно попробовать провести сварочные работы. Есть специальный сварочный тренажер, на котором студент видит все ошибки, которые он мог бы допустить при реальной сварке. Если студент осваивает организацию литейного производства, то на лабораторных установках он может изучить плавку алюминиевых сплавов, в чем их особенность, рассмотреть на практике теоретические аспекты.
На факультете в стенах университета существует три самых настоящих цеха, где ребята закрепляют полученные знания на практике. Механический цех, где производится обработка металла на станках и его сварка; литейный цех, где ребята могут на конкретных примерах понять, что такое организация технологического процесса и как проходит получение отливок; и цех обработки металлов давлением, где есть все необходимое оборудование для успешного освоения специальных навыков.
Проводя занятия с оборудованием, в цехах, мы стараемся привить студентам определенное отношение к работе, говорим о технике безопасности и охране труда. Это очень важный аспект обучения, и если студент будет обращать на него внимание еще во время учебы в вузе, на рабочем месте ему будет намного проще.
– Как и когда ребята знакомятся с настоящим производством?
– Для этого организовываются практики на предприятиях. Практически каждая кафедра факультета имеет от двух до пяти филиалов на различных предприятиях страны.
Например, у нас есть филиал на ОАО «БМЗ», ООО «МТЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «Белниилит» и на многих других предприятиях отрасли.
Практики бывают учебные и производственные. Учебная практика – ознакомительная, она проходит после первого или второго курсов. Они проходят в виде экскурсий по предприятиям, во время которых студентов знакомят с особенностями организации работы. Такие практики проходят очень информативно, к тому же, студентам интересно наблюдать за всеми этапами создания изделия в цеху, а после этого увидеть готовый результат.
На старших курсах проходят технологические и конструкторскотехнологические практики. Задача студентов – изучить какойто узкий технологический вопрос, например, организацию изготовления или обработки конкретной детали.
Также во время таких практик студенты имеют возможность ознакомиться с технологией в целом, получая на заводе технологическую или конструкторскую документацию, и на основываясь на ней студент выполняет курсовое проектирование.
Последняя практика – преддипломная. Всю необходимую информацию для своего диплома студент может получить на том или ином предприятии. Кроме этого, мы стараемся организовать дипломное проектирование таким образом, чтобы у студента был консультантспециалист, работающий на заводе, который мог бы помочь студенту в написании диплома. Такая работа необходима, ведь сейчас сфера совершенствуется очень быстро, и только человек, работающий на производстве, сможет объяснить все изменения и инновации.
– Куда распределяют выпускников? Как проходит распределение?
– Мы распределяем выпускников нашего факультета на очень многие предприятия отрасли. Выпускник может выбрать место распределения, если заранее убедился в том, будет ли он необходим на том или ином предприятии.
Мы всегда идем навстречу нашим выпускникам и стараемся удовлетворить и их интересы, и интересы предприятий, из которых на факультет приходят заявки на распределение.
Если у выпускника, который обучался на платной основе, возникают проблемы с трудоустройством, мы всегда помогаем, так как каждый год количество заявок на распределение гораздо больше, чем выпускников, которые обучались на бюджетной форме получения образования.
– Кто такой современный специалист механико-технологического профиля?
– Благосостояние нашей республики заключается в успешной работе предприятий реального сектора экономики. То, насколько хорошо будут работать такие предприятия, зависит от тех специалистов, которые на них трудятся, а в первую очередь – от специалистов, освоивших наукоемкие, металлоемкие специальности. Это очень важные работники любого предприятия.
Механико-технологический факультет выпускает современных инженеров, которые знают не только инженерный аспект. Наша концепция подготовки специалиста – всесторонний подход к обучению. Мы обучаем будущих инженеров экономически обосновывать принятые технические решения.
У такого специалиста должен быть широкий кругозор. Он должен представлять, что производится не только в нашей стране, но и во всем мире, а также должен понимать особенности эксплуатации той или иной техники. Такой специалист должен обладать IT-знаниями: знать основы программирования, владеть пакетами прикладных программ. Кроме этого, если у инженера нет знаний основ автоматизации, программирования, электротехники и электроники, его сложно назвать компетентным.
Перечисленные пункты – основа работы современного инженера. И именно таких специалистов мы обучаем на нашем факультете.
Вера ЖИДОЛОВИЧ