Все больше молодых белорусов отправляется получать знания и специальность за границу, а вернувшись на родину, не может найти работу по специальности. Почему это происходит, как исправить ситуацию, где лучше учиться – чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, агентство «Тваё заўтра» провело социологическое исследование «Проблема трудоустройства белорусских студентов, получивших образование за границей». Всего было опрошено 505 граждан Республики Беларусь и 55 экспертов – лидеры мнений, представители бизнеса, госслужащие и люди, работающие в сфере образования. О результатах исследования мы поговорили с его автором, профессором Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Анатолием Лысюком.
– Анатолий Иванович, возможно ли получить качественное высшее образование в Беларуси?
– В целом участники нашего исследования позитивно оценили качество отечественного высшего образования, однако эксперты делают акцент на том, что многое зависит от специальности, которую молодой человек выбирает. Если мы говорим про ситуацию выбора – учиться в Беларуси или за границей, то тут большинство как экспертов (52,7%), так и граждан (29,8%) отвечают: «Смотря в каком зарубежном университете». Все-таки можно получать высшее образование в Сорбонне, а можно и в каком-нибудь российском университете, где система образования особо не отличается от нашей. Считают, что более качественное образование можно получить за границей – 21,8% экспертов и 18,2% граждан, Беларусь выбирают только 7,3% экспертов и 14,9% граждан.
– Большинство экспертов и рядовых граждан уверены, что образование за рубежом лучше. А что препятствует получению качественного высшего образования в Беларуси?
– Эксперты главными причинами называют бюрократизацию учебного процесса и отсутствие мотивации у преподавателей. Университетское образование предполагает наличие академических свобод, пока их нет – качественного образования не будет. Что касается мотивации преподавателей, то ее отсутствие связано не только с низкой зарплатой и низким статусом профессии в обществе – большое влияние оказывают системы стимулов, которые присутствуют в университетах. Я имею в виду, что такие системы предполагают большое количество формальных критериев, по которым оценивают преподавание. В итоге мы имеем ситуации, когда преподаватель стоит перед выбором: либо он делает работу качественно, но по формальным показателям в аутсайдерах, либо халтурит, зато набирает много баллов в рамках существующей системы, и соответственно, получает финансовое поощрение. Граждане среди проблем, стоящих на пути совершенствования нашей системы образования в большинстве своем назвали ограниченные связи белорусских университетов с западными. Действительно, интенсивных связей, контактов с другими университетами у наших учебных учреждений мало. Один из факторов, этому препятствующий, – незнание многими преподавателями белорусских вузов иностранных языков. Без языка коммуникация невозможна.
– Белорусская молодежь стремится уехать за границу, чтобы получить престижный диплом, который будет признаваться во всем мире. Но делает ли зарубежное образование их более востребованными специалистами?
– Респондентам мы адресовали открытый вопрос, который касался положительных и отрицательных сторон того факта, что тысячи молодых белорусов учатся в университетах других стран. Среди положительных моментов было отмечено, что, обучаясь за границей, белорусы могут получить действительно хорошее европейское образование, «болонский диплом», что повысит их шансы на рынке труда. Также подобный опыт обучения позволяет приобщиться к европейской культуре и к Европе в плане присвоения демократических ценностей, взглядов, расширить свой кругозор, и конечно, овладеть иностранными языками.
Последний аспект особенно актуален, поскольку я работаю в университете и вижу, что студенты даже старших курсов не знают языков, в этом плане они абсолютно неконкурентоспособные.
Однако есть в получении образования за рубежом и негативные моменты, которые в основном связаны с проблемами трудоустройства: диплом получают, а не во всех странах могут найти работу, возвращаются домой – и тут никому не интересны. По оценке агентства «Тваё заўтра» около 17% тех, кто возвращается на родину, работают не по специальности, а еще 20-25% при трудоустройстве не показывают свой зарубежный диплом. Специалисты, окончившие иностранные университеты, часто оказываются невостребованными и менее социально защищенными, чем выпускники отечественных вузов. Надо сказать, что еще как отрицательные стороны респонденты отмечали то, что уезжая получать высшее образование в другую страну, молодые люди могут столкнуться со сложностями адаптации к другому менталитету, а общение с семьей, с родными и друзьями «на расстоянии» может привести к деформации семейных и дружеских отношений.
Руководитель агентства «Тваё заўтра»
Инна КУЛЕЙ:– У нас есть база данных выпускников зарубежных университетов. На основании этих сведений мы проводили опрос, чтобы узнать, насколько ребят интересует возвращение на родину, и где они трудоустраиваются.
Если в 2016 году около 57% планировали вернуться в Беларусь, то сейчас таких выпускников не больше, чем 40%. Это связано с тем, что молодые люди пока не видят перспектив трудоустройства.
Только 17% из тех, кто возвращается, работают по специальности, а около 25% выпускников предпочитают при трудоустройстве не показывать свой зарубежный диплом.
– Очевидно, что факт учебы белорусов в университетах других стран – это риск утечки мозгов для государства. Что необходимо сделать, чтобы выпускники возвращались?
– Около половины опрошенных нами экспертов и граждан говорят о том, что возвращаться на родину будут либо немногие, либо единицы. Но есть и хорошие новости – 41,8% экспертов и 35% граждан говорят о том, что вероятность возвращения в страну белорусов, получивших университетские дипломы за границей, будет зависеть от экономических и социально-политических изменений в Беларуси. Эксперты считают, что выпускники должны увидеть развитие страны и соответственно возможности для построения своей карьеры. Граждане отмечают, что важным является повышение уровня доходов, заработной платы населения. Это важный момент, потому что для человека, который получил диплом в Европе, открывается широкий рынок, и наши белорусские предложения конкурируют с теми, которые есть за границей. Конечно, хорошо, если врачи будут возвращаться, но понятно, что предложить им такую же зарплату, как предлагают даже в Польше, у нас не смогут. И, конечно, по возвращении молодых специалистов должны ждать гарантированные рабочие места. Тогда они смогут себя реализовать, и польза от них будет для государства максимальная.
– Возможно ли развитие современной Беларуси без специалистов, получивших высшее образование за рубежом, или повысивших там свою квалификацию?
– Большинство экспертов (60%) говорят о том, что невозможно, с ними согласны 40% граждан. При этом 69,1 % экспертов и 58,4% граждан считают, что надо обязательно отправлять за границу белорусских специалистов для повышения своей квалификации. Они связывают это с тем, что тогда появятся реформаторы, которые будут способны предложить белорусскому обществу новые, эффективные модели развития, страна получит специалистов мирового уровня. Также респонденты отмечают, что благодаря подобной практике, мы сможем получить доступ к новейшим западным технологиям, и что немало важно, у нас появятся специалисты с хорошим знанием иностранных языков. К слову, опрошенные участники исследования указывали на необходимость создания специальной государственной программы по направлению своих молодых людей на учебу в зарубежные университеты, как это делают в Китае.
– Если получать высшее образование не в Беларуси, то где, и какие специальности выбирать?
– Конечно, если есть цель получить высшее образование за границей, то надо выбирать лучшие университеты, территориально это государства Европейского Союза и США. Когда мы задавали респондентам вопрос: «Как вы думаете, выпускники зарубежных университетов какого профиля могут быть в наибольшей степени востребованы в Беларуси?», то наблюдали разброс мнений, потому что каждый человек исходит в подобных вопросах из своего житейского опыта. Большинство экспертов считает, что стране нужны экономисты и управленцы в различных социальных сферах. Наиболее приемлемые для таких специалистов рабочие места могут быть предоставлены в системе малого и среднего бизнеса, банковских и финансовых организациях, аналитических центрах и на промышленных предприятиях. Граждане со своей стороны считают, что нам не хватает медиков, инженеров и программистов с зарубежным дипломом.
Валерия БОНДАРЧИК