КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Важные новости
    • »
    • Особенности профессиональной адаптации молодежи

    Особенности профессиональной адаптации молодежи

    Особенности профессиональной адаптации молодежи

    В настоящее время все актуальнее становится вопрос о качестве работы профессионалов, создающих товары и оказывающих услуги. Особое внимание уделяется молодым специалистам, впервые претендующим на рабочие места.

    Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

    • недостаток прикладных (применяемых в работе) профессиональных знаний, квалификации и навыков;
    • трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
    • необходимость предоставления молодым специалистам ряда дополнительных льгот, предусмотренных ТК РБ (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
    • желание части молодежи совмещать работу с учебой;
    • инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

    Со своей стороны, молодежь не стремится получать знания о ситуации на современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Почему так происходит?

    При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

    Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что молодежную безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

    Существенную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда должны играть личная активность и объективность суждений с одной стороны и профессиональная информированность молодых людей – с другой.
    Тогда выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем позициям и зависят от их объективного содержания и личного понимания.

     

    Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

    • достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
    • актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям людей);
    • перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
    • обновляемость информации (уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
    • доступность и доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения на современных информационных площадках).
    Информация о профессиях, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профессиональной подготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. В результате, актуальное информирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

     

    Конкурентные преимущества молодежи на рынке труда (мнение прогрессивных работодателей):

    • быстрая обучаемость;
    • гибкость в принятии решений, мобильность, способность легко осваивать новые технологии и технические процессы;
    • современные знания (в том числе компьютера, новых технологий, техники);
    • интерес к новому;
    • хорошее здоровье, много сил, энергии;
    • возможность ненормированной работы;
    • отсутствие профессиональных шаблонов;
    • желание реализовать себя, сделать карьеру;
    • готовность много работать;
    • отсутствие на момент трудоустройства собственной семьи, детей;
    • возможность платить меньше;
    • креативность, творческий подход к делу.

    Ирина ЛИТВИНА,
    психолог ГУ «Минский Городской центр социального обслуживания семьи и детей»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia